Судья Иркутского областного суда Аникеева М.В. с участием переводчика М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Гэндэнжамц Т. и её защитника Фатькина В.Н. на постановление судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска от 21 января 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Гэндэнжамц Т., "дата" рождения, "данные изъяты",
УСТАНОВИЛА:
гражданка "данные изъяты" Гэндэнжамц Т. 06 июня 2012 года въехала в Российскую Федерацию с частной целью, по окончанию срока пребывания, который истёк 06 сентября 2012 года, с территории Российской Федерации не выехала, чем нарушила требования пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
21 января 2013 года гражданка "данные изъяты" Гэндэнжамц Т. была выявлена сотрудниками ОИК УФМС по адресу: ... , как лицо, незаконно находящееся на территории Российской Федерации. В этот же день инспектором ОИК УФМС России по Иркутской области Д.Г. в отношении Гэндэнжамц Т. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска Авдеева К.В. от 21 января 2013 года Гэндэнжамц Т. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, Гэндэнжамц Т. и её защитник Фатькин В.Н., не соглашаясь с постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска, вынесенным по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, просят об его изменении, в части исключения дополнительного наказания - административного выдворения за пределы Российской Федерации. Ссылаются на то, что при составлении протокола об административном правонарушении вопрос о необходимости участия переводчика не обсуждался, постановление судьи не переведено, право обжалования постановления судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска Гэндэнжамц Т. разъяснено не было. Полагают назначенное судьёй дополнительное наказание в виде административного выдворения чрезмерно суровым.
Проверив с учётом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, заслушав Гэндэнжамц Т. и её защитника Фатькина В.Н., поддержавших жалобу, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Данное требование закона судьёй Октябрьского районного суда г. Иркутска выполнено.
В соответствии с частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлено, что срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Частью 2 названной статьи Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ установлено, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание.
Гэндэнжамц Т. данные требования законодательства Российской Федерации были нарушены.
Срок временного пребывания Гэндэнжамц Т. в Российской Федерации, опредёленный выданной ей миграционной картой, истёк 06 сентября 2012 года.
Выводы судьи о наличии в действиях Гэндэнжамц Т. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждаются протоколом об административном правонарушении МС N 154705 от 21 января 2013 года (л.д. 4); объяснением Гэндэнжамц Т., данным при составлении указанного протокола после разъяснения ей положений статьи 51 Конституции Российской Федерации и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о том, что 09 июня 2012 года приехала в Россию, "данные изъяты" (л.д. 6); рапортом инспектора отдела ИК Д.Г. (л.д. 3); справкой АС ЦБДУИГ ФМС России (л.д. 9-15).
Оценка доказательств виновности Гэндэнжамц Т. в совершении административного правонарушения, приведённая в постановлении судьи, соответствует требованиям статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно материалам дела, как в момент составления протокола об административном правонарушении, так и при рассмотрении дела судом в качестве переводчика был привлечён А ... Следовательно, Гэндэнжамц Т. была предоставлена возможность выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке. Протокол об административном правонарушении и постановление судьи о назначении административного наказания были переведены на "данные изъяты" язык, копии переводов Гэндэнжамц Т. вручены.
Кроме того, при составлении протокола об административном правонарушении, Гэндэнжамц Т. было заявлено о том, что она владеет русским языком устно и письменно, в связи с чем, у должностного лица ОИК УФМС не имелось оснований полагать, что права Гэндэнжамц Т. нарушаются (л.д. 3). Объяснение Гэндэнжамц Т. написано на русском языке (л.д. 6), ранее Гэндэнжамц Т. многократно бывала в Российской Федерации.
Также при составлении протокола об административном правонарушении Гэндэнжамц Т. были разъяснены положения статьи 51 Конституции Российской Федерации и статей 25.1 и 24.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что подтверждается её подписью в протоколе (л.д. 3).
В судебном заседании Гэндэнжамц Т. пояснила, что въехала в Россию по приглашению, выданному "данные изъяты" в Иркутске, сроком на 3 месяца, приглашение потеряла одновременно с паспортом и миграционной картой в конце июня 2012 года. Паспорт нашла в сентябре 2012 года, из России не выехала, так как не имела денег. Паспорт действителен до 25 апреля 2013 года.
Довод жалобы о несоразмерности назначенного Гэндэнжамц Т. наказания в виде принудительного административного выдворения из России совершенному ею деянию суд находит несостоятельным.
Назначенное Гэндэнжамц Т. дополнительное наказание соответствует степени тяжести совершённого ею административного правонарушения, длительности срока незаконного пребывания Гэндэнжамц Т. на территории Российской Федерации. Вывод судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска о наличии оснований для назначения Гэндэнжамц Т. дополнительного наказания в виде выдворения из Российской Федерации в постановлении мотивирован и основан на отсутствии законных оснований для дальнейшего пребывания Гэндэнжамц Т. на территории Российской Федерации. Наказание в виде принудительного административного выдворения не нарушает баланс государственных и личных интересов, требований части 2 статьи 8 Конвенции от 4 ноября 1950 года "О защите прав человека и основных свобод".
Все родственники Гэндэнжамц Т., "данные изъяты", являются гражданами "данные изъяты", следовательно, право на уважение семьи и личной жизни выдворением Гэндэнжамц Т. из Российской Федерации нарушено не будет.
Законных оснований для нахождения Гэндэнжамц Т. на территории России в настоящее время не имеется.
Действия Гэндэнжамц Т. правильно квалифицированы судьёй Октябрьского районного суда г. Иркутска по части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами дела.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, препятствовавших полно и объективно рассмотреть дело и влекущих по своим правовым последствиям отмену постановления судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска, по делу не допущено.
Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях рассматриваются по правилам, установленным главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нормы Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, на которые ссылается защитник Фатькин В.Н., по указанным делам применены быть не могут.
Вместе с тем, постановление судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска подлежит изменению в части вида назначенного Гэндэнжамц Т. административного выдворения с принудительного на контролируемый самостоятельный выезд из Российской Федерации за счёт средств Гэндэнжамц Т.
Поддерживая жалобу, Гэндэнжамц Т. и её защитник Фатькин В.Н. также просили об изменении вида административного выдворения на самостоятельный контролируемый выезд, ссылаясь на возможность самостоятельно, за счёт собственных средств, приобрести билет для выезда в "данные изъяты".
Принудительное административное выдворение Гэндэнжамц Т. из России за счёт средств Российской Федерации не обусловлено обстоятельствами дела, необходимости в её содержании в специальном приёмнике не имеется.
В связи с изменением вида административного выдворения Гэндэнжамц Т. подлежит освобождению из специального приёмника.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛА:
постановление судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска от 21 января 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Гэндэнжамц Т. изменить в части вида назначенного ей административного выдворения с принудительного административного выдворения на самостоятельный контролируемый выезд из Российской Федерации за счёт средств Гэндэнжамц Т.
Жалобу Гэндэнжамц Т. и её защитника Фатькина В.Н. удовлетворить.
Освободить гражданку "данные изъяты" Гэндэнжамц Т., "дата" рождения, из специального приёмника УМВД России по г. Иркутску немедленно в зале суда.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано председателю Иркутского областного суда в порядке судебного надзора.
Судья М.В. Аникеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.