Иркутский областной суд в составе:
председательствующего судьи Федоркевич С.З.,
при секретаре судебного заседания Людвиг Е.И.,
при участии прокурора Иркутской областной прокуратуры Шебетниковой Ж.В., представителей сторон: заявителя Гаджиева С.Г.о. - Хибатуллина В.М., Правительства Иркутской области - Орловой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гаджиева С.Г.о. о признании противоречащими законодательству и недействующими отдельных положений постановления Правительства Иркутской области от 27 ноября 2008 года N 101-пп "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области", постановления Правительства Иркутской области от 8 ноября 2010 года N 277-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 27 ноября 2008 года N 101-пп",
УСТАНОВИЛ:
Гаджиев С.Г.о. обратился в суд с заявлением (с учетом его уточнения) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия положений постановления Правительства Иркутской области от 27 ноября 2008 года N 101-пп "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области", постановления Правительства Иркутской области от 8 ноября 2010 года N 277-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 27 ноября 2008 года N 101-пп" в части отнесения земельного участка с кадастровым номером "номер изъят", общей площадью "данные изъяты" кв. м., к 5 виду разрешенного использования, то есть к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, для которых кадастровая стоимость установлена в размере "данные изъяты" за 1 кв.м.
Свои требования заявитель мотивировал тем, что согласно кадастровому паспорту земельного участка, договору аренды от "дата изъята" "номер изъят" разрешенным видом использования земельного участка с кадастровым номером "номер изъят" является размещение платной автостоянки, временно расположенной на земельном участке, что, по его мнению, дает основание для отнесения его к 3 виду разрешенного использования, предназначенному для размещения гаражей и автостоянок, и установления кадастровой стоимости в размере "данные изъяты" за 1 кв.м.
По мнению заявителя, оспариваемые положения постановлений N 101-пп и N 277-пп приняты Правительством Иркутской области с нарушением требований частей 1, 5 статьи 65, части 2 статьи 66 Земельного Кодекса Российской Федерации, Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316, Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, и существенно нарушают его права и законные интересы в связи с неосновательным завышением размера арендной платы за пользование земельным участком.
В судебном заседании представитель заявителя Гаджиева С.Г.о. Хибатуллин В.М. заявленные требования поддержал.
Правительство Иркутской области возражало против удовлетворения заявления.
Выслушав личные пояснения сторон, заключение прокурора, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления.
В соответствии с положениями статей 249, 251, 252 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд при рассмотрении заявления гражданина, организации об оспаривании нормативного правового акта исследует свойства этого акта, полномочия органа, издавшего акт, выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В силу подпунктов "в" и "к" части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4).
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5).
Согласно пункту 8 Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой оценки земельных участков.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
Такие методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов утверждены приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39. Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 215 утвержден и Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в частности, следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктами 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации отчета Роснедвижимость проводит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии отчета методическим указаниям Роснедвижимость направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие представленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью, после чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно приведенным положениям законодательства, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
В судебном заседании установлено, что подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в Иркутской области, формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков, находящихся на территории Иркутской области, работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Иркутской области на основании контракта "номер изъят" от "дата изъята" и технического задания "дата изъята" на выполнение соответствующих работ проводились ФГУП " Ф." (л.д 51-68).
Земельный участок с кадастровым номером "номер изъят", расположенный "адрес изъят" отнесен к 5 виду разрешенного использования и его кадастровая стоимость на момент рассмотрения дела в суде определена в размере "данные изъяты" за 1 кв.м.
По результатам работы составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Иркутской области от "дата изъята", который был рассмотрен Роснедвижимостью и согласован на его соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, что подтверждается актом проверки "номер изъят" от "дата изъята", составленным главным специалистом-экспертом отдела экспертизы оценки Управления оценки объектов недвижимости В. (л.д. 46).
Указанный акт проверки был направлен в Управление Роснедвижимости по Иркутской области (л.д.45).
Управление Роснедвижимости по Иркутской области представило согласованные результаты на утверждение в Правительство Иркутской области (л.д. 39).
27 ноября 2008 года Правительством Иркутской области принято постановление N 101-пп, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Иркутской области. Постановление Правительства Иркутской области вместе с Приложениями NN 1, 2 официально опубликовано в газете "Областная" N 137 от 1 декабря 2008 года.
8 ноября 2010 года Правительством Иркутской области принято постановление N 277-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 27 ноября 2008 года N 101-пп "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Иркутской области".
Данным постановлением изменены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Иркутской области, утвержденные постановлением Правительства Иркутской области от 27 ноября 2008 года N 101-пп.
Постановление Правительства от 8 ноября 2010 года N 277-пп вместе с Приложениями NN 1, 2 официально опубликовано в газете "Областная" N 133 (707) от 17 ноября 2010 года (л.д. 158-161).
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области, утвержденные оспариваемым постановлением Правительства Иркутской области, включая оценку земельного участка с кадастровым номером "номер изъят", полностью соответствуют результатам кадастровой оценки, отраженным в отчете от "дата изъята", что подтверждается выпиской из отчета (л.д. 38).
Оценив перечисленные выше доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что результаты государственной кадастровой оценки земель, получившие положительное заключение Роснедвижимости, утверждены Правительством Иркутской области в полном соответствии с приведенными выше требованиями законодательства.
При таких обстоятельствах нарушений положений действующего законодательства при принятии оспариваемых нормативных правовых актов и подготовке отчета судом не установлено.
Довод заявителя о незаконности отнесения оспариваемыми нормативными правовыми актами земельного участка с кадастровым номером "номер изъят" к 5 виду разрешенного использования, проверен судом и признан несостоятельным.
Как установлено судом, в данном случае речь идет об оспаривании группы вида разрешенного использования земельного участка, обусловленной ошибкой, допущенной в отчете, на основании подготовленного ФГУП " Ф." Перечня земельных участков.
Однако разрешение данного вопроса выходит за рамки осуществляемого судом в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации абстрактного нормоконтроля, при котором суд проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта иному акту, имеющему большую юридическую силу.
Вопросы исправления кадастровых ошибок урегулированы статьей 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Решение направляется не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия его, заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке.
Отказ уполномоченного органа в исправлении кадастровой ошибки может быть обжалован суд. В этом случае, суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях (часть 5 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ).
Согласно разъяснению Федеральной регистрационной службы Министерства экономического развития Российской Федерации в письме от 3 апреля 2009 г. исправление кадастровой ошибки, допущенной в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в рамках проведения работ по государственной кадастровой оценке земель, и воспроизведенной в государственном Кадастре недвижимости, возможно путем нового расчета кадастровой стоимости, произведенной исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель, исходя из вида разрешенного использования и в рамках гарантийных обязательств по государственному контракту.
В связи с этим, возникший между заявителем и заинтересованными лицами спор по применению положений Типового перечня видов разрешенного использования, утвержденного Приказом Роснедвижимости от 29 июня 2007 года N П/0152, поставившего группировку земельных участков по 3 и 5 видам разрешенного использования в зависимость от того, для каких целей (для получения прибыли либо для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности используется расположенная на спорном земельном участке автостоянка, не может быть урегулирован посредством признания недействующим нормативного правового акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление Гаджиева С.Г.о. о признании противоречащими законодательству и недействующими отдельных положений постановления Правительства Иркутской области от 27 ноября 2008 года N 101-пп "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области", постановления Правительства Иркутской области от 8 ноября 2010 года N 277-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 27 ноября 2008 года N 101-пп" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.
Судья С.З. Федоркевич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.