Судья Иркутского областного суда Аникеева М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Иващенко И.Н. на постановление судьи Братского городского суда Иркутской области от 17 сентября 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Иващенко И.Н., "данные изъяты",
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Братского городского суда Иркутской области Мельниковой Е.М. от 17 сентября 2012 года Иващенко И.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации за то, что будучи гражданином Республики "данные изъяты", он 16 мая 2007 года въехал на территорию Российской Федерации (в паспорте штамп о выезде за пределы Российской Федерации отсутствует), состоял на миграционном учете с 16 августа 2011 года до 09 ноября 2011 года по адресу: адрес изъят, и по окончании срока пребывания 09 ноября 2011 года не выехал из России, чем нарушил требования части 2 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, Иващенко И.Н., не оспаривая доказанность вины в совершении правонарушения и правильность юридической квалификации им содеянного, просит не применять к нему наказание в виде административного выдворения. Утверждает, что обращался с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, подготовил пакет документов, получил медицинские справки, заплатил госпошлину, однако, должностные лица медицинского учреждения чинили препятствия для получения окончательного медицинского заключения, в результате чего не смог оформить необходимые документы в отведенный срок пребывания на территории Российской Федерации. Поясняет, что по национальности русский, близких родственников на территории "данные изъяты" не имеет, сестры и брат проживают в России, являются гражданами Российской Федерации. Желает приобрести гражданство Российской Федерации.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы Иващенко И.Н., заслушав Иващенко И.Н., поддержавшего жалобу, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
По данному делу судьей Братского городского суда Иркутской области указанные требования закона не выполнены.
Статьей 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за уклонение от выезда иностранного гражданина из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания. Данный срок для иностранных граждан, въехавших в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, составляет девяносто суток.
В силу статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что Иващенко И.Н. родился в адрес изъят "данные изъяты", что в силу пункта 1 части 3 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ давало ему право на получение разрешения на временное проживание в Российской Федерации без учета квоты. Вместе с жалобой Иващенко И.Н. представил суду оформленное в установленном порядке заявление о выдаче разрешения на временное проживание иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, доказательства оплаты медицинского обследования, копию уведомления о постановке на налоговый учет. В судебном заседании Иващенко И.Н. пояснил, что своевременно обратился в ФМС с просьбой выдать разрешение на временное проживание, но при получении медицинской справки врачом ему было предъявлено требование об оплате пяти, а затем - десяти тысяч рублей в связи с обнаружившимся у него заболеванием печени. Поскольку данной суммой он не располагал, своевременно оформить медицинскую справку не смог.
При указанных обстоятельствах не имеется оснований считать, что Иващенко И.Н. грубо и умышленно нарушал требования Федерального закона N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", поскольку предпринял зависящие от него меры по обращению в территориальный орган ФМС для получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации в целях получения в дальнейшем гражданства России. Доводы жалобы Иващенко И.Н. о том, что в государственном учреждении здравоохранения должностные лица чинили ему препятствия к получению необходимых документов, материалами дела не опровергнуты. Сведений о том, что в ходе производства по делу должностные лица ФМС выясняли причины несоблюдения Иващенко И.Н. требований статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", материалы дела не содержат.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Доказательств тому обстоятельству, что несоблюдение срока пребывания в Российской Федерации стало результатом виновных действий Иващенко И.Н., материалы дела не содержат, в связи с чем соответствующий довод жалобы не может быть опровергнут.
Исходя из общих принципов права установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и назначение конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности, а также конституционно закрепленным целям (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Данный вывод корреспондирует международно-правовым предписаниям, согласно которым каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права (пункт 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека, пункт 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, пункт 2 статьи 10 и пункт 2 статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также пункт 3 статьи 2 Протокола N 4 к ней).
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Привлечение Иващенко И.Н. к административной ответственности за несоблюдение срока пребывания в Российской Федерации при обстоятельствах, установленных по данному делу, не отвечает требованиям справедливости, соразмерности, а также конституционно закрепленным целям.
Учитывая изложенное, постановление судьи Братского городского суда Иркутской области подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении Иващенко И.Н. подлежит прекращению по пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в его действиях состава вмененного ему административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛА:
постановление судьи Братского городского суда Иркутской области от 17 сентября 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Иващенко И.Н. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Иващенко И.Н. прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Жалобу Иващенко И.Н. удовлетворить.
Освободить Иващенко И.Н., "данные изъяты", из специального приемника УМВД России по адрес изъят немедленно в зале суда.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано председателю Иркутского областного суда в порядке судебного надзора.
Судья М.В. Аникеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.