Камчатский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Ерютина К.И.,
при секретаре Выстровой Л.Ю.,
с участием представителей заявителя: Бляхера А.Л. и Штокина А.Ю.,
представителей заинтересованных лиц: Губернатора Камчатского края - Курасовой Т.Б., Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края Воропанова В.Ю. и Каменщиковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 19 февраля 2013 года гражданское дело по заявлению Камчатского межрайонного природоохранного прокурора об оспаривании отдельных положений Постановления Губернатора Камчатского края от 27 июля 2012 года N 146 "Об утверждении лимитов добычи охотничьих ресурсов и квот добычи охотничьих ресурсов, за исключением таких лимитов и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, для Камчатского края на период с 1 августа 2012 года до 1 августа 2013 года",
УСТАНОВИЛ:
Камчатский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия отдельных положений Постановления Губернатора Камчатского края от 27 июля 2012 года N 146 "Об утверждении лимитов добычи охотничьих ресурсов и квот добычи охотничьих ресурсов, за исключением таких лимитов и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, для Камчатского края на период с 1 августа 2012 года до 1 августа 2013 года".
В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемым постановлением утверждены лимиты добычи охотничьих ресурсов, за исключением таких лимитов в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, для Камчатского края на период с 1 августа 2012 года до 1 августа 2013 года, а также квоты добычи охотничьих ресурсов, за исключением таких квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, для Камчатского края на период с 01 августа 2012 года до 01 августа 2013 года.
В нарушение требований статьи 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктов 4, 7, 9.1, 9.5 Порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию, утвержденного Приказом Минприроды России от 29.06.2010 года N 228 (далее - Порядок), в Приложении N 2 оспариваемого постановления юридическим лицам, не подавшим заявку, равно как и подавшим заявку после 15 апреля 2012 года, то есть по истечению установленного п. 9.1 Порядка срока, установлены квоты добычи охотничьих ресурсов.
В нарушение требований пунктов 4, 5 Порядка, неверно определена квота добычи лося пользователям охотугодий, в отношении которых не произведено внутрихозяйственно охотустройство, а, следовательно, не определена и свойственная для данного вида охотничьего ресурса площадь обитания, поскольку при определении квоты не учтена общая площадь охотничьего угодья, а пользователям охотугодий, в отношении которых охотустройство произведено, квота установлена без учета определенной по результатам охотустройства площади, свойственной для обитания лося.
При определении квоты добычи снежного барана охотпользователям, заявившим квоту в пределах нормативов допустимого изъятия, установлена квота в объеме "0", чем нарушены требования пунктов 7, 8 Порядка, согласно которым уполномоченный орган в определенных случаях вправе установить квоту в меньшем объеме, чем определено в заявке, при этом возможность не устанавливать квоту, либо устанавливать ее в объеме "0" не предусмотрена.
Кроме того, в нарушение требований п. 5 Порядка в приложении N 2 оспариваемого постановления размер квоты добычи охотничьих ресурсов определен с превышением размера квоты, определенной заявкой охотпользователя, а также с превышением нормативов допустимого изъятия, установленных приказом Минприроды России от 30.04.2010 года N 138.
Неверное определение квот добычи охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях в приложении N 2 постановления Губернатора привело к неправильному исчислению в приложении N 1 лимитов добычи охотничьих ресурсов, которые в силу п. 9.4 Порядка определяются как сумма квот добычи охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях, квот добычи ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях и объемов добычи на территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, не являющихся охотничьими угодьями.
В дальнейшем заявитель уточнил требования, указав, что в нарушение п.п. 4, 7, 9.1, 9.5 Порядка в приложении N 2 оспариваемого постановления юридическим лицам, не подавшим заявку, а также подавшим заявку после направления 26 апреля 2012 года материалов на государственную экологическую экспертизу, установлены квоты добычи охотничьих ресурсов. Остальные требования, за исключением требований о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими
отдельных положений оспариваемого постановления Губернатора в части определения квоты добычи снежного барана в объеме "0", поддержал, определив окончательный перечень юридических лиц, при определении квот добычи которым нарушены требования федерального законодательства.
В судебном заседании представители заявителя Бляхер А.Л. и Штокин А.Ю. уточненные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица Губернатора Камчатского края Курасова Т.Б., требования не признала, пояснив, что принятие оспариваемого постановления входит в полномочия Губернатора, принято по форме, в которой он вправе принимать нормативные правовые акты, опубликовано в установленном порядке, при этом лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов определены в соответствии с нормативами допустимого изъятия, утвержденными приказом Минприроды России от 30.04.2010 года N 138.
Представитель заинтересованного лица Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края (далее также - Агентство), Воропанов В.Ю., изложенные в заявлении требования прокурора признал частично. Требования в части установления квот добычи охотничьих ресурсов пользователям, которые не обращались с заявкой, признал. В отношении пользователей, которые представили заявки позже установленных сроков, пояснил, что квоты были им распределены в результате телефонного опроса, в ходе которого устанавливались размеры квот, а также в результате предварительно представленных ими заявок с последующим предоставлением этих заявок по установленной форме. В части предоставления квот добычи в размерах, превышающих определенный заявителями объем, пояснил, что данная ситуация возникла вследствие допущенных исполнителем описок, поскольку им были перепутаны графы и не внесены некоторые сведения. Также пояснил, что по причине неправильных расчетов исполнителя неверно определена квота добычи бурого медведя в количестве 4 особей, в то время как при численности данного охотничьего ресурса 23 особи и предельного норматива изъятия 15% устанавливаемая квота не должна превышать 3 особи. В настоящее время подготовлен проект постановления о внесении изменений в оспариваемое постановление, которым допущенные неточности будут устранены.
Представитель Агентства Каменщикова А.В. заявленные Камчатским межрайонным природоохранным прокурором требования признала частично по основаниям, указанным Воропановым В.Ю.
Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пунктам "в" и "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы пользования и распоряжения природными ресурсами, природопользование и охрана окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу частей 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", ст. 33 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление полномочий в области охраны и использования объектов животного мира по установлению согласованных с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, объемов (лимитов) изъятия объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения; установление в определенном порядке лимитов добычи охотничьих ресурсов и квот их добычи, за исключением таких лимитов и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
Согласно ст. 41 Федерального закона "О животном мире", отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов регулируются федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и федеральным законом о животном мире.
В силу частей 1-6, 8, 9 ст. 24 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" перечень охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитом их добычи, за исключением охотничьих ресурсов, указанных в части 4 настоящей статьи, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Объем добычи охотничьих ресурсов, включенных в указанный в части 1 настоящей статьи перечень охотничьих ресурсов, определяется в соответствии с лимитом добычи охотничьих ресурсов, который утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года. По согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти утверждается лимит добычи кабарги, дикого северного оленя, благородного оленя, косулей, лося, овцебыка, серны, сибирского горного козла, тура, снежного барана, рыси, соболя.
При исчислении лимита добычи охотничьих ресурсов учитываются их численность, размещение в среде обитания, динамика состояния и другие данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, документированная информация государственного охотхозяйственного реестра, данные федерального государственного статистического наблюдения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Лимит добычи охотничьих ресурсов исчисляется на основе нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов.
Квота добычи охотничьих ресурсов в отношении каждого закрепленного охотничьего угодья определяется в соответствии с заявками, представленными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Состав документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, порядок подготовки, принятия этого документа и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Процедура подготовки, принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации и внесения в него изменений определена Порядком принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию, утвержденным Приказом Минприроды России от 29.06.2010 N 228 (далее - Порядок).
Согласно пунктам 4, 5, 7, 9, 9.5 Порядка квота добычи охотничьих ресурсов определяется для каждого вида охотничьих ресурсов в соответствии с заявкой, предоставленной в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения, в срок до 15 апреля, в пределах установленных нормативов допустимого изъятия на основании данных о численности заявленного вида охотничьих ресурсов. При отсутствии заявки квота (объем) добычи охотничьих ресурсов не устанавливается. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации для подготовки документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации осуществляет сбор заявок на установление квоты добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливается лимит добычи, до 15 апреля и до 1 мая направляет материалы, обосновывающие лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный проводить государственную экологическую экспертизу.
27 июля 2012 года Губернатором Камчатского края принято постановление N 146 от "Об утверждении лимитов добычи охотничьих ресурсов и квот добычи охотничьих ресурсов, за исключением таких лимитов и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, для Камчатского края на период с 1 августа 2012 года до 1 августа 2013 года".
Указанное постановление 2 августа 2012 года опубликовано в официальном печатном издании Губернатора и Правительства Камчатского края "Официальные ведомости" N258-269 (2502-2513) и вступило в силу 13 августа 2012 года (п. 4 постановления).
Квоты добычи охотничьих ресурсов за исключением таких квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, для Камчатского края на период с 1 августа 2012 года до 1 августа 2013 года утверждены в приложении N 2 к указанному постановлению.
В приложении N 2 постановления раздела "Бурый медведь" подраздела XI п.2 ОР "Мэм" определена квота добычи указанного вида охотничьего ресурса в количестве 26 особей, в разделе "Соболь" подраздела XI п. 2 определена квота добычи в размере 215 особей, в разделе "Выдра" подраздела XI п. 2 определена квота добычи в количестве 7 особей. Между тем, заявка от родовой общины ительменов "Мэм" поступила в Агентство лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края 23 мая 2012 года, что подтверждается штампом о регистрации входящей корреспонденции на заявке (л.д. 166 том 1, 101, 102, 104 том 3).
Кроме того, от ООО "Апукинское" заявка в Агентство лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края поступила 30 мая 2012 года, от РО КМНС "Панкарина" 29 мая 2012 года, от Усть-Камчатское РОО и Р 22 мая 2012 года, от ООО "Мильлесохота" 2 мая 2012 года, от ООО "Светлое" 3 мая 2012 года, от ООО "Наяда" 10 мая 2012 года, от ТСО КМНС "Итал" 27 апреля 2012 года, от ООО "Ажица" 23 мая 2012 года, от ООО "Порожистый" 11 мая 2012 года, ООО "Хапица" 11 мая 2012 года, ООО "Артемис" 10 мая 2012 года, ООО "Геотур" 22 мая 2012 года, РО КМНК "Кайнын" 13 июня 2012 года, от ООО "Дуплет" заявка поступила 6 сентября 2012 года (л.д. 63, 167 - 185 том 1).
В приложении N 2 постановления разделов "Снежный баран", "Бурый медведь", "Соболь" подразделов IX п. 2 ООО "Апукинское" установлены квоты добычи указанных охотничьих ресурсов в количестве 3, 16, 50 особей, соответственно; в соответствующих разделах подраздела IIIX п. 11 РО КМНС "Панкарина" установлены квоты добычи снежного барана, бурого медведя, соболя, выдры в количестве 1, 10, 30, 1, соответственно; Усть-Камчатскому РОО и Р в разделах "Бурый медведь", "Соболь", "Рысь" в подразделе VII п. 20 установлены квоты добычи указанных охотничьих ресурсов в количестве 5, 14, 1, соответственно; ООО "Мильлесохота" установлены квоты добычи лося, снежного барана, бурого медведя, соболя и выдры в количестве 25, 2, 10, 200 и 1 особь, соответственно (соответствующие указанным видам охотничьих ресурсов разделы подраздел IV п.1); ООО "Светлое" установлены квоты добычи лось, бурый медведь, соболь в количестве 9, 2, 20 особей, соответственно (соответствующие указанным видам охотничьих ресурсов разделы подраздел IV п. 15); ООО "Наяда" установлены квоты добычи бурого медведя, соболя, выдры, рыси в количестве 8 и 20, 31 и 30, 1 и 1, 1 особь, соответственно (соответствующие указанным видам охотничьих ресурсов разделы, подразделы III и IV п. 16); ТСО КМНС "Итал" установлены квоты добычи бурого медведя, соболя, рыси и выдры в количестве 4, 12, 1 и 1 особь соответственно (соответствующие разделы, подраздел III, п. 12); ООО "Ажица" установлены квоты добычи бурого медведя, соболя, выдры в количестве 3, 25 и 1 особь, соответственно (соответствующие разделы, подраздел III п.18); ООО "Порожистый" установлены квоты добычи бурого медведя, соболя, выдры в количестве 6, 24 и 1 особь соответственно (соответствующие разделы, подраздел VI, п.1); ООО "Хапица" установлены квоты добычи лося, бурого медведя, соболя в количестве 1, 14, 80 особей, соответственно (соответствующие разделы, подраздел VII, п.7); ООО "Артемис" установлены квоты добычи лося, бурого медведя, соболя в количестве 1, 7, 51, соответственно (соответствующие разделы, подраздел VII, п. 14); ООО "Геотур" установлены квоты добычи лося и бурого медведя в количестве 1 и 3 особи (соответствующие разделы, подраздел IV, п.13); РО КМНК "Кайнын" установлены квоты добычи бурого медведя и соболя в количестве 6 и 10 особей (соответствующие разделы, подраздел VIII, п.12); ООО "Дуплет" установлены квоты добычи соболя в количестве 20 особей (соответствующий раздел подраздела III, п.8) (л.д. 98-104 том 3).
Заявки от ООО "Компания Терминал Запад" и ООО "Гольцовка" в Агентство не поступали, вместе с тем, в приложении N 2 им установлены: квоты добычи бурого медведя в количестве 4 особей (соответствующий раздел, подраздел VIII, п.6) и квоты добычи бурого медведя в количестве 1 особи, соболя в количестве 12 особей (соответствующие разделы, подраздел VI, п. 6), соответственно.
Кроме того, в Агентство не поступали заявки от ООО "Алней" на установление квот по соболю и от ООО "Селинг" на установление квот по рыси и выдре, вместе с тем, в приложении N2 оспариваемого постановления Губернатора им установлены квоты:
- ООО "Алней" квоты добычи соболя в количестве 40 особей (раздел "Соболь", подраздел XI, п.8) (л.д. 115 том 1, л.д. 102 том 3);
- ООО "Селинг" квоты добычи рыси и выдры в количестве 1 и 2 особи, соответственно (соответствующие разделы, подраздел VIII, п.4) (л.д.101, 139 том 1, л.д.102, 103 том 3).
Заявка от ООО "Ипуин", поступившая в Агентство 11 апреля 2012 года, не содержит сведений о предоставлении квоты на добычу соболя и рыси. Представленная Агентством в ходе рассмотрения дела заявка не содержит сведений о дате ее поступления, а, кроме того, в нарушение требований п. 4 Порядка, в обеих заявках отсутствуют сведения о численности рыси в данном охотничьем угодье, в связи с чем установление квоты добычи рыси противоречит п. 7 Порядка, согласно которому квота не устанавливается, в том числе, при отсутствии данных о численности охотничьего ресурса в данном охотничьем угодье (л.д. 187 том 1, 27 том 3).
Несмотря на изложенные обстоятельства, ООО "Ипуин" представлены квоты добычи соболя и выдры в количестве 122 и 2 особи, соответственно (соответствующие разделы, подраздел III, п.7).
То есть, заявки от перечисленных юридических лиц поступили в Агентство с нарушением установленного п. 9.1 Порядка срока, либо не поступали вообще, однако оспариваемым постановлением этим юридическим лицам установлены квоты добычи охотничьих ресурсов.
Установление в постановлении перечисленным юридическим лицам квот добычи указанных охотничьих ресурсов противоречит требованиям ч. 9 ст. 24 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и п.п. 4, 5, 7 Порядка, согласно которым квота добычи охотничьих ресурсов в отношении каждого закрепленного охотничьего угодья определяется в соответствии с поступившими в срок до 15 апреля заявками, представленными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения, а при отсутствии заявки квоты добычи охотничьих ресурсов не устанавливаются.
В письменном отзыве на заявление, а также в судебном заседании представители Агентства не оспаривали факта принятия заявок по истечению установленного срока, а также по форме, не соответствующей требованиям п. 4 Порядка (л.д. 20 том 3).
Доводы представителя Агентства Воропанова В.Ю. о том, что Агентство располагало информацией о планируемых охотпреприятиями квотах к 20 марта 2012 года посредством проведения телефонного опроса не могут быть признаны состоятельными, поскольку согласно п. 9.2 Порядка уполномоченный орган субъекта Российской Федерации для подготовки документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации обладает полномочиями только по определению квот добычи охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях. Установление квот юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при отсутствии от них заявок действующим законодательством не предусмотрено.
В соответствии с ч.ч. 9, 10 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. 5, п. 8 Порядка (в редакции от 20 декабря 2010 года), квота добычи охотничьих ресурсов в отношении каждого закрепленного охотничьего угодья определяется в соответствии с заявками, представленными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения в соответствии с настоящим Федеральным законом, в пределах установленных нормативов допустимого изъятия на основании данных о численности охотничьих ресурсов. В случае если планируемая квота добычи охотничьих ресурсов в закрепленном охотничьем угодье, указанная в заявке, выше, чем допускается нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов, либо при установлении квоты не учтено снижение численности охотничьих ресурсов относительно численности в предыдущем сезоне охоты, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации устанавливает квоту добычи охотничьих ресурсов в отношении этого охотничьего угодья в меньшем объеме, чем объем, определенный заявкой, обосновывая причины такого несоответствия, о чем в трехдневный срок уведомляет юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, подавшего заявку.
В нарушение требований п.п. 5, 8 Порядка, ч.ч. 9. 10 ст. 24 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ММУПП "Озерное", ООО "Геотур", ООО "Корсак", ООО "Наяда", ТСО КМНС "Итал", Камчатское региональное отделение ВОО, ООО "Камчатский медведь", ООО "Хапица", ООО ОТПП "Живая вода", ООО "Фарт", ГУП "Корякприродресурс" оспариваемым постановлением установлены квоты добычи охотничьих ресурсов в объемах, превышающих объемы, указанные ими в направленных в Агентство заявках, а именно:
- ООО "Корсак" заявлена квота в количестве 5 бурых медведей, вместе с тем, в соответствующем разделе подраздела VI п. 10 приложения N 2 оспариваемого постановления установлена квота добычи указанного вида охотничьего ресурса в количестве 9 особей (л.д. 161 том 1, оборот л.д.100 том 3);
- ООО "Наяда" в Усть-Большерецком районе заявлена квота добычи бурого медведя в количестве 16 особей, вместе с тем соответствующим разделом подраздела VI п.16 определена квота добычи бурого медведя в количестве 20 особей (л.д. 174 том 1, оборот л.д. 100 том 3);
- ТСО КМНС "Итал" заявлено к добыче 10 особей соболя, установлено 12 (л.д. 175, 176 том 1, оборот л.д.101 том 3);
- ООО "Хапица" заявлено к добыче 60 особей соболя, установлено 80 (раздел "Соболь", подраздел VII, п. 7) (л.д. 179-180 том 1, оборот л.д. 101 том 3);
- ООО "Геотур" заявлена к добыче одна особь медведя бурого, установлено 3 особи (раздел "Бурый медведь", подраздел IV п. 13) (л.д.183 том 1, оборот л.д.100 том 3);
- ООО "Камчатский медведь" заявлено к добыче 30 особей соболя, в разделе "Соболь", подраздел VI п. 17 установлено 37 особей (л.д. 207 том 1, оборот л.д. 101 том 3);
- ММУПП "Озерное" заявкой к добыче определено 6 особей бурого медведя, установлено 9 (л.д. 212 том 1, оборот л.д.100 том 3);
- ООО ОТПП "Живая вода" заявкой к добыче определена 1 особь выдры, установлено 2 особи (раздел "Выдра" подраздел VII, п. 16) (л.д. 213 том 1, оборот л.д. 103 том 3);
- Камчатское региональное отделение ВОО заявлено к добыче 3 особи соболя, определено 15 (раздел "Соболь", подраздел III, п. 19 (л.д. 214 том 1, оборот л.д.101 то3);
- ООО "Фарт", в Тигильском районе к добыче определено 2 особи выдры, вместе с тем, установлено 3 особи (раздел "выдра", подраздел XI, п. 4) (л.д.233 том 1, л.д. 104 том 3);
- ГУП "Корякприродресурс" в Тигильском районе заявлено к добыче 2 особи выдры, определено 3 (раздел "выдра", подраздел XI, п. 20) (л.д. 235 том 1, л.д. 104 том 3).
Установление перечисленным юридическим лицам квот добычи указанных охотничьих ресурсов в объемах, превышающих заявленные ими объемы, противоречит требованиям ч.ч. 9, 10 ст. 24 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п.п. 5, 8 Порядка, поскольку из анализа указанных правовых норм следует, что уполномоченный орган субъекта Российской Федерации при наличии определенных оснований, указанных выше, вправе установить квоту добычи охотничьих ресурсов в отношении охотничьего угодья в меньшем объеме, чем определено заявкой, однако полномочиями по установлению квоты добычи в объеме, превышающем заявленный объем, он не обладает.
Доводы представителя Агентства Воропанова В.Ю. о том, что установление квот добычи охотничьих ресурсов в размерах, превышающих заявленные указанными юридическими лицами размеры квот, вызвано невнимательностью и допущенными исполнителем описками, являются несостоятельными, поскольку проекты квот с внесенными в них сотрудником Агентства неверными сведениями легли в основу оспариваемого постановления указанные обстоятельства по которым юридическим лицам представлены квоты в завышенных размерах, правового значения не имеют.
Нормативы допустимого изъятия утверждены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 апреля 2010 года N 138 "Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях".
Согласно п. 5 Порядка, в случае, если рассчитанное на основании установленных нормативов допустимого изъятия и данных о численности вида охотничьих ресурсов допустимое изъятие охотничьих ресурсов выражается дробным числом, которое больше единицы, округление такого значения производится в соответствии с правилами математического округления, а именно: если первый знак после запятой больше или равен 5, целая часть числа увеличивается на единицу; если первый знак после запятой меньше 5, целая часть числа не изменяется.
Норматив допустимого изъятия для охотничьего ресурса в виде бурого медведя установлен в размере от 3% до 15% от численности животных на 1 апреля текущего года по данным государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания.
При численности указанного вида охотничьих ресурсов в количестве 23 особей, предельный норматив допустимого изъятия в размере 15% составит 3,45 особи, что в соответствии с п. 5 Порядка при округлении по правилам математического округления соответствует 3 особям, поскольку первый знак после запятой меньше 5.
При указанных показателях в разделе "Бурый медведь" подраздела III п. 12 ТСО КМНС "Итал" к добыче установлена квота в размере 4 особей, что противоречит нормативу допустимого изъятия для указанного вида охотничьего ресурса, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 апреля 2010 года N 138.
Доводы представителя Агентства Воропанова В.Ю. о том, что установление квоты добычи бурого медведя в количестве 4 особей, вместо 3 вызвано неверными расчетами, допущенными сотрудником Агентства, также правового значения не имеют.
В соответствии с ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Согласно ст. 20 Федерального закона "О животном мире" обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации и предшествующая принятию органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации хозяйственного решения, способного повлиять на объекты животного мира и среду их обитания.
Обязательной государственной экологической экспертизе подлежат, в том числе, материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира и проведения работ по акклиматизации и гибридизации этих объектов.
В соответствии с п. 9.5 Порядка для подготовки документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации уполномоченный орган субъекта Российской Федерации до 1 мая направляет материалы, обосновывающие лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный проводить государственную экологическую экспертизу.
Отношения в области экологической экспертизы регулируются Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон "Об экологический экспертизе").
По смыслу ст.ст. 1, 3 Закона "Об экологической экспертизе" экологическая экспертиза основывается, в том числе на принципах достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу, научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы, Целью экологической экспертизы является установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
9 июня 2012 года приказом Министерства природных ресурсов Камчатского края утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам, обосновывающим объемы (лимиты, квоты) изъятия охотничьих ресурсов на территории Камчатского края на период с 1 августа 2012 года по 1 августа 2013 года (далее - заключение государственной экологической экспертизы) (л.д. 26 том 3).
Представление Агентством на государственную экологическую экспертизу проектов квот и лимитов добычи охотничьих ресурсов, сформированных в отсутствие поступивших заявок и в объемах, которые не были заявлены к добыче, свидетельствует о нарушении принципа достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу.
В соответствии с заключением государственной экологической экспертизы от 8 июня 2012 года, представленные материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия охотничьих ресурсов на территории Камчатского края на период с 1 августа 2012 года до 1 августа 2013 года содержат достаточный объем сведений и в целом соответствуют экологическим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и Камчатского края в области охраны окружающей среды. Экспертной комиссией рекомендовано установление следующих лимитов (квот): лось 420, снежный баран 173, дикий северный олень 0, бурый медведь 1550 особей, соболь 10700, выдра 175, рысь 48 (л.д. 158-168 том 3).
Согласно разделу 2, п. 2.5 экспертного заключения, предлагаемые объемы добычи в соответствии с представленными на экспертизу материалами оценки воздействия на окружающую среду намечаемой в связи с реализацией объекта государственной экологической экспертизы деятельности, составляют: снежного барана 173 голов, дикого северного оленя 0 голов, лося 420 голов, бурого медведя 1550 голов, соболя 10499 особей, выдры 175 особей, рысь 48 особей (л.д.162 том 3).
Вместе с тем, согласно разделу 3 экспертного заключения, содержащего анализ и экспертную оценку представленных материалов, в подразделе "соболь" указано, что предлагаемый заказчиком объем добычи составляет 11,7 шт. (л.д.166 том 3).
При этом, из представленных Агентством документов, которые согласно пояснениям Воропанова В.Ю. были направлены на государственную экологическую экспертизу, как материалы, обосновывающие лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов, следует, что проект лимитов добычи охотничьих ресурсов на листе дела 172 том 3 в графе "фактически устанавливаемый лимит добычи охотничьих ресурсов" и строке "соболь (все половозрастные группы)" содержит сведения о лимите добычи соболя в количестве 11731
особей, а на листе дела 218 том 3 - 12000 особей.
Таким образом, в экспертном заключении содержатся противоречивые сведения о предлагаемых заказчиком объема добычи охотничьего ресурса в виде соболя 10499 особей и 11,7 особей, которые также не соответствуют и сведениям, изложенным в материалах, обосновывающих лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов, представленных Агентством на государственную экологическую экспертизу.
Кроме того, в проекте лимитов добычи охотничьих ресурсов, представленном на государственную экологическую экспертизу, установлен лимит добычи лося в количестве 420 особей, из них 27 сеголетки (л.д.172 том 3), в проекте лимитов добычи на листе дела 218 том 3 установлен лимит добычи лося в количестве 430 особей, из них 43 сеголетки, а в проекте квот добычи охотничьих ресурсов, имеющихся в пояснительной записке к проекту лимитов добычи охотничьих ресурсов на территории Камчатского края на период с 1 августа 2012 года по 1 августа 2013 года, сумма квот, определенных охотничьим угодьям в соответствии с заявками, по охотничьему ресурсу в виде лося составляет 427 особей, из которых 33 сеголетки.
В соответствии с п.п. 13, 14 ст. 1 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" лимитом добычи охотничьих ресурсов является объем допустимой годовой добычи охотничьих ресурсов, а квотой добычи охотничьих ресурсов - часть лимита добычи охотничьих ресурсов, которая определяется в отношении каждого охотничьего угодья.
Исходя из п.п. 9, 9.4 Порядка, лимит добычи каждого вида охотничьих ресурсов по субъекту Российской Федерации определяется как сумма квот добычи охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях, квот добычи охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях и объемов добычи на территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, но не являющихся охотничьими угодьями.
То есть, квоты добычи охотничьих ресурсов охотничьих угодий являются составными частями лимитов, и в сумме с квотами добычи охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях и объемов добычи на территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, но не являющихся охотничьими угодьями, составляют лимит добычи каждого вида охотничьих ресурсов.
Из анализа направленных Агентством на государственную экологическую экспертизу документов следует, что в представленных на экспертизу проектах сумма квот добычи лося превышает лимит добычи лося на 7 и 10 особей, что противоречит установленным п. 9.4 Порядка требованиям.
Согласно ст. 27 Закона "Об экологической экспертизе" заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны передавать федеральным органам исполнительной власти в области экологической экспертизы, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и общественным организациям (объединениям), организующим проведение экологической экспертизы, необходимые материалы, сведения, расчеты, дополнительные разработки относительно объектов экологической экспертизы.
Поскольку согласно п.п. 5, 6 ст. 24 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" лимит добычи охотничьих ресурсов исчисляется на основе нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов, который установлен в процентном соотношении от численности животных, правильность произведенных расчетов, их соответствие установленным требованиям законодательства, с учетом положений ст. 27 Закона "Об экологической экспертизе", должны быть предметом государственной экологической экспертизы.
Вместе с тем, расчеты относительно объектов экологической экспертизы предметом ее исследования не были, обоснованность произведенных расчетов, в том числе, исходя из свойственной для видов охотничьих ресурсов площади обитания, а также площади охотугодий, не проверена, допущенные в расчетах математические ошибки при проведении экспертизы не выявлены и не устранены, что свидетельствует о нарушении принципов законности заключения экологической экспертизы.
О допущенных при проектировании лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов несоответствиях нормативам допустимого изъятия указано и в сообщении Федерального государственного бюджетного учреждения "Контрольный информационно аналитический центр охотничьих животных и среды их обитания" от 16.07.2012 года, направленном директору Департамента государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства и объектов животного мира после проведения экологической экспертизы.
Кроме того, согласно экспертному заключению, по расчетам КФ ТИГ ДВО РАН допустимый объем добычи соболя в предстоящий сезон охоты 2012/2013 г. составляет 10,7 тыс. особей, в том числе по районам: Усть-Большерецкий - 600, Быстринский - 1110, Елизовский 950, Мильковский 1250, Соболевский 860, Усть-Камчатский 1370, Карагинский - 475, Тигильский 3620, Пенжинский 400, Олюторский 65 (л.д. 166 том 3).
Вместе с тем, согласно приложению N 2 к оспариваемому постановлению в разделе "Соболь" в подразделе IV для Мильковского района установлена квота добычи указанного вида охотничьего ресурса в количестве 1249 особей, для Соболевского района 726 особей, Усть-Камчатского района 1368 особей, для Тигильского района 3617 особей, в приложении N 1 установлен лимит добычи указанного вида охотничьего ресурса в количестве 10492 особей, тогда как экспертным заключением рекомендовано установление лимита (квот) добычи соболя в количестве 10700 особей.
Согласно ст. 18 Федерального закона "Об экологической экспертизе" положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию, а также при внесении изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Утверждение лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов без проверки правильности проведения расчетов относительно объектов экологической экспертизы, проведение государственной экологической экспертизы с нарушением принципов достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу, реализация объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение и с изменениями проектной документации после получения положительного заключения, установление квот добычи охотничьих ресурсов юридическим лицам, которые в установленном порядке и установленные сроки не обращались в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации с заявками об установлении им данных квот, установление квот в объемах, превышающих заявленные охотпользователями объемы, в пределах, не соответствующих нормативам допустимого изъятия, свидетельствует о том, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит требованиям, установленным ч.ч. 6, 9 ст. 24 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст. 20 Федерального закон "О животном мире", ст.ст. 18, 27 Федерального закона "Об экологической экспертизе", п.п. 5, 7, 8, 9.1 Приказа Минприроды России от 29.06.2010 N 228 "Об утверждении порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию", Приказу Минприроды России от 30.04.2010 N 138 "Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях".
Как следует из материалов дела и объяснений представителей заинтересованных лиц, оспариваемое постановление действовало и на его основании охотпользователям выдавались разрешения на добычу охотничьих ресурсов, что свидетельствует о реализации прав граждан и юридических лиц на пользование объектами животного мира на основании оспариваемого нормативного правового акта и наступлении для них определенных правовых последствий.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым признать Постановление Губернатора Камчатского края N 146 от 27 июля 2012 года "Об утверждении лимитов добычи охотничьих ресурсов и квот добычи охотничьих ресурсов, за исключением таких лимитов и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, для Камчатского края на период с 1 августа 2012 года до 1 августа 2013 года" недействующим полностью со дня вступления настоящего решения суда в законную силу
Руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Камчатского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Постановление Губернатора Камчатского края N 146 от 27 июля 2012 года "Об утверждении лимитов добычи охотничьих ресурсов и квот добычи охотничьих ресурсов, за исключением таких лимитов и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, для Камчатского края на период с 1 августа 2012 года до 1 августа 2013 года".
Сообщение о принятом решении Камчатского краевого суда подлежит опубликованию в печатном издании Камчатского края "Официальные ведомости" после вступления его в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья К.И. Ерютин
Мотивированное решение изготовлено 26 февраля 2013 года.
ВЕРНО:
Судья Камчатского краевого суда К.И. Ерютин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.