Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Воеводиной О.В.,
судей Каракич Л.Л. и Симаковой Н.К.,
при секретаре Исланкиной К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лузгиной Л.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Бодайбинском районе Иркутской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии
по апелляционной жалобе УПФ РФ (ГУ) в Бодайбинском районе Иркутской области на решение Бодайбинского городского суда Иркутской области от 12 декабря 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование заявленных требований Лузгина Л.М. указала, что имеет необходимый специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением более 25 лет педагогической деятельности.
Однако решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Бодайбинском районе Иркутской области (далее - пенсионный орган) ей отказано в назначении такой пенсии за недостаточностью требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Указанным решением в стаж на соответствующих видах работ не зачтены периоды работы с 15 октября 1989 года по 30 сентября 1991 года в качестве воспитателя в кооперативе "Улыбка", с 23 ноября 1997 года по 26 июля 1998 года в качестве воспитателя в комплексе сад-школа "Золотой ключик", поскольку наименование указанных учреждений не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N781.
Также пенсионным органом не зачтен в специальный стаж период работы с 21 ноября 2002 года по 31 декабря 2002 года в качестве воспитателя в детском саду N 32 "Сказка", так как данный период работы отсутствует на лицевом счете застрахованного лица.
Истец просила суд признать незаконным решение пенсионного органа в части отказа ей в досрочном назначении трудовой пенсии, включить спорные периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, назначив ее с момента возникновения права, то есть с ... года.
В судебном заседании истец, ее представитель по доверенности Головацкая Е.Н. заявленные требования поддержали.
Представитель ответчика по доверенности Брулина Н.В. иск не признала.
Обжалуемым решением исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Бодайбинском районе Иркутской области в лице начальника Власевской Т.А. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в иске, ссылаясь на то, что решение пенсионного органа является правомерным и обоснованным. Ответчик не согласен с решением суда в части включения в специальный стаж периодов работы с 15 октября 1989 года по 30 сентября 1991 года в должности воспитателя кооператива "Улыбка", с 21 ноября 2002 года по 31 декабря 2002 года в качестве воспитателя в детском саду N 32 "Сказка". Указывает, что вышеуказанный Список содержит исчерпывающий перечень учреждений и должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и не подлежит расширительному толкованию. Кроме того, на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии Лузгина Л.М. не имела права на ее получение, в связи с чем, решение пенсионного органа является законным.
Письменные возражения на апелляционную жалобу не поступили.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Симаковой Н.К., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы.
Согласно ст.12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года 3266-1 "Об образовании" к образовательным учреждениям отнесены дошкольные учреждения. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 2008 года N 666, дошкольные образовательные учреждения реализуют основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В данном типовом положении предусмотрены виды дошкольных образовательных учреждений - детские сады разного вида.
Из названного выше Списка следует, что он включает следующие наименования учреждений - детские дошкольные учреждения всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли), а также наименование должности - воспитатель.
Таким образом, действие Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, распространяется на все типы и виды учреждений для детей.
Разрешая исковые требования по существу, суд произвел системный анализ нормативных актов, на которых основано решение по делу, правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, установил юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую оценку всем собранным по делу доказательствам и пришел к обоснованному выводу о том, что спорные периоды подлежат включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, и, следовательно, о незаконности решения пенсионного органа об отказе Лузгиной Л.М.в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Лузгина Л.М. имеет общий трудовой стаж 33 года 6 месяцев и 14 дней, стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера - 24 года и 28 дней, а также стаж работы по педагогической деятельности в учреждениях для детей с 28 сентября 1983 года.
В период с 15 октября 1989 года по 30 сентября 1991 года Лузгина Л.М. работала в качестве воспитателя в кооперативе "Улыбка".
Из решения исполнительного комитета Бодайбинского городского совета народных депутатов N 512 от 17 октября 1998 года "О регистрации устава кооператива "Улыбка" следует, что кооператив зарегистрирован как административная хозяйственная единица по уходу, обучению и воспитанию детей дошкольного возраста.
Иные документы, свидетельствующие о целях и направлении деятельности кооператива, в архивных учреждениях не сохранились.
В период с 23 ноября 1997 года по 26 июля 1998 года истец работала в качестве воспитателя в комплексе сад-школа "Золотой ключик".
Согласно лицензии учреждения от 17 октября 1995 года комплекс осуществлял реализацию программ дошкольного, начального общего обучения и дополнительного образования.
Иные документы, свидетельствующие о целях и направлении деятельности комплекса, в архивных учреждениях не сохранились. Кроме того, в спорный период комплекс не являлся юридическим лицом, соответственно, Устава не имел.
В период с 21 ноября 2002 года по 31 декабря 2002 года истец работала в качестве воспитателя в детском саду N 32 "Сказка".
Согласно уставу детского сада, зарегистрированному 27 июня 2000 года, деятельность учреждения направлена на реализацию основных задач образования; осуществление образовательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием; оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития воспитанников, оказания помощи семье в воспитании детей и материальной поддержке, гарантированной государством.
... года истец обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Бодайбинском районе Иркутской области с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением более 25 лет педагогической деятельности.
Решением пенсионного органа ей в назначении такой пенсии за недостаточностью требуемого стажа на соответствующих видах работ отказано.
Суд первой инстанции, разрешая спор, оценив представленные истцом доказательства в их совокупности, установил, что в спорные периоды истец работала в учреждениях, целями и задачами которых являлись воспитание и уход за детьми дошкольного возраста, охрана и укрепление их физического и психического здоровья.
Следовательно, названные выше детские учреждения полностью соответствуют признакам образовательного учреждения, названного в п.2 ст.12 Федерального закона "Об образовании", а также Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 2008 года N 666.
Обоснованность выводов суда также подтверждает и то обстоятельство, что в настоящее время пенсионный орган признает тождество наименований "сад" и "комплекс сад-школа".
Удовлетворяя исковые требования, суд правильно исходил из того, что организационное устройство образовательного учреждения не может являться фактором, лишающим педагогического работника права на пенсионное обеспечение в соответствии с подп.19 п.1, п.2 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Включая в специальный стаж период работы истца с 21 ноября 2002 года по 31 декабря 2002 года в качестве воспитателя в детском саду N 32 "Сказка", суд верно указал, что факт уплаты за работника страховых взносов иным плательщиком, чем работодатель, противоречит принципам пенсионного обеспечения, вводит дополнительные, не предусмотренные законом, основания для отказа в назначении данного вида социального обеспечения, гарантированного ст.39 Конституции РФ.
Установив, что оспариваемым решением пенсионного органа право истца на досрочное назначение трудовой пенсии нарушено, суд пришел к правильному выводу о его незаконности.
Признав решение пенсионного органа незаконным, и, обязав ответчика назначить Лузгиной Л.М. трудовую пенсию по старости досрочно в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", суд, тем самым, восстановил нарушенное субъективное право истца на социальное обеспечение по возрасту.
Доводы пенсионного органа, приведенные в обоснование апелляционной жалобы, приводились представителем ответчика в обоснование возражений на исковые требования, проверены судом первой инстанции надлежащим образом и обоснованно отвергнуты по мотивам, указанным в судебном решении.
Довод жалобы об отсутствии у истца права на назначение пенсии на момент обращения Лузгиной Л.М. с заявлением в пенсионный орган правового значения не имеет, поскольку на момент вынесения решения суда истец имеет необходимый стаж для назначения досрочной пенсии по старости.
Таким образом, обжалуемое решение, проверенное по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия признает законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь ст.ст.327, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бодайбинского городского суда Иркутской области от 12 декабря 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Воеводина
Судьи Л.Л. Каракич
Н.К. Симакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.