Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Ткачук М.А.,
судей Ананиковой И.А., Апхановой С.С.,
при секретаре Ободоевой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Осипова П.Г. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Киренском районе Иркутской области об установлении периодов работы в районе Крайнего Севера, признании права на установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости
по апелляционной жалобе Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Киренском районе Иркутской области на решение Киренского районного суда Иркутской области от 10 января 2013 года, которым исковые требования Осипова П.Г. удовлетворены,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование иска Осипов П.Г. указал, что является получателем досрочно назначенной трудовой пенсии по старости.
"Дата изъята" он обратился в пенсионный орган за установлением повышенного размера базовой части трудовой пенсии по старости, поскольку, работая в ОАО " К. РЭБ флота", в период навигации 2006 и 2007 года выполнял работу в должности "Наименование должности изъято", "Наименование должности изъято" парохода " А.", который осуществлял туристические перевозки в Республике Саха (Якутия) по маршруту "Данные изъяты", то есть работал в районе Крайнего Севера.
Решением УПФ в Киренском районе от "Дата изъята" "Номер изъят" ему отказано в перерасчете размера пенсии со ссылкой на территориальность трудовой деятельности экипажа судна, которая определяется, исходя из территориальной принадлежности судна, то есть порта его приписки.
Истец полагая, что на него распространяются нормы законодательства о лицах, имеющих смешанный стаж, просил установить факт работы на территории Республики Саха (Якутия) в районе Крайнего Севера с "Дата изъята" по "Дата изъята", с "Дата изъята" по "Дата изъята", признать за ним право на установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с работой в районе Крайнего Севера по п. 7 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с "Дата изъята".
В судебном заседании Осипов П.Г. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Гребенщикова В.Ю. иск не признала.
Решением Киренского районного суда Иркутской области от 10 января 2013 года исковые требования Осипова П.Г. удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе начальник Управления пенсионного фонда РФ в Киренском районе Ф. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное. Заявитель жалобы утверждает, что, работая на судне в период навигации Осипов П.Г. состоял в трудовых отношениях с организацией " К. РЭБ флота", находящейся в Киренском районе Иркутской области, то есть в местности, приравненной к районам Крайнего Севера и исполнял свои трудовые обязанности на принадлежащем этой организации судне. Заявитель жалобы обращает внимание на то, что характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается расписками в получении судебных извещений (л.д. "Данные изъяты"), ходатайств об отложении разбирательства дела не заявили, о причинах своей неявки не сообщили.
При таких обстоятельствах судебная коллегия на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 7 ст. 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 843 рублей в месяц.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
При этом лицам, имеющим смешанный стаж (периоды работы, как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к ним), при наличии при перерасчете достаточного стажа может быть установлен размер базовой части трудовой пенсии как лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера.
На основании п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитываются периоды работы, которые выполнялись постоянно, в течение полного рабочего дня.
В настоящее время определение полного рабочего дня, используемое для исчисления стажа, дающего право на досрочный выход на пенсию, дано в п. 5 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденного Постановлением Минтруда России от 22.05.1996 N 29, в соответствии с которым право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
После вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", данное Постановление не отменено и применяется в части, не противоречащей Закону N 173-ФЗ, на что указано в Постановлении Правительства РФ от 21.01.2002 N 30.
Таким образом, закрепляя правовые основания и условия назначения пенсии, а также ее размер и условия перерасчета, законодатель связывает право на повышенный фиксированный базовый размер страховой части пенсии с такой работой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, в случае, когда работа в указанных районах носила стабильный характер и производилась в организациях, расположенных в этих районах.
Судом установлено, что Осипов П.Г. состоял в трудовых отношениях с ОАО " К. РЭБ флота" с "Дата изъята" по "Дата изъята", то есть осуществлял свою трудовую деятельность в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Истец является получателем досрочно назначенной трудовой пенсии по старости с "Дата изъята", "Дата изъята" он обратился в пенсионный орган за установлением повышенного размера базовой части трудовой пенсии по старости.
Решением УПФ в Киренском районе от "Дата изъята" "Номер изъят" ему отказано в установлении повышенного фиксированного базового размера страховой части пенсии.
Оспаривая отказ пенсионного органа, Осипов П.Г. обосновал исковые требования тем, что работая в ОАО " К. РЭБ флота" в период навигации 2006 и 2007 года, а именно с "Дата изъята" по "Дата изъята", с "Дата изъята" по "Дата изъята", он выполнял работу в должности "Наименование должности изъято", "Наименование должности изъято" парохода " А.", осуществлявшего туристические перевозки в Республике Саха (Якутия), по маршруту "Данные изъяты", то есть работал в районе Крайнего Севера.
Оценив представленные доказательства, а именно трудовую книжку истца; справку ОАО " К. РЭБ флота" от "Дата изъята" "Номер изъят", согласно которой выполненная в полном объеме истцом работа в период навигации 2006, 2007 г.г. в местности, расположенной в районе Крайнего Севера, протекала по режиму полной рабочей недели и полного рабочего дня; справку транспортного союза Республики Саха (Якутия) от "Дата изъята" "Номер изъят" аналогичного содержания; договоры аренды пассажирского парохода " А." с экипажем и предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации "Номер изъят" от "Дата изъята" и "Номер изъят" от "Дата изъята", суд первой инстанции приравнял время работы истца во время осуществления туристических перевозок в районе Крайнего Севера в специальный стаж.
При этом суд обоснованно исходил из того, что стабильный характер
занятости Осипова П.Г., а именно выполнение истцом трудовых обязанностей постоянно в течение полного рабочего времени в период работы в должности "Наименование должности изъято" и "Наименование должности изъято" парохода " А.", осуществлявшего туристические перевозки в Республике Саха (Якутия), по маршруту "Данные изъяты", подтвержден.
Учитывая, что полная занятость истца в условиях Крайнего Севера не менее 80 процентов рабочего времени подтверждена, с фактом которой законодатель связывает право лица на перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости по п. 7 ст. 14 Закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", суд правомерно удовлетворил исковые требования.
Вывод суда подробно мотивирован, соответствует содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.
Суд дал правильную оценку представленным доказательствам, в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 67 ГПК РФ. Суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные ГПК РФ, в том числе и показания свидетеля, подтвердившего факт работы истца на пароходе " А." в районе Крайнего Севера во время осуществления туристических перевозок в Республике Саха (Якутия) по маршруту "Данные изъяты". Кроме того, представитель ответчика факт работы Осипова П.Г. в указанные периоды на пароходе " А.", находившемся по договору аренды пассажирского парохода с экипажем в районе Крайнего Севера, не оспаривал.
По указанным основаниям не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Апелляционная жалоба не содержит ссылки на новые обстоятельства, которые не были предметом исследования суда первой инстанции и могли бы повлиять на выводы, изложенные в решении суда.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение
Киренского районного суда Иркутской области от 10 января 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу УПФ РФ в Киренском районе Иркутской области - без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Ткачук
Судьи И.А. Ананикова
С.С. Апханова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.