Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего
Стальмахович О.Н.,
судей
Полозовой А.А., Мелентьевой Ж.Г.,
при секретаре
Булатовой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Петропавловске-Камчатском 7 марта 2013 года дело по апелляционной жалобе администрации Раздольненского сельского поселения на решение Елизовского районного суда Камчатского края от 28 ноября 2012 года, которым постановлено:
Иск Бадикова Вячеслава Николаевича к администрации Раздольненского сельского поселения удовлетворить.
Признать за Бадиковым В.Н. право на получение выплат ежемесячного денежного вознаграждения, предусмотренного распоряжением главы Раздольненского сельского поселения от 2 декабря 2011 года N 60-л, на период с 15 апреля 2012 года по 5 декабря 2012 года.
Взыскать с администрации Раздольненского сельского поселения в пользу Бадикова Вячеслава Николаевича ежемесячное денежное вознаграждение за период с 15 апреля 2012 года по 27 ноября 2012 года включительно в сумме 985584 рубля 47 копеек.
Обязать администрацию Раздольненского сельского поселения произвести выплату ежемесячного вознаграждения Бадикову В.Н. за период с 28 ноября 2012 года по 5 декабря 2012 года при условии подачи соответствующего заявления и представления Бадиковым В.Н. нотариально заверенной копии трудовой книжки по состоянию на декабрь 2012 года.
Заслушав доклад судьи Полозовой А.А., объяснения представителя Бадикова В.Н. - Тарасика Э.П., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бадиков В.Н. предъявил иск к администрации Раздольненского сельского поселения, в котором с учетом уточнения требований, просил признать за ним право на получение выплат ежемесячного денежного вознаграждения на период с 15 апреля 2012 года по 5 декабря 2012 года, взыскать с ответчика ежемесячное денежное включительно в сумме 985584 рубля 47 копеек и обязать администрацию Раздольненского сельского поселения произвести истцу
выплату ежемесячного вознаграждения.
В обоснование заявленных требований указал, что в период с 28 октября 2006 года по 5 декабря 2011 года работал в администрации Раздольненского сельского поселения в выборной должности главы, относящейся к высшей группе, уволен был по собственному желанию. На момент его увольнения действовал пункт 9 статьи 7 Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года N 59 "О муниципальных должностях в Камчатском крае", устанавливающий дополнительную гарантию в виде сохранения права на получение денежного содержания в течение одного года со дня увольнения с муниципальной службы до устройства на новое место работы. Указанная гарантия была предоставлена истцу, однако распоряжением от 16 апреля 2012 года N 60 выплаты были прекращены, начиная с 15 апреля 2012 года, в связи с отменой норм закона, устанавливающих данную гарантию.
Бадиков В.Н. участия в судебном заседании не принимал, его представитель Тарасик Э.П. требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители администрации Раздольненского сельского поселения Бренчалова Л.В. и Назарова И.В. исковые требования не признали.
Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней ответчик просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального права и принять новое судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Бадикова В.Н. - Тарасик Э.П. полагает решение суда законным и обоснованным.
Выслушав представителя Бадикова В.Н. - Тарасика Э.П., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В силу пункта 2 статьи 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Согласно пунктам 1, 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права.
Как установлено судом первой инстанции, Бадиков В.Н. с 28 октября 2006 года занимал высшую муниципальную должность главы администрации Раздольненского сельского поселения, в соответствии с распоряжением главы Раздольненского сельского поселения N 60-л от 2 декабря 2011 года уволен по собственному желанию с 5 декабря 2011 года. Согласно пункту 3 указанного распоряжения за ним сохранено денежное вознаграждение по муниципальной должности до устройства на работу в течение одного года со дня освобождения от должности с 6 декабря 2011 года по 5 декабря 2012 года.
Указанные выплаты назначены и производились с 6 декабря 2011 года по 14 апреля 2012 года на основании пункта 9 части 1 статьи 7, статьи 8 Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года N 59 "О муниципальных должностях в Камчатском крае" (далее - Закон Камчатского края от 4 мая 2008 года N 59), предусматривающих для лиц, замещавших муниципальные должности, при освобождении их от должности (за исключением случаев освобождения от должности по приговору суда либо за виновные действия) право на получение денежного вознаграждения до устройства на новую работу либо доплаты до уровня прежнего денежного вознаграждения в течение одного года со дня освобождения от должности.
Аналогичные нормы были предусмотрены пунктом 13 Решения Собрания депутатов Раздольненского сельского поселения от 26 августа 2008 года N 25 "Об условиях и порядке оплаты труда главы Раздольненского сельского поселения, председателя собрания депутатов Раздольненского сельского поселения, выплаты денежного вознаграждения при освобождении от должности главы Раздольненского сельского поселения, председателя собрания депутатов Раздольненского сельского поселения" (далее - Решение от 26 августа 2008 года N 25).
В соответствии с распоряжением главы Раздольненского сельского поселения N 60 от 16 апреля 2012 года в связи с вступлением в законную силу 15 апреля 2012 года Закона Камчатского края от 29 марта 2012 года N 36 "О внесении и изменений в Закон Камчатского края от 4 мая 2008 года N 59 "О муниципальных должностях в Камчатском крае", и до приведения в соответствие с ним Решения от 26 августа 2008 года N 25, приостановлено начисление и выплата денежного вознаграждения.
В дальнейшем Бадикову В.Н. ответчиком разъяснено, что в связи с внесением изменений в Закон Камчатского края от 4 мая 2008 года N 59, в соответствии с которыми пункт 9 части 1 статьи 7, статья 8 указанного Закона признаны утратившими силу, на основании чего с 15 апреля 2012 года выплаты прекращены.
В связи с чем, Собранием депутатов Раздольненского сельского поселения принято Решение N 7 от 29 мая 2012 года "Об условиях и порядке оплаты труда Главы Раздольненского сельского поселения, выплаты единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию" (далее - Решение от 29 мая 2012 года N 7), которое не предусматривает право лиц, замещавших муниципальные должности, при освобождении их от должности (за исключением случаев освобождения от должности по приговору суда либо за виновные действия) право на получение денежного вознаграждения до устройства на новую работу либо доплаты до уровня прежнего денежного вознаграждения в течение одного года со дня освобождения от должности. При этом данное решение распространяется на правоотношения, возникшие с 15 апреля 2012 года.
Удовлетворяя исковые требования Бадикова В.Н., суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности лишения его права на получение выплат ежемесячного денежного вознаграждения с 15 апреля по 5 декабря 2012 года. При этом суд исходил из того, что на момент его увольнения вышеуказанные нормы Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года N 59 являлись действующими, данные нормы никем не оспаривались в установленном законом порядке, судебного решения о признании норм противоречащими федеральному законодательству не выносилось, Решение N 7 от 29 мая 2012 года распространяется на правоотношения, возникшие с 15 апреля 2012 года, в связи с чем, вступление в законную силу 15 апреля 2012 года Закона Камчатского края от 29 марта 2012 года N 36 "О внесении и изменений в Закон Камчатского края от 4 мая 2008 года N 59, не распространяется на правоотношения, возникшие 5 декабря 2011 года.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции РФ установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76).
Согласно части 1 статьи 6 Трудового кодекса РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в частности, обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников), порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров.
Частью 2 статьи 6 Трудового кодекса РФ предусмотрена возможность принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных федеральным законом. Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 4, часть 1 статьи 6, часть 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
При этом под гарантиями осуществления полномочий выборных должностных лиц понимаются гарантии, устанавливаемые нормами права в связи и по поводу обеспечения исполнения публичных полномочий выборных должностных лиц.
Сохранение денежного содержания в течение определенного периода в связи с неизбранием на должность не связана с обеспечением исполнения публичных полномочий, соответственно, не является гарантиями осуществления полномочий выборных должностных лиц.
Предоставление гарантий в виде выплаты денежного вознаграждения после освобождения от должности выходит за пределы полномочий субъекта Российской Федерации, соответственно, относится к полномочиям федеральных органов государственной власти и урегулированы Трудовым кодексом РФ, который предусматривает предоставление гарантий работникам только в период исполнения трудовых обязанностей (статьи 164, 165 ТК РФ).
На основании статьи 172 Трудового кодекса РФ гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.
Установление гарантий в виде выплат заработной платы после окончания полномочий этих лиц трудовое законодательство не предусматривает.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, положения пункта 9 части 1 статьи 7, статьи 8 Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года N 59, предусматривающие сохранение за лицам, замещавшим муниципальные должности, при освобождении их от должности права на получение указанного денежного вознаграждения, и положения пункта 13 Решения от 26 августа 2008 года N 25, устанавливающего аналогичные гарантии, на момент возникновения у Бадикова В.Н. права на выплату денежного содержания не соответствовали требованиям Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", положениям Трудового кодекса РФ.
В силу части 2 статьи 11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
Учитывая положения вышеприведенных правовых норм, нормативные правовые акты, в данном случае пункт 9 части 1 статьи 7, статья 8 Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года N 59, пункт 13 Решения от 26 августа 2008 года N 25, не могут противоречить федеральному законодательству, в случае противоречия должен применяться федеральный закон, в связи с чем, отказ администрации Раздольненского сельского поселения в предоставлении Бадикову В.Н. гарантий, установленных указанными выше нормативными правовыми актами, является обоснованным.
По изложенным основаниям решение суда подлежит отмене, как незаконное и необоснованное, как постановленное с нарушением норм материального права.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющее значение для правильного рассмотрения дела, установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия находит возможным принять свое решение об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Елизовского районного суда Камчатского края от 28 ноября 2012 года отменить.
В удовлетворении исковых требований Бадикова В.Н. к администрации Раздольненского сельского поселения о признании права на получение выплат ежемесячного денежного вознаграждения на период с 15 апреля 2012 года по 5 декабря 2012 года, взыскании с ответчика ежемесячного денежного включительно в сумме 985584 рубля 47 копеек, обязании администрации Раздольненского сельского поселения произвести истцу выплату ежемесячного вознаграждения отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.