Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Амосова С.С.
судей Рудковской И.А., Губаревич И.И.,
при секретаре Ободоевой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Богдановой К.И., действующей в интересах несовершеннолетних Богданова Е., Богданова М. к администрации Нижнеилимского муниципального района, Муниципальному учреждению "Департамент образования администрации Нижнеилимского муниципального района" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставить путевку на поступление в детское дошкольное образовательное учреждение
по апелляционной жалобе Богдановой К.И. на решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 25 декабря 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Истец Богданова К.И., действующая в интересах несовершеннолетних Е., М., обратилась в суд с иском к администрации Нижнеилимского муниципального района, Муниципальному учреждению "Департамент образования администрации Нижнеилимского муниципального района" о признании бездействия незаконным и возложении обязанности предоставить путевку на поступление в детское дошкольное образовательное учреждение.
В обосновании иска указала, что является матерью близнецов Е. и М., "дата изъята" года рождения. "дата изъята", получив свидетельства о рождении детей, она обратилась в МУ "Департамент образования администрации Нижнеилимского муниципального района" по вопросу устройства ее детей в детское дошкольное образовательное учреждение. Ее дети были поставлены в очередь и зарегистрированы в журнале регистрации очередности детей, нуждающихся в услугах детских дошкольных образовательных учреждений, под "номер изъят"
Несмотря на ее неоднократные обращения, ответчики отказывают ей в выдаче путевки на поступление ее детей в детский сад.
Просила суд признать незаконным бездействие администрации Нижнеилимского муниципального района, МУ "Департамент образования администрации Нижнеилимского муниципального района", выразившиеся в непринятии мер по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования и обязать ответчиков предоставить ее сыновьям Е. и М., "дата изъята" года рождения, доступ к дошкольному образованию через предоставление места в дошкольном образовательном учреждении г.Железногорска-Илимского Нижнеилимского района, расположенном на разумном географическом удалении от места ее проживания, в группе полного дня в течение одного месяца с момента вынесения решения по существу.
Решением Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 25 декабря 2012 года в удовлетворении иска Богдановой К.И., действующей в интересах несовершеннолетних Е., М., отказано.
В апелляционной жалобе истица просит решение суда отменить, указав, что вывод суда о правомерности отказа администрации Нижнеилимского муниципального района в предоставлении несовершеннолетним Е., М. места в ДОУ Нижнеилимского района в виду отсутствия свободных мест, противоречит ст.43 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на общедоступность и бесплатность дошкольного образования. Понятие очередности в законодательстве об образовании и в положениях о комплектовании муниципальных дошкольных образовательных учреждений отсутствует.
Согласно п.2.1 Постановления Конституционного cyда Российской Федерации от 15 мая 2006 года N 5-П положения ст.43 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на дошкольное образование находятся во взаимосвязи с положениями ее ст.38, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Эти предписания, адресованы одновременно родителям и государству, то есть естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей - многоплановую роль публичной власти в этой сфере.
Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что названная конституционная обязанность государства обусловливает необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства в качестве гарантии социальной защиты (ст.7 ч.2 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, после выплаты пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком логическим продолжением государственной поддержки обеспечения возможности семьи содержать и воспитывать ребенка является обеспечение государством семей возможностью пользоваться услугами дошкольных образовательных учреждений, тем более при наступлении возраста ребенка, когда родитель, непосредственно находящийся в отпуске по уходу за ребенком, должен приступить к трудовой деятельности.
Указала, что в случае непредставления мест в детском дошкольном учреждении ее детям, она будет вынуждена продолжать уход за детьми на дому и прекратить трудовые отношения с работодателем, поскольку "дата изъята" должна приступить к работе.
Ссылаясь на Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2007 года N 03-1883 "О методических рекомендациях по принятию мер по развитию дошкольного образования в 2007-2010 годах, обеспечению его доступности и повышению качества услуг образовательных учреждений реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования", истица указала, что место в дошкольном учреждении должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки от 1 месяца до 1 года со дня подачи заявления о необходимости устройства ребенка в детский сад. Она подала заявление "дата изъята", что свидетельствует о нарушении разумности сроков предоставления места в ДОУ.
Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Нижнеилимскому району полагает апелляционную жалобу Богдановой К.И. обоснованной, подлежащей удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, в суд не явились, извещены о дате и месте рассмотрения дела, об отложении дела не просили, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Согласно ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (ч.1 и ч.2 ст.43 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п.3 ст.18 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
Согласно ст.16 указанного Закона общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Правила приема граждан в образовательное учреждение определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе образовательного учреждения.
Аналогичные положения относительно правил приема граждан в образовательные учреждения предусмотрены в п.27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. N 666 (действовавшим до 16.04.2012 года) и соответственно в п.25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 27.10.2011 года N 2562, действующего в настоящее время.
В соответствии с Положением о муниципальном учреждении "Департамент образования администрации Нижнеилимского муниципального района", утвержденного распоряжением мэра Нижнеилимского муниципального района N 93 от 06.02.2009 г., в сфере управления муниципальной системой образования Нижнеилимского муниципального района департамент образования обеспечивает реализацию прав граждан на получение обязательного общего образования, планирует, организует, регулирует и контролирует деятельность муниципальных образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования, производит учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования, обеспечивает граждан, проживающих на территории муниципального образования "Нижнеилимский район", возможностью выбора образовательного учреждения, создает необходимые условия для реализации прав граждан на образование и в сфере образования, координирует комплектование муниципальных общеобразовательных учреждений начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей.
Порядок приема детей и комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений Нижнеилимского муниципального района, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержден постановлением администрации района от 25.10.2011 N 1140. Согласно п.1.7 данного Порядка устройство детей в дошкольные образовательные учреждения ведется в порядке очередности в соответствии с законами и нормативными актами Российской Федерации, Иркутской области, Нижнеилимского муниципального района, согласно решению комиссии по комплектованию групп дошкольных образовательных учреждений. Комплектование дошкольных учреждений производится в соответствии с предельной наполняемостью, установленной Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, санитарными нормами, с очередностью на основании номера по журналу регистрации заявлений. Оставшиеся заявления рассматриваются при последующем комплектовании, после ежегодного выпуска детей в школу, с 1 по 10 июня и в течение года при наличии свободных мест.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что истец Богданова К..И. является матерью Е. и М., "дата изъята" года рождения.
"дата изъята" Е. и М. были зарегистрированы в журнале регистрации очередности детей, нуждающихся в МДОУ под "номер изъят"
Судом установлено, что по результатам комплектования детских садов на "номер изъят" Е. и М. места детском саду не предоставлены в виду отсутствия свободных мест в дошкольных учреждениях, на день рассмотрения настоящего гражданского дела они числятся в списках детей, нуждающихся в дошкольном образовании, под "номер изъят" без указания конкретного наименования дошкольного учреждения.
Оценив представленные сторонами доказательства и учитывая, что места в дошкольном учреждении не представлены истцу в виду отсутствия свободных мест, права на внеочередное представление мест в дошкольном учреждении истец не имеет, а также принимая во внимание, что наличие очереди в связи с отсутствием свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях района в данном случае не может быть расценено как незаконное бездействие и не исполнение обязанности по обеспечению детям истца доступного бесплатного дошкольного образования, суд первой инстанции обоснованно отказал Богдановой К.И. в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка в жалобе на правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2006 г. N 5-П, не подтверждает обоснованность доводов заявителя, поскольку дети заявителя зачислены в списки детей, нуждающихся в дошкольном образовании.
Разрешая возникший спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил доказательства в соответствии со ст.67 ГПК РФ, правильно применил нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение.
Доводы жалобы основаны на неправильном истолковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств, собранных и исследованных судом первой инстанции в полном соответствии с законом, и не содержат указания на обстоятельства, которые в силу статьи 330 ГПК РФ являются основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает. Нарушений норм ГПК РФ, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 25 декабря 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья - председательствующий
С.С. Амосов
Судьи
И.А. Рудковская
И.И. Губаревич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.