Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Амосова С.С.,
судей Губаревич И.И. и Рудковской И.А.,
при секретаре Арбатской Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Саянска, действующего в интересах Богданова В.Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городах Саянске, Зиме и Зиминском районе Иркутской области о признании за Богдановым В.Н. права на получение и назначение двух видов пенсий, по апелляционной жалобе Богданова В.Н. на решение Саянского городского суда Иркутской области от 31 января 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Саянска в обоснование исковых требований указал, что с "Дата изъята" Богданов В.Н. является получателем государственной пенсии по старости в соответствии с нормами п. 1, 2 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", как инвалид вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставших инвалидами вследствие военной травмы. Расчет размера государственной пенсии не зависит от общего страхового стажа и среднего фактического заработка гражданина, а от установленного на момент назначения размера социальной пенсии.
Согласно свидетельства о болезни "Номер изъят" от "Дата изъята" Богданов В.Н. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с "Дата изъята" по "Дата изъята" в качестве водителя и командира 10-й самостоятельной военизированной пожарной части в звании "Данные изъяты". Решением ВВК ему поставлен диагноз: "Данные изъяты", присвоена "Номер изъят" группа инвалидности без срока.
Просил суд признать за Богдановым В.Н. право на получение пенсий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы, а именно: на установление пенсии по инвалидности, предусмотренной подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона в размере 175 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и трудовой пенсии по старости; обязать ответчика назначить Богданову В.Н. указанные пенсии с момента обращения.
В судебном заседании помощник прокурора г. Саянска Ласточкина Л.Е., истец Богданов В.Н. исковые требования поддержали.
Представители ответчика Красильникова Т.С., Алексеева Е.В. иск не признали.
Решением суда от 31 января 2013 года в удовлетворении исковых требований прокурора г. Саянска, действующего в интересах Богданова В.Н., отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Богданов В.Н. просит решение суда отменить, вынести новое решение суда, указывая, что является инвалидом по военной травме и имеет право на получение и назначение двух видов пенсий одновременно в связи с тем, что являясь военнослужащим, получил заболевание при ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, ему присвоена "Номер изъят" группа инвалидности. Полагает, что ссылка в решении на п. 3 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" является несостоятельной, поскольку согласно п. 1 ст. 30 Закона от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного ст. 7 указанного Федерального закона на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения. Также указывает, что для назначения пенсии по старости инвалид должен достичь соответствующего возраста и иметь не менее пяти лет страхового стажа. Его страховой стаж составляет 12 лет 10 месяцев 19 дней, следовательно, он имеет право на одновременное получение двух пенсий: по инвалидности и трудовой пенсии по старости.
Письменных возражений относительно жалобы не поступало.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Рудковской И.А., объяснения Богданова В.Н., поддержавшего доводы жалобы, прокурора Мещеряковой М.В., представителя ответчика Давыдовой Л.Е., согласившихся с решением суда, рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда не установила оснований к отмене либо изменению решения суда.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил все юридически значимые по делу обстоятельства, дал надлежащую оценку всем собранным по делу доказательствам в их совокупности и в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, а также правильно применил нормы материального права.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Богданов В.Н. является инвалидом "Номер изъят" группы в связи с заболеванием, полученным при исполнении служебных обязанностей на Чернобыльской АЭС.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городах Саянске, Зиме и Зиминском районе Иркутской области от "Дата изъята" Богданову В.Н. была назначена трудовая пенсия по инвалидности 3 группы с причиной инвалидности: вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы, инвалидность связана с аварией на Чернобыльской АЭС.
С "Дата изъята" распоряжением ответчика на основании обращения Богданова В.Н. о переводе с одной пенсии на другую последний стал получателем государственной пенсии по старости как инвалид "Номер изъят" группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В соответствии со ст. 29 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, указанным в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, гарантируется назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе, установленной до вступления настоящего закона в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" или Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с подпунктом 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпункта 1 п. 2 (с применением п. п. 3 и 5) ст. 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.
Статьей 15 указанного выше закона установлено, что инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Инвалидностью вследствие заболевания, полученного в период военной службы, считается инвалидность, наступившая вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Таким образом, действующее законодательство разграничило причины инвалидности и такое разграничение влечет нетождественные правовые последствия.
Судом установлено из выписки акта освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы "Номер изъят" от "Дата изъята", Богданову В.Н. установлена третья группа инвалидности. Причина инвалидности: заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.
Поскольку причиной инвалидности истца послужило заболевание, полученное в период прохождения военной службы, а не вследствие военной травмы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у истца правовых оснований на получение одновременно двух пенсий.
Согласно ст. 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в порядке, предусмотренном ст. ст. 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при наличии страхового стажа не менее 5 лет или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года " 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для мужчин - 50 лет и для женщин - 45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Условия назначения трудовой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу п. 2 ст. 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно подпункту 3 п. 3 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Из анализа приведенных правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия и ставших инвалидами вследствие военной травмы, следует, что в рассматриваемом случае назначение трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Из копии паспорта Богданова В.Н. следует, что на момент рассмотрения дела о наличии права на получение второй пенсии - трудовой пенсии по старости - истец, "Дата изъята" года рождения, не достиг возраста 55 лет, соответственно, право на трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" у него отсутствует.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о том, что правовых оснований для назначения Богданову В.Н. второй пенсии - как трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не имеется, и постановил правильное решение об отказе в иске.
Доводы апелляционной жалобы Богданова В.Н. о наличии у него права на получение второй трудовой пенсии приводились истцом в суде первой инстанции в обоснование иска, и им судом была дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой судебная коллегия оснований не находит.
Таким образом, проверенное по доводам апелляционной жалобы решение суда, судебная коллегия признает законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Саянского городского суда Иркутской области от 31 января 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
С.С. Амосов
Судьи
И.И. Губаревич
И.А. Рудковская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.