Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Зубковой Е.Ю.,
судей Усовой Н.М. и Ивановой О.Н.,
при секретаре Ершовой В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поповой Л.М. к Управлению Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области по Мамско-Чуйскому району о признании незаконным отказа Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Мамско-Чуйскому району и понуждении восстановить в очереди на получение жилищной субсидии,
по апелляционным жалобам Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Мамско-Чуйскому району и Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на решение Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 15 января 2013 года по данному делу,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование заявленных требований Попова Л.М. указала, что её супруг А. состоял на учете в Управлении Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Мамско-Чуйскому району на получение жилищной субсидии в соответствии с ФЗ N 125-ФЗ от 25.10.2002 в очереди N 2 "инвалиды 1 и 2 групп и дети-инвалиды" как "данные изъяты" с дата изъята После своей смерти дата изъята супруг был снят с учета, а истец, как член семьи, решением комиссии Управления за номер изъят от дата изъята переведена в очередь номер изъят "пенсионеры" как самостоятельный заявитель по дате постановки на учет супруга, т.е. с дата изъята
С 01.01.2012 г. вступил в силу ФЗ N 212 от 17.07.2011 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", которым предусмотрено, что в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, сохраняется за членами его семьи. Однако письмом Управления минсоцразвития опеки и попечительства по Мамско-Чуйскому району N 1293 от дата изъята истцу отказано в восстановлении в очереди номер изъят (инвалиды), в связи с тем, что супруг умер ранее дата изъята Полагает данный отказ Управления не законным и необоснованным.
Просила суд признать незаконным отказ Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Мамско-Чуйскому району номер изъят от дата изъята в восстановлении её, как члена семьи умершего "данные изъяты" А., в очереди инвалидов 1, 2 групп и инвалидов детства с даты постановки на учет дата изъята; обязать Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Мамско-Чуйскому району восстановить её в очереди инвалидов 1, 2 групп и инвалидов детства на получение жилищной субсидии с даты постановки на учет умершего А., с дата изъята
Истец Попова Л.М. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представители Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Мамско-Чуйскому району Первухина З.И. и Терещенко А.А. иск не признали.
Представитель третьего лица Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области в судебное заседание не явился.
Решением Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 15 января 2013 года исковые требования удовлетворены.
Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Мамско-Чуйскому району с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просит решение отменить и принять новое об отказе в удовлетворении иска, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права. В обоснование доводов к отмене решения ответчик указывает, что Конституционный суд РФ неоднократно в своих определениях указывал, что требование о предоставлении такой выплаты, как безвозмездная жилищная субсидия, непосредственно из Конституции РФ не вытекает. Федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, вправе, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе бюджетные средства, которые могут быть выделены для решения проблемы переселения, предусмотреть и специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц, что нельзя расценивать как нарушение конституционных прав граждан.
В рамках своих полномочий Министерством регионального развития Российской Федерации были даны разъяснения по изменениям, внесенным ФЗ от 17.07.2011 N 212-ФЗ от 03.12.2012 N 2856-ИП/07/ГС, из которых следует, что положение Закона о сохранении очереди за членами семьи в случае смерти заявителя распространяется на правоотношения, возникшие после вступления в силу новой редакции Закона, а именно после 01.01.2012 г. В случае если смерть гражданина, имеющего право на получение жилищной субсидии, наступила до 01.01.2012 г. он подлежал снятию с учёта вместе с членами семьи в соответствии с подпунктом "з" пункта 21 Положения о регистрации и учёте граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районом Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 г. N 879, в редакции, действовавшей в тот период.
Третье лицо - Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области также не согласилось с решением суда по мотивам неправильного применения норм материального закона, регулирующего спорные правоотношения, в апелляционной жалобе настаивает на отмене решения. Указывает, что согласно законодательству, действовавшему на момент смерти Попова А.И., условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам РФ, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992 г., устанавливались Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ.
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, устанавливался Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879 в редакции от 07.11.2008.
Право членов семьи состоять на учете для получения жилищной субсидии после смерти заявителя введено с 01.01.2012 года
ФЗ от 17.07.2011 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", вступившим в силу с 01.01.2012 года. До этого такое право у членов семьи отсутствовало. Соответственно, у членов семьи Попова А.И. право состоять на учете не сохранилось.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу ответчика Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в полном объеме поддерживает доводы апелляционной жалобы управления опеки и попечительства Иркутской области по Мамско-Чуйскому району.
Заслушав доклад судьи Зубковой Е.Ю., проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
Как следует из материалов дела, А. дата изъята обратился с заявлением на имя мэра Мамско-Чуйского района о предоставлении безвозмездной жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета на строительство или приобретение жилья в адрес изъят, к заявлению был приложен пакет документов, в том числе сведения о составе семьи, трудовом стаже, времени и месте проживания, об отсутствии жилья в других регионах.
Судом установлено, что семья Поповых с дата изъята по дата изъята проживала в адрес изъят, а с дата изъята. в адрес изъят, А. по день смерти - дата изъята, Попова Л.М. проживает по настоящее время.
А. имел длительный трудовой стаж, более 42 лет, в том числе стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера более 21 года, с дата изъята получал трудовую пенсию по старости.
Согласно справке ВТЭ номер изъят, выданной дата изъята А. установлена "данные изъяты", при повторном освидетельствовании установлена "данные изъяты".
дата изъята А. обратился к главе Муниципального образования Мамско-Чуйского района с заявлением о включении его и члена его семьи - жены Поповой Л.М. в список очередности граждан на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным Законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
По состоянию на дата изъята в Списке граждан Мамско-Чуйского района на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета, утвержденного постановлением главы администрации района от дата изъята номер изъят, во второй очереди на получение субсидии (инвалиды I, II групп и инвалиды с детства) под одним порядковым номером 100 с даты подачи заявления ( дата изъята) были учтены претендующие на получение жилищной субсидии: А. и член его семьи Попова Л.М. (жена).
А. умер дата изъята
В соответствии с решением комиссии по постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей номер изъят от дата изъята, Попова Л.М., в связи со смертью заявителя, переведена в очередь номер изъят на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета на основании Федерального Закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ, как пенсионер, с дата изъята
Проанализировав и оценив представленные в материалы дела доказательства, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применив к спорным правоотношениям сторон требования Федерального закона N 125-ФЗ от 25.10.2002 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 года N 879, а также Порядка организации работы в Иркутской области по предоставлению социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2008 N 115-пп, суд обоснованно признал незаконным отказ Управления Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области по Мамско-Чуйскому району номер изъят от дата изъята в восстановлении Поповой Л.М., как члена семьи умершего "данные изъяты" А., в очереди очередника "инвалидов 1, 2 групп и инвалидов детства" с даты постановки на учет - дата изъята
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия учитывает, что на дату постановки на учет А. и Попова Л.М. имели равное право на получение жилищной субсидии, стояли на очереди лиц, желающих получить жилищную субсидию, при этом действующее законодательство не ограничивает право граждан на включение членов семьи в очередь вместо первоначального заявителя.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о противоречии закону и обстоятельствам дела доводов ответчика о том, что Попова Л.М. утратила право состоять на учете на получение жилищной субсидии в очереди номер изъят, так как была включена в состав семьи А., а последний в связи со смертью дата изъята, как самостоятельный заявитель, был снят с учета. Суд сделал правильный вывод, что переводя истицу, как самостоятельного заявителя, в очередь номер изъят пенсионеров, ответчик присвоил номер ее очереди с даты постановки на учет супруга, т.е. с дата изъята, хотя на данную дату Попова Л.М. не являлась самостоятельным заявителем, а состояла как член семьи очередника А. Следовательно, ответчик, сохранив дату постановки на учет по заявлению умершего супруга полагал возможным сохранение истицы в очереди, но незаконно переместил ее в очередь иных заявителей, чем, безусловно, нарушил ее права.
При таких обстоятельствах на ответчика правильно возложена обязанность восстановить члена семьи Попову Л.М. в очереди "инвалидов 1, 2 групп и инвалидов детства" на получение жилищной субсидии с даты постановки на учет умершего очередника А., с дата изъята.
Выводы суда в решении подробно мотивированы, подтверждены материалами дела, основаны на полном, всестороннем, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств.
Доводы апелляционных жалоб ответчика и третьего лица о том, что право членов семьи состоять на учете для получения жилищной субсидии после смерти заявителя введено с 01.01.2012 года
ФЗ от 17.07.2011 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", судебной коллегией приняты во внимание быть не могут.
Ранее действовавшее законодательство о жилищных субсидиях не ограничивало право и возможность перевода очередности первоначального заявителя на члена его семьи. Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется. Иное противоречило бы принципу законности и справедливости, нарушало бы право истца на жилище, предусмотренное Конституцией Российской Федерации.
Установление для граждан гарантий и компенсаций в связи с работой и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях направлено на обеспечение справедливого вознаграждения за труд в экстремальных природно - климатических условиях. Предоставляя гражданам, имеющим длительный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, право на получение безвозмездных жилищных субсидий, государство тем самым способствует удовлетворению их потребностей в жилье и обеспечивает возможность иметь жилье в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, в том числе на основе свободы выбора места жительства. Финансовая поддержка со стороны государства позволяет гражданам, работающим и проживающим в этих районах и местностях, решать проблему приобретения жилья в регионах с благоприятными для проживания и трудовой деятельности условиями. Законодательство о безвозмездных жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматривает право на получение жилищной субсидии не только гражданина, имеющего длительный стаж работы в районах Севера, но и равное с ним право на получение жилищной субсидии всех членов его семьи, независимо от пола, возраста, степени родственных с ним отношений и т.п. различий, и является одной из мер, обеспечивающей государственную поддержку семьи гражданина, выезжающего из районов Севера.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что истица, добросовестно пользуясь своими правами, вправе была рассчитывать на сохранение очередности на получение жилищной субсидии и в случае смерти супруга, что подтверждается и изменениями, внесенными в соответствующие законодательные акты, регулирующие отношения, возникшие между сторонами.
Доводы апелляционных жалоб ответчика и третьего лица сводятся к несогласию с решением суда по существу, основаны на неверном толковании норм материального права, выражают иную позицию заявителей на то, как должен быть разрешен спор, направлены на изменение законного и обоснованного решения суда.
Решение суда, проверенное по доводам апелляционных жалоб, является законным и обоснованным, в связи с чем отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 15 января 2013 года по данному делу оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий: Е.Ю. Зубкова
Судьи: Н.М. Усова
О.Н. Иванова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.