Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Александровой М.А.,
судей Симаковой Н.К., Малиновской А.Л.,
при секретаре Макаровой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ильюшкина В.Т. о признании незаконным решение Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" об исключении из числа участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" и из списка лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Сибирского филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" Скакун В.В. на решение Кировского районного суда г.Иркутска от 07 февраля 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Ильюшкин В.Т. обратился в Кировский районный суд г.Иркутска с иском, уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ, указав в обоснование требований, что с "дата изъята" по "дата изъята" проходил службу в государственной противопожарной службе МЧС России. Приказом по личному составу от "дата изъята" был уволен "данные изъяты". Собственной жилплощади заявитель не имеет и проживает со своей семьей состоящей из 5 человек в жилом помещении на основании договора коммерческого найма. На регистрационном учете Ильюшкин В.Т. и члены его семьи состоят в жилом доме его отца, совместное проживание с которым в силу субъективных причин невозможно.
"дата изъята", в период прохождения службы, заявитель поставлен на учет как нуждающийся в служебных жилых помещениях и включен в число участников подпрограммы "Выполнение Государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г."
"дата изъята" решением постоянно действующей комиссии по учету военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников ФПС ГПС, спасателей аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований, нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) и обеспечению их жилыми помещениями Сибирским филиалом ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", Ильюшкин В.Т. был исключен из числа участников подпрограммы "Выполнение Государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством" и из списка лиц, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
На основании изложенного, Ильюшкин В.Т. просил суд признать незаконным решение постоянно действующей комиссии по учету военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников ФПС ГПС, спасателей аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований, нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) и обеспечению их жилыми помещениями Сибирского филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" (протокол заседания от "дата изъята" "номер изъят") об исключении Ильюшкина В.Т. из числа участников подпрограммы "Выполнение Государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" и из списка лиц состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий); обязать ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" восстановить в списке лиц, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) и включить в список участников подпрограммы "Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 г.г. с даты первоначальной постановки на учет.
Решением Кировского районного суда г.Иркутска от 07.02.2013 требования Ильюшкина В.Т. удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель Сибирского филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" Скакун В.В. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, указав в обоснование следующее. Обязательство по обеспечению жилыми помещениями МЧС России имело только с 01.01.2005 в отношении сотрудников ФПС ГПС МЧС России, поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005, находящихся на учете весь период службы с даты постановки на учет. Ильюшкин В.Т. с рапортом до 01.03.2005 в уполномоченный орган по жилищному обеспечению МЧС России о признании нуждающимся в жилом помещении по договорам социального найма не обращался.
Полагает, что судом неправильно применены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов от 21.03.2006 N 153, в части возложения на Сибирский филиал ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" обязанности включения Ильюшкина В.Т в число участников подпрограммы и признания права на получение государственного жилищного сертификата.
Указывает, что в учетном деле отсутствует протокол постановки истца на жилищный учет, таким образом, истец не был признан в установленном законом порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий. Суд определил статус истца как нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма на основании лишь сведений о необеспеченности истца жилым помещением, при этом не учел положения частей 2 и 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, в которых установлена категория лиц, подлежащих признанию нуждающимися в получении жилых помещений по договорам социального найма.
В связи с тем, что истец был признан органом местного самоуправления малоимущим в целях постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, следовательно, должен обеспечиваться жилым помещением органом местного самоуправления, в котором состоит на таком учете. Поскольку отсутствуют правовые нормы, относящие сотрудников федеральной противопожарной службы к иной категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях в порядке ч.4 ст.49, ч.3 ст.50 Жилищного кодекса РФ, которым жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ предоставляются по договорам социального найма, а также учитывая отсутствие порядка предоставления данной социальной гарантии для этой категории граждан, отсутствия механизма и источников финансирования расходов для реализации данной социальной гарантии на федеральном уровне и на уровне субъекта РФ, принятие на учет сотрудников федеральной противопожарной службы после 01.03.2005 осуществляется только по основаниям и в порядке, предусмотренным Жилищным кодексом РФ.
Полагает, что судом нарушена территориальная подсудность. Заявленные требования подлежат рассмотрению, исходя из общего правила территориальной подсудности, установленного ст.24 ГПК РФ, по месту нахождения ответчика, юридический адрес которого: "адрес изъят".
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Малиновской А.Л., объяснения представителя Ильюшкина В.Т. Коношонкиной Н.А., возражавшей против доводов жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. Гарантии социальной защиты сотрудников федеральной противопожарной службы (денежное довольствие, страховые гарантии и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, право на жилищное обеспечение, право на медицинское обслуживание, гарантии в связи с прохождением службы в федеральной противопожарной службе и иные гарантии) устанавливаются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, которыми установлен единый порядок постановки на учет указанных категорий граждан, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с п. 7 данных Правил, основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются: а) отсутствие жилой площади; б) наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; в) наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям; г) наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках; д) проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; е) проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; ж) проживание в общежитиях и на служебной жилой площади; з) проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади; и) избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел.
Согласно п. 12 Правил, ведение учета сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению со службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется как отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления, так и территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации МЧС России.
В силу п. 26 данных Правил военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае: а) заключения после увольнения в запас нового контракта на военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба; б) если по истечении 6 месяцев после указанного в ходатайстве командира (начальника) воинской части срока увольнения военнослужащего на него вновь не поступило письменного ходатайства об оставлении в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий; в) снятия с воинского учета в данном населенном пункте и выезда на другое постоянное место жительства; г) решения жилищной проблемы; д) заключения брака вдовами (вдовцами), состоящими в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в соответствии с пп.б пункта 6 настоящих Правил; е) выявления в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Указом Президента РФ от 28.06.1999 N 825 установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
Постановлением Правительства РФ N 153 от 21.03.2006 предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно абз.5 пп. а п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, обладают сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;
Пункт 18 данных Правил, предусматривают, что выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в пп. а, б п. 5 настоящих Правил, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).
В соответствии с п. 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, для участия в подпрограмме граждане, указанные в п. 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с приложением указанных в пп. а данного пункта документов.
В силу п.21 Правил органы исполнительной власти организуют работу по проверке представленных документов. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.
Согласно п. 22 Правил основаниями для отказа в признании гражданина участником подпрограммы являются: а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил; б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета.
Порядок учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений, согласно которому осуществление жилищного учета возложено на ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", утвержден Приказом МЧС России от 12.01.2012 N 5.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Ильюшкин В.Т. с "дата изъята" по "дата изъята" проходил службу в Государственной противопожарной службе МЧС России.
"дата изъята" приказом "номер изъят" Ильюшкин В.Т. уволен из государственной противопожарной службы по "данные изъяты" ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ "данные изъяты". Выслуга лет по состоянию на "дата изъята" составила в календарном исчислении - "данные изъяты", в льготном исчислении - "данные изъяты". Выслуга лет для выплаты единовременного пособия при увольнении составляет "данные изъяты".
Согласно справке ГУ МЧС по Иркутской области от "дата изъята" "номер изъят" на период увольнения Ильюшкин В.Т. получал денежное довольствие, финансируемое из федерального бюджета, и общая выслуга лет на федеральном бюджете на "дата изъята" составила "данные изъяты".
Распоряжением сельского поселения Одинского муниципального образования Иркутской области от "дата изъята" Ильюшкин В.Т. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Как следует из обжалуемого решения от "дата изъята", Ильюшкин В.Т. поставлен на учет нуждающихся в служебных помещениях в ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" с "дата изъята" составом семьи 5 человек.
Ильюшкин В.Т. проживает вместе со своей семьей: "данные изъяты" по адресу: "адрес изъят" на основании договора аренды жилого помещения от "дата изъята", заключенного с Н.
Ильюшкин В.Т. и члены его семьи поставлены на регистрационный учет в жилом помещении по адресу: "адрес изъят", в котором также зарегистрированы: Т.- отец (собственник жилого дома), В., А.
Согласно данным Управления Росреестра по Иркутской области сведения о зарегистрированных правах на жилые помещения Ильюшкина В.Т. и членов его семьи отсутствуют. В период службы субсидия на приобретение и строительство жилого помещения заявителю не предоставлялась.
"дата изъята" Ильюшкин В.Т. обратился на имя начальника Сибирского филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" и с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Иркутской области.
"дата изъята" решением комиссии по учету военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников ФПС ГПС, спасателей аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований, нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) и обеспечению их жилыми помещениями Сибирского филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" "номер изъят" Ильюшкину В.Т. отказано во включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы на основании п.п. "а" п. 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, поскольку Ильюшкин В.Т. не соответствует требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 данных Правил.
Также данным решением Ильюшкин В.Т. исключен из списков лиц, состоящих на учете нуждающихся в обеспечении служебными жилыми помещениями на основании пп. 2 п. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, в связи с утратой оснований дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (в связи с увольнением с государственной противопожарной службы).
Разрешая заявленные требования, о признании незаконным исключение из списков лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд первой инстанции исходил из того, что Ильюшкин В.Т. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ввиду отсутствия у него в собственности жилого помещения и наличии у него и членов его семьи жилого помещения ниже учетной нормы предоставления жилья. Обстоятельства, послужившие основанием для постановки Ильюшкина В.Т. на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения не изменились. Законных оснований для исключения Ильюшкина В.Т. из списка лиц, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с увольнением у ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" Сибирского филиала не имелось (п.26 Правил).
Признавая незаконным решение об отказе во включении Ильюшкина В.Т. в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы суд исходил, из того, что Ильюшкин В.Т. в установленном законом порядке был признан и поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в федеральном органе исполнительной власти, уволен со службы по состоянию здоровья, на момент увольнения содержался за счет средств федерального бюджета, имеет выслугу в календарном исчислении более 10 лет, в связи с чем, имеет право быть включенным в состав участников указанной подпрограммы в соответствии с пп. "а" п. 5 Правил.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам и основаны на нормах права, регулирующих спорные правоотношения правильно примененных судом.
Доводы апелляционной жалобы о том, что действующим в настоящее время законодательством не предусмотрена возможность обеспечения жилыми помещениями сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России за счет средств федерального бюджета, не влияют на законность принятого решения. Суд первой инстанции проверил законность и обоснованность оспариваемого ненормативного акта и установил его несоответствие нормам материального права, фактически установленным обстоятельствам, по которым оснований, предусмотренных п.п. "а" п. 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, для отказа Ильюшкину В.Т. во включении в состав участников подпрограммы и исключения Ильюшкина В.Т. по основаниям п.п. 2 п.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ из списков нуждающихся в получении жилых помещений, не установлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что после вступления в силу Жилищного кодекса РФ (01.03.2005) постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления, не соответствуют закону. Верховный Суд РФ в определении от 14.04.2009 N 2Н-9/09 указал, что нормы Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 в части возложения на органы местного самоуправления обязанностей по учету и обеспечению жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению после 01.01.2005 противоречат закону и в силу ст.120 Конституции РФ, ч. 2 ст. 11 ГПК РФ применению не подлежат.
Ссылка в жалобе на то, что судом нарушена территориальная подсудность, необоснованна. Настоящее гражданское дело рассмотрено Кировским районным судом г.Иркутска в соответствии с ч.2 ст.254 ГПК РФ.
Кроме того, согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, содержащимся в п. 37 Постановления Пленума от 19.06.2012 N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, устанавливающих правила подсудности, не является основанием для применения судом апелляционной инстанции п. 1 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ.
Как следует из Постановления Пленума, при наличии указанных нарушений суд апелляционной инстанции в соответствии со ст. 47 Конституции РФ и ч. 2 ст. 33 ГПК РФ отменяет постановление суда первой инстанции по основаниям ч. 3 ст. 330 ГПК РФ и передает дело в суд первой инстанции, к подсудности которого законом отнесено его рассмотрение. Так, дело может быть передано на рассмотрение по подсудности в суд первой инстанции, если на нарушение правил подсудности указано в апелляционных жалобе, представлении и суд апелляционной инстанции установит, что лицо, подавшее жалобу, или прокурор, принесший представление, заявляли в суде первой инстанции ходатайство о неподсудности дела этому суду.
Как усматривается из материалов настоящего дела, представитель Сибирского филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" в суде первой инстанции не заявлял ходатайств о подсудности этого дела другому суду.
Другие доводы апелляционной жалобы повторяют позицию представителя ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" Сибирского филиала по делу, которой судом первой инстанции при рассмотрении дела по существу дана правовая оценка. Фактически представитель ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" Сибирского филиала не согласен с оценкой суда первой инстанции установленных обстоятельств дела и представленных доказательств, что не может повлечь отмену решения суда, поскольку доказательства оценены судом в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Апелляционная жалоба не содержит заслуживающих внимание доводов, которые влекут отмену решения суда, в связи с чем, оснований для их удовлетворения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г.Иркутска от 07 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
М.А. Александрова
Судьи:
Н.К. Симакова
А.Л. Малиновская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.