Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Зубковой Е.Ю.,
судей Усовой Н.М. и Ивановой О.Н..,
при секретаре Арбатской Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Артемьевой И.Л. и Артемьевой Е.Б. к Управлению Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области по Мамско-Чуйскому району о признании незаконными отказ УМСРОиП Иркутской области по Мамско-Чуйскому району и понуждении восстановить в очереди на получение жилищной субсидии,
по апелляционной жалобе ответчика Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Мамско-Чуйскому району на решение Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 15 февраля 2013 года по данному делу,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование заявленных требований Артемьева И.Л. и Артемьева Е.Б. указали, что вступившим в законную силу решением Мамско-Чуйского районного суда от 22 июня 2009 года удовлетворены исковые требования Б, за которым было признано право быть заявителем на жилищную субсидию за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с сохранением в общем списке лиц, желающих получить жилищную субсидию в очереди номер изъят-пенсионеров, номера очереди номер изъят и даты постановки на учет по заявлению его жены Артемьевой И.Л., то есть с дата изъята Б был переведен в льготную очередь номер изъят - инвалидов с сохранением даты первоначальной постановки на учет на жилищную субсидию за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, то есть с дата изъята. В качестве членов семьи были включены его жена Артемьева И.Л. и дочь Артемьева Е.Б.
дата изъята Б умер. После его смерти истцов, как членов семьи Б, исключили из льготной очереди номер изъят- инвалидов 1 и 2 групп, инвалидов с детства. Как самостоятельного заявителя Артемьеву И.Л. оставили в очереди номер изъят пенсионеров. дата изъята Артемьева И.Л. обратилась к ответчику с заявлением о восстановлении её и члена её семьи в льготной очереди инвалидов 1 и 2 групп - мужа Б - инвалида 2 группы, на что получили отказ, который полагают незаконным.
Просили суд признать незаконным отказ Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Мамско-Чуйскому району от дата изъята номер изъят в восстановлении в очереди очередника инвалида 2 группы Б членов его семьи Артемьеву И.Л. и Артемьеву Е.Б.; обязать Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Мамско-Чуйскому району восстановить членов семьи Артемьеву И.Л. и Артемьеву Е.Б. в очереди, относящейся к категории первой очередности - "инвалиды 1 и 2 групп" на получение жилищной субсидии с даты постановки на учет умершего очередника Б, инвалида 2 группы, то есть с дата изъята
Истец Артемьева Е.Б. в судебное заседание не явилась.
Истец и представитель истца Артемьевой Е.Б. - Артемьева И.Л. заявленные требования поддержала.
Представитель Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области в судебное заседание не явился.
Решением Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 15 февраля 2013 года требования Артемовой И.Л., Артемовой Е.Б. удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчиком поставлен вопрос об отмене решения суда по мотивам нарушения норм материального права, неправильного истолкования закона, подлежащего применению.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Артемьева И.Л., Артемьева Е.Б. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Как установлено судом и следует из материалов дела Артемьева И.Л. и Артемьев Б.П. состояли в зарегистрированном браке с дата изъята, имели каждый длительный, более 15 лет, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, прибыли в Мамско-Чуйский район до 01.01.1992 и длительное время проживали в Мамско-Чуйском районе. На дату подачи совместного заявления дата изъята о предоставлении жилищной субсидии, как и на день смерти Б проживали совместно как члены одной семьи. Артемьева Е.Б., дата изъята р. является дочерью Б и Артемьевой И.Л.
Согласно справке МСЭ номер изъят дата изъята Б установлена "данные изъяты", справкой МСЭ номер изъят дата изъята Б установлена "данные изъяты".
Как следует из представленного суду Списка граждан Мамско-Чуйского района на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета по состоянию на дата изъята, утвержденного постановлением главы администрации района от дата изъята номер изъят, в пятой очереди на получение субсидии (работающих) с даты подачи заявления - дата изъята были учтены претендующие на получение жилищной субсидии: Артемьева И.Л, Б- муж, Артемьева Е.Б.- дочь.
Согласно выписке из протокола номер изъят от дата изъята заседания комиссии по постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей: Комиссия ДСЗН по Мамско-Чуйскому району решила поставить на учет Артемьеву И.Л. на получение жилищной субсидии, в очередь номер изъят, как пенсионера, с дата изъята.
Заявлениями от дата изъята Артемьева И.Л. и Б просили переоформить очередность с Артемьвой И.Л. на Б
Решением Мамско-Чуйского районного суда от дата изъята, вступившим в законную силу дата изъята за Б было признано право быть заявителем на жилищную субсидию за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с сохранением в общем списке лиц, желающих получить жилищную субсидию в очереди номер изъят- пенсионеров, номера очереди 1453 и даты постановки на учет по заявлению его жены Артемьевой И.Л., то есть с дата изъята и суд обязал УМСРОиП адрес изъят по социальному развитию по адрес изъят перевести Б и включить его и членов его семьи: жену Артемьеву И.Л. и дочь Артемьевой Е.Б., в льготную очередь номер изъят -инвалидов с сохранением даты первоначальной постановки на учет на жилищную субсидию за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, то есть с дата изъята
Согласно выписке из протокола номер изъят от дата изъята заседания комиссии по постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей: На основании решения Мамско-Чуйского районного суда от дата изъята комиссия УМСРОиП по Мамско-Чуйскому району решила переоформить очередность на получение жилищной субсидии с Артемьевой И.Л. на Б и включить Б и членов его семьи в очередь номер изъят (инвалиды I, II групп и инвалиды с детства), с дата изъята.
В соответствии со Списком граждан Мамско-Чуйского района на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета по состоянию на 01.01.2010, утвержденного Приказом министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области от дата изъята номер изъят, в очереди на получение социальных выплат для приобретения жилья инвалиды I, II групп и инвалиды с детства под порядковым номером номер изъят с даты подачи заявления дата изъята был учтен Б
Б умер дата изъята
Из заявления от дата изъята, поданного в УМСРОиП по Мамско-Чуйскому району, следует, что Артемьева И.Л. просила восстановить её и её дочь, как члена семьи, в очереди инвалидов 1 и 2 групп, по дате постановки на учет её супруга Б стоявшего в данной очереди и умершего дата изъята
Письмом номер изъят от дата изъята УМСРОиП по Мамско-Чуйскому району отказало Артемьевой И.Л. в восстановлении в очереди граждан категории "инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства".
Проанализировав и оценив представленные доказательства, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применив к спорным правоотношениям сторон требования Федерального закона N 125-ФЗ от 25.10.2002 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 года N 879, а также Порядка организации работы в Иркутской области по предоставлению социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2008 N 115-пп, суд обоснованно признал незаконным отказ Управления Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области по Мамско-Чуйскому району N 1318 от 29.11.2012 г. в восстановлении Артемьевой И.Л., Артемьевой Е.Б., как членов семьи умершего "данные изъяты" Б, в очереди "инвалидов 1, 2 групп и инвалидов детства" с даты постановки на учет - дата изъята
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия учитывает, что на дату постановки на учет Б, Артемьева И.Л. и Артемьева Е.Б. имели равное право на получение жилищной субсидии, стояли на очереди лиц, желающих получить жилищную субсидию, при этом действующее законодательство не ограничивает право граждан на включение членов семьи в очередь вместо первоначального заявителя.
Судебная коллегия соглашается и с выводом суда первой инстанции о противоречии закону и обстоятельствам дела доводов ответчика о том, что Артемьева И.Л. и Артемьева Е.Б. утратили право состоять на учете на получение жилищной субсидии в очереди номер изъят, так как были включены в состав семьи Б, а последний в связи со смертью, как самостоятельный заявитель, был снят с учета.
Суд сделал правильный вывод, что, переводя истцов, как самостоятельных заявителей, в очередь номер изъят пенсионеров, ответчик присвоил номер их очереди с даты постановки на учет супруга, хотя на данную дату Артемьева И.Л. и Артемьева Е.Б. не являлись самостоятельными заявителями, а состояли как члены семьи очередника Б, следовательно, ответчик, сохранив дату постановки на учет по заявлению умершего супруга полагал возможным сохранение истцов в очереди, но незаконно переместил их в очередь иных заявителей, чем, безусловно, нарушил их права.
При таких обстоятельствах на ответчика правильно возложена обязанность восстановить членов семьи Артемьеву И.Л. и Артемьеву Е.Б. в очереди "инвалидов 1, 2 групп и инвалидов детства" на получение жилищной субсидии с даты постановки на учет умершего очередника Б, с дата изъята.
Выводы суда в решении подробно мотивированы, подтверждены материалами дела, основаны на полном, всестороннем, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств.
Доводы апелляционной жалобы ответчика основаны на неверном толковании норм материального закона, поэтому в качестве оснований к отмене решения не учитываются.
Так, ранее действовавшее законодательство о жилищных субсидиях не ограничивало право и возможность перевода очередности первоначального заявителя на члена его семьи. Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется. Иное противоречило бы принципу законности и справедливости, нарушало бы право истца на жилище, предусмотренное Конституцией Российской Федерации.
Установление для граждан гарантий и компенсаций в связи с работой и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях направлено на обеспечение справедливого вознаграждения за труд в экстремальных природно - климатических условиях. Предоставляя гражданам, имеющим длительный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, право на получение безвозмездных жилищных субсидий, государство тем самым способствует удовлетворению их потребностей в жилье и обеспечивает возможность иметь жилье в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, в том числе на основе свободы выбора места жительства. Финансовая поддержка со стороны государства позволяет гражданам, работающим и проживающим в этих районах и местностях, решать проблему приобретения жилья в регионах с благоприятными для проживания и трудовой деятельности условиями.
Законодательство о безвозмездных жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматривает право на получение жилищной субсидии не только гражданина, имеющего длительный стаж работы в районах Севера, но и равное с ним право на получение жилищной субсидии всех членов его семьи, независимо от пола, возраста, степени родственных с ним отношений и т.п. различий, и является одной из мер, обеспечивающей государственную поддержку семьи гражданина, выезжающего из районов Севера.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что истицы, добросовестно пользуясь своими правами, вправе были рассчитывать на сохранение очередности на получение жилищной субсидии и в случае смерти Б, что подтверждается и изменениями, внесенными в соответствующие законодательные акты, регулирующие отношения, возникшие между сторонами.
Доводы апелляционной жалобы ответчика сводятся к несогласию с решением суда по существу, основаны на неверном толковании норм материального права, выражают иную позицию заявителей на то, как должен быть разрешен спор, направлены на изменение законного и обоснованного решения суда.
Решение суда, проверенное по доводам апелляционной жалобы, является законным и обоснованным, в связи с чем отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 15 февраля 2013 года по данному делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Е.Ю. Зубкова
Судьи: Н.М. Усова
О.Н. Иванова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.