Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Поповой А.А.,
судей Сазонова П.А. и Чертковой С.А.,
при секретаре Мартиросян К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Падунского района г. Братска Иркутской области в интересах Лебедевой Е.И., Лебедева Л.О. к администрации г. Братска о предоставлении жилья из муниципального жилого фонда,
по апелляционной жалобе представителя администрации г. Братска Курдюковой С.М.
на решение Братского городского суда Иркутской области от 5 февраля 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Падунского района г. Братска обратился в суд с иском в интересах Лебедевой Е.И., Лебедева Л.О. к администрации г. Братска, в обоснование которого указал, что Лебедев О.И. является нанимателем квартиры номер изъят дома номер изъят по адрес изъят на основании ордера номер изъят от дата изъята. Согласно поквартирной карточке формы номер изъят в квартире номер изъят в доме номер изъят по адрес изъят в настоящее время зарегистрированы по месту жительства с дата изъята Лебедева Е.И. как наниматель, с дата изъята Лебедев Л.О. как сын нанимателя. По данным администрации муниципального образования города Братска Лебедева Е.И., Лебедев Л.О. на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не состоят.
Занимаемое Лебедевой Е.И. и Лебедевым Л.О. жилое помещение в многоквартирном доме номер изъят по адрес изъят является муниципальным жилищным фондом.
Распоряжением мэра г. Братска от дата изъята номер изъят была создана межведомственная комиссия, которая произвела обследование жилых домов в городе Братске. По результатам обследования многоквартирные жилые дома, построенные в период дата изъята, в количестве "данные изъяты" были признаны непригодными для проживания по причине их аварийного состояния. Решением Думы города Братска от 30.09.2005 N 73/г-Д была утверждена муниципальная целевая программа "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в городе Братске" на 2005-2010 гг.". Решением Думы города Братска от 29.02.2008 N 455/г-Д указанная программа была дополнена реестром аварийного жилищного фонда в городе Братске, сформированным по состоянию на 01.01.2007, являющимся Приложением N 2 к данному решению. Решениями Думы г. Братска от 25.09.2009 N 687/г-Д и от 30.09.2011 N 276/г-Д внесены изменения в решение Думы г. Братска от 30.09.2005 N 73/г-Д "Об утверждении муниципальной целевой программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в городе Братске" на 2005 - 2010 гг.", в соответствии с которыми срок действия указанной программы установлен на период 2005-2025 гг., изменена редакция приложений N 1 и N 2 к Программе и Программа дополнена приложениями N 3, N 4, N 5, но дом номер изъят по адрес изъят в реестр так и не был включен. Постановлением администрации муниципального образования города Братска от 05.05.2012 N 842 срок отселения граждан из жилого дома номер изъят по адрес изъят предусмотрен в 2025 году.
Планируемый срок отселения граждан из жилого дома номер изъят по адрес изъят не соответствует фактическому состоянию данного дома. Результаты обследования дома номер изъят по адрес изъят свидетельствуют о несоответствии жилого помещения, предоставленного Лебедевой Е.И. и Лебедеву Л.О. для проживания, требованиям ч. 2 ст. 15 ЖК РФ и требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 02.08.2007).
На основании изложенного прокурор Падунского района г. Братска просил суд обязать администрацию г. Братска предоставить Лебедевой Е.И. и Лебедеву Л.О. по договору социального найма вне очереди жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям г. Братска, находящееся в черте г. Братска, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим требованиям, равнозначное по площади и количеству комнат, ранее занимаемому жилому помещению.
Решением суда от 05.02.2013 исковые требования прокурора Падунского района г. Братска Иркутской области в интересах Лебедевой Е.И., Лебедева Л.О. удовлетворены. На администрацию МО г. Братска возложена обязанность предоставить во внеочередном порядке на условиях социального найма Лебедевой Е.И., Лебедеву Л.О. в черте города Братска одно отдельное благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям города Братска, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим требованиям, равнозначное по площади и количеству комнат ранее занимаемому, непригодному для проживания жилому помещению, общей площадью "данные изъяты".
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Братска Курдюкова С.М. просит отменить решение суда от 05.02.2013 и принять по делу новое решение по следующим основаниям:
В городе Братске предоставление жилых помещений гражданам, проживающим в ветхих и аварийных домах, осуществляется в соответствии с реестром аварийного жилищного фонда в городе Братске, утвержденным решением Думы г. Братска от 30.09.2005 N 73/г-Д, путем постепенного программного планирования переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Предоставление разом всем нуждающимся гражданам благоустроенного жилья невозможно по причине отсутствия в бюджете г. Братска на то денежных средств и необходимостью решения иных вопросов местного значения.
Принятым решением нарушаются принципы публичности, общности построения бюджета муниципального образования, решение суда принято в ущерб интересов остальных граждан, проживающих в городе Братске. Прокурором Падунского района г. Братска ничем не обосновано требование о приоритетном праве переселения Лебедевой Е.И., Лебедева Л.О., жилой дом которых признан аварийным только в дата изъята, перед гражданами, жилые дома которых признаны в установленном законом порядке в 2005 году.
Муниципальная целевая программа "Переселение из ветхого и аварийного жилищного фонда в городе Братске" на 2005-2025 гг." не нарушает права и свободы гражданина, не создает препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод и не возлагает на него незаконно какие-либо обязанности. Администрация г. Братска не отказывается предоставить Лебедевой Е.И., Лебедеву Л.О. жилое помещение под переселение. Какое-либо бездействие администрации г. Братска в этой части Лебедевыми не обжаловалось, в связи с чем, спор отсутствует, права Лебедевой Е.И., Лебедева Л.О. на предоставление жилого помещения не нарушены.
Суд не учел то, что согласно определению Конституционного Суда РФ от 03.11.2009 N 1367-О-О применение пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ возможно только при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
Суд не принял во внимание то, что согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях на основании статьи 51 ЖК РФ.
Требование о предоставлении по договору социального найма квартиры, состоящей не менее, чем из "данные изъяты", незаконно, так как в г. Братске отсутствуют коммунальные квартиры, в связи с чем, в случае предоставления жилого помещения количество комнат не учитывается.
Администрацией г. Братска при признании жилого дома, расположенного по адрес изъят, выполнены все требования, указанные в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Падунского района г. Братска Янкова Н.В. просит суд оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения прокурора Дудиной В.П., считавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
При рассмотрении данного дела суд апелляционной инстанции установил, что Лебедева Е.И., Лебедев Л.О. вселены в жилое помещение по адрес изъят, на основании ордера номер изъят, выданного им дата изъята, и проживают в нем по договору социального найма. Указанный жилой дом построен в дата изъята. Заключением межведомственной комиссии от дата изъята номер изъят, жилой дом, расположенный по адрес изъят, признан аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу. Постановлением администрации муниципального образования города Братска от 05.05.2012 N 842 "О внесении изменения в приложение к постановлению администрации муниципального образования города Братска от 05.09.2011 N 1847 "О сроках отселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу" изложено в новой редакции приложение к постановлению: "Список многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу". Жилой дом, в котором проживают истцы, включен в этот список с планируемым сроком отселения граждан до 2025 года.
На основании указанных обстоятельств суд первой инстанции правильно применил ч. 2 ст. 57, подп. 1 п. 1 ст. 85, ст.ст. 86, 89 ЖК РФ и обоснованно пришел к выводу о праве Лебедевой Е.И., Лебедева Л.О. на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Данные выводы суда подробно мотивированы, соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.
Доводы апелляционной жалобы о предоставлении жилых помещений гражданам, проживающим в ветхих и аварийных домах, в соответствии с реестром аварийного жилищного фонда, о том, что решение суда принято в ущерб интересов остальных граждан, проживающих в городе Братске, чьи жилые дома были признаны аварийными в установленном законом порядке в 2005 году, о невозможности предоставления жилого помещения по причине отсутствия финансирования в бюджете, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди.
Отсутствие у органа местного самоуправления по тем или иным причинам жилых помещений, необходимых для предоставления малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, не может служить основанием для отказа указанным гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
По этим основаниям не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы об отсутствии спора о праве Лебедевой Е.И., Лебедева Л.О. на предоставление другого жилого помещения, об отсутствии в связи с этим нарушения прав на предоставление жилого помещения и о необоснованно установленном судом приоритете права Лебедевой Е.И. и Лебедева Л.О., жилой дом которых признан аварийным только в дата изъята, перед гражданами, жилые дома которых признаны в установленном законом порядке в 2005 году.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости установления объективной нуждаемости Лебедевой Е.И., Лебедева Л.О. в жилом помещении не основаны на материалах дела, бесспорно свидетельствующим о непригодности для проживания занимаемого ими муниципального жилого помещения, ответственность за состояние которого несет собственник. Доказательства, ставящие под сомнение право Лебедевой Е.И., Лебедева Л.О. на предоставление другого жилого помещения вне очереди по договору социального найма, ответчик суду не представил, в апелляционной жалобе не указал. Более того, именно в апелляционной жалобе приводятся суждения ответчика о безусловности права Лебедевой Е.И., Лебедева Л.О. на предоставление другого жилого помещения вне очереди по договору социального найма при оспаривании выводов суда о незаконности бездействия администрации муниципального образования города Братска.
Все доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда и иной оценке установленных по делу обстоятельств и направлены на иное толкование норм материального права, что не отнесено статьей 330 ГПК РФ к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
При таких обстоятельствах решение, проверенное по доводам жалобы, отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Братского городского суда Иркутской области от 5 февраля 2013 года по данному делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
А.А. Попова
Судьи:
П.А. Сазонов
С.А. Черткова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.