Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Быковой А.В.,
судей Николаевой Т.В. и Скубиевой И.В.,
при секретаре Макаровой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Скубиевой И.В. гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Шелехова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу "Иркутсккабель" об обязании создать или выделить рабочие места для инвалидов
по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Иркутсккабель" на решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 16 января 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Шелехова в обоснование заявленных исковых требований указал, что прокуратурой города Шелехова в ходе проверки установлено, что в ОАО "Иркутсккабель" имеются вакантные рабочие места для инвалидов на "данные изъяты" - "данные изъяты", однако ни одно из имеющихся рабочих мест для инвалидов, согласно картам аттестаций, по условиям труда не соответствует санитарным правилам, что может оказать неблагоприятное воздействие на работников с ограниченными возможностями.
Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Законом Иркутской области от 29 мая 2009 года N 27-ОЗ "Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области" для организаций, осуществляющих деятельность на территории области и имеющих численность работников боле 100 человек, установлена соответствующая квота в размере - для коммерческих организаций - 3% от среднесписочной численности работников.
Согласно п.3.5. Гигиенических требований к условиям труда инвалидов СР 2.2.9.2510-09, утвержденных постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 30, работодатель обеспечивает создание необходимых условий труда и режима работы в соответствии с действующим законодательством, общей и индивидуальной программами реабилитации инвалидов.
Прокурор просил суд обязать ответчика создать или выделить рабочие места для инвалидов в соответствии с Законом Иркутской области от 29 мая 2009 года "Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области" в размере 3 процентов от среднесписочной численности работников открытого акционерного общества "Иркутсккабель", соответствующие Гигиеническим требованиям к условиям труда инвалидов СП 2.2.9.2510-09.
Решением Шелеховского городского суда от 16 января 2013 года исковые требования прокурора г.Шелехов удовлетворены: на открытое акционерное общество "Иркутсккабель" возложена обязанность создать или выделить рабочие места для инвалидов в соответствии с Законом Иркутской области от 29 мая 2009 года "Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области" в размере 3 процентов к среднесписочной численности работников открытого акционерного общества "Иркутсккабель", соответствующие Гигиеническим требованиям к условиям труда инвалидов СП 2.2.9.2510-09, в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе представитель ОАО "Иркутсккабель" Добрецкий С.И. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.
В обоснование доводов жалобы указал, что среднесписочная численность работников ОАО "Иркутсккабель" по состоянию на "данные изъяты" составляет "данные изъяты" человек. Исходя из этого, в ОАО "Иркутсккабель" во исполнение законодательства о социальной защите инвалидов была установлена квота для трудоустройства инвалидов путем выделения "данные изъяты" рабочих мест. На "данные изъяты" из них трудоустроены инвалиды, оставшиеся "данные изъяты" рабочих мест - это вакантные рабочие места.
В отношении данных "данные изъяты" рабочих мест прокуратурой г.Шелехова была проведена проверка, в то время как требования заявлены в отношении всех "данные изъяты" рабочих мест, при этом решение суда не содержит разъяснения, что ответчик должен сделать с "данные изъяты" рабочими местами, которые реально заняты инвалидами.
Далее указано, что в соответствии с положениями статей 20, 23, 24 Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В этой связи ОАО "Иркутсккабель", прежде всего, учитывает рекомендации о противопоказаниях и доступных видах труда, указанных в индивидуальной программе реабилитации инвалидов, выданных МСЭ.
Правила СП 2.2.9.2510-09, в свою очередь, не исключают наличие неблагоприятных производственных факторов условий труда инвалида, которые бы препятствовали его трудоустройству.
Полагает, что создать соответствующие условия труда для инвалидов, которые бы отвечали всем предъявленным требованиям, является невозможным в виду индивидуальных особенностей конкретного инвалида и наличии у него возможности в силу таких индивидуальных особенностей выполнять определенную работу.
Считает, что требования прокурора не могли быть заявлены в отношении неопределенного круга лиц, поскольку трудовые права всех нетрудоустроенных инвалидов в данном случае не нарушаются.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы помощник прокурора г.Шелехова считает решение суда законным и обоснованным.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Скубиевой И.В., объяснения участников процесса, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Статьей 21 Федерального закона N 181-ФЗ установлено, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Механизм квотирования рабочих мест в Иркутской области для приема на работу инвалидов устанавливает Закон Иркутской области от 29 мая 2009 года N 27-оз "Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области", в соответствии с п. 2 ст. 2 которого установлена квота для коммерческих организаций: в размере 3 процентов к списочной численности работников.
При разрешении возникшего спора судом установлено, что среднесписочная численность работников ОАО "Иркутсккабель" по состоянию на "данные изъяты" составляет "данные изъяты" человек, количество работников, являющихся инвалидами на "данные изъяты" "данные изъяты" человек; количество вакантных рабочих мест для приема на работу инвалидов на "данные изъяты" - "данные изъяты" единиц; профессии, по которым предприятию требуются на работу инвалиды: "данные изъяты".
В материалы дела представлено штатное расписание организации ОАО "Иркутсккабель" за период времени с "данные изъяты" по "данные изъяты", с указанием вакантных рабочих мест для инвалидов - "данные изъяты" единиц.
Согласно картам аттестаций рабочего места по условиям труда организации ОАО "Иркутсккабель", общая оценка условий труда вакантных должностей составляет "данные изъяты" с различной степенью вредности.
Удовлетворяя исковые требования прокурора города Шелехова в защиту интересов неопределенного круга лиц, суд исходил из того, что ОАО "Иркутсккабель" не выполняются требования законодательства о создании или выделении мест для инвалидов в соответствии с Законом Иркутской области от 29 мая 2009 года "Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области" в размере 3 процентов к среднесписочной численности работников открытого акционерного общества "Иркутсккабель", соответствующих Гигиеническим требованиям к условиям труда инвалидов СП 2.2.9.2510-09, чем нарушаются права неопределенного круга инвалидов на трудоустройство.
С данными выводами суда судебная коллегия согласиться не может, считает решение суда подлежащим отмене по основаниям п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее по тексту Закона N 1032-1) государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организации (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.
Статьей 21 Федерального закона N 181-ФЗ установлено, что организациям, численность работников которых составляет более "данные изъяты" человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее "данные изъяты" и не более "данные изъяты" процентов).
Механизм квотирования рабочих мест в Иркутской области для приема на работу инвалидов устанавливает Закон Иркутской области от 29 мая 2009 года N 27-оз "Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области", в соответствии с п. 2 ст. 2 которого установлена квота для коммерческих организаций: в размере 3 процентов к списочной численности работников.
Статьей 24 ФЗ РФ N 181-ФЗ предусмотрено, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:
1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Согласно статье 22 ФЗ РФ N 181-ФЗ специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Статьей 23 названного Закона определено, что инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Согласно пункту 4.1. Санитарных правил СП 2.2.9.2510-09 "Гигиенические требования к условиям труда инвалидов" проектирование и оснащение специальных рабочих мест для инвалидов должны осуществляться с учетом профессии, характера выполняемых работ, степени инвалидности, характера функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса.
Пунктом 4.3. данных правил предусмотрено, что условия труда на рабочих местах инвалидов должны соответствовать индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой Бюро медико-социальной экспертизы.
Данными правилами предусмотрены специальные требования к организации труда различных категорий инвалидов в зависимости от имеющихся у них заболеваний.
Анализ норм действующего законодательства позволяет сделать вывод, что создание специального рабочего места возможно, во-первых, при наличии инвалида, нуждающегося в трудоустройстве, во-вторых, при необходимости дополнительного технического оснащения и обеспечения техническими приспособлениями рабочего места с учетом индивидуальных возможностей инвалида, должности (профессии), по которой он трудоустраивается, и рекомендаций медико-социальной экспертизы, отраженных в индивидуальной программе реабилитации.
Заявляя соответствующие требований, прокурор сослался на то обстоятельство, что все "данные изъяты" рабочие места, выделенные для трудоустройства инвалидов, имеют общую оценку условий труда "данные изъяты" с различной степенью вредности.
Однако, прокурором не предоставлено доказательств того, что ОАО "Иркутсккабель" имеет реальную возможность в силу специфики производственного процесса выделить места для трудоустройства инвалидов, не имеющие такой оценки условий труда, либо ответчиком необоснованно отказано в приеме на работу конкретного инвалида.
При указанных обстоятельствах, фактическом выделении ОАО "Иркутсккабель" рабочих мест для трудоустройства инвалидов в определенном законом размере ( "данные изъяты"), отсутствии доказательств нарушения прав инвалидов со стороны ответчика, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований прокурора г.Шелехова.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
отменить решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 16 января 2013 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора г.Шелехова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу "Иркутсккабель" об обязании создать или выделить рабочие места для инвалидов.
Отказать в удовлетворении иска прокурора г.Шелехова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу "Иркутсккабель" о возложении обязанности в течение двух месяцев создать или выделить рабочие места для инвалидов в соответствии с Законом Иркутской области от 29.05.2009 "Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области" в размере 3 процентов от среднесписочной численности работников ОАО "Иркутсккабель", соответствующих Гигиеническим требованиям к условиям труда инвалидов СП 2.2.9.2510-09.
Председательствующий А.В. Быкова
Судьи Т.В. Николаева
И.В.Скубиева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.