Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда
в составе:
председательствующего Шалагиной О.В.,
судей Конева Н.Б., Безденежных Д.А.,
при секретаре Лосковиченко И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шалагиной О.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Клеутина В.Г. на решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 04 декабря 2012 года по делу по жалобе Клеутина В. Г. на бездействие Администрации Междуреченского городского округа,
УСТАНОВИЛА:
Клеутин В.Г. обратился в суд с жалобой на бездействие Администрации Междуреченского городского округа.
Требования мотивированы тем, что 29 октября 2012 года он подал в Администрацию Междуреченского городского округа уведомление о проведении публичного мероприятия, уведомление принято Администрацией Междуреченского городского округа 29.10.12 года под номером 16. Уведомлением от 31.10.2012 года Администрации Междуреченского городского округа в лице заместителя главы Междуреченского округа по административным органам и связям с общественностью ФИО5 заявителю указано, что представленное уведомление не соответствует требованиям, установленным Федеральным законом от 19.06.2004г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", Законом Кемеровской области от 12.07.2006г. N 93-ОЗ "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия", предложено устранить несоответствия указанных в уведомлении условий проведения публичного мероприятия требованиям закона, а также устранить нарушенный порядок подачи уведомления.
Считает, что администрация Междуреченского городского округа данным письмом, осуществляет препятствие в осуществлении прав граждан города собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, шествия и пикетирование, закрепленных в Конституции РФ.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.12 Закона орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия, обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона. Однако в письме от 31.10.2012г N 458 нет обоснованного предложения с указанием конкретного пункта уведомления, не соответствующего закону. Таким образом, Администрация Междуреченского городского округа лишает заявителя возможности устранить какие-либо препятствия в проведении публичного мероприятия.
Просит признать незаконным бездействие администрации Междуреченского городского округа, выразившееся в сообщении (письмо N 458 от 31.10.2012) ему об устранении не указанных несоответствий; уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга, поданное организатором публичного мероприятия, Клеутиным В.Г. 29.10.2012г., и не получившим в установленный срок отказ от администрации Междуреченского городского округа, признать согласованным.
В порядке уточнения заявленных требований заявитель просил также определить ответственность Администрации Междуреченского округа, вплоть до представления об увольнении виновных лиц, возместить моральный вред в размере "данные изъяты" рублей.
В судебное заседание Клеутин В.Г. не явился.
Представитель администрации Междуреченского городского округа ФИО7 в судебном заседании требования Клеутина В.Г. не признала.
Решением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 04 декабря 2012 года постановлено:
В удовлетворении заявления Клеутина В.Г. о признании незаконным бездействия Администрации Междуреченского городского округа, выразившегося в сообщении (письмо N 458 от 31.11.2012 года) Клеутину В.Г., об устранении не указанных несоответствий; уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга, поданное организатором публичного мероприятия Клеутиным В.Г. 29.10.2012 года, и не получившим в установленный срок отказа от Администрации города Междуреченска, признании митинга согласованным, определении ответственности Администрации Междуреченского округа, возмещении морального вреда отказать.
В апелляционной жалобе Клеутин В.Г. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, указывая, что не согласен с выводом суда, что организатор публичного мероприятия Клеутин В.Г. уведомил администрацию о проведении публичного мероприятия с равноправным участием политических и общественных организаций (л.д.4.11), при этом не предоставил копий свидетельств о государственной регистрации юридического лица, поскольку из предоставленного уведомления о проведении публичного мероприятия от 29.10.2012 года и 01.11.2012 года организатором публичного мероприятия является гражданин Клеутин В.Г.
В письме от 31.10.12г N 458 нет какого-либо мотивированного предложения Администрации Междуреченского городского округа устранить несоответствия указанных в уведомлении условий проведения публичного мероприятия требованиям закона, а также устранить нарушенный порядок подачи уведомления.
Вывод суда о разнице между примерным количеством участников публичного мероприятия и конкретно предполагаемом количестве участников публичного мероприятия и соответствует ли этим характеристикам указанное в уведомлении "от 120 человек", не может быть основанием для отказа в заявленных требованиях. Постановление Конституционного Суда РФ не может мотивировать отказ суда в удовлетворении заявленных требований. Наоборот, оно подтверждает, что указанное в уведомлении количество участников публичного мероприятия "от 120 человек" не нарушает норм порядка подачи уведомления о проведении митинга, установленных Законом Кемеровской области от 12.07.2006г. N 93-03 "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия".
Кроме того, ссылается на то, что его жалоба, возникшая из публичных правоотношений, рассмотрена в порядке искового производства, это подтверждается отложением судебного заседания для дачи возражений Администрации Междуреченского городского округа, в результате нарушены сроки рассмотрения жалобы, публичное мероприятие - митинг, назначенный на 11 ноября 2012г., не состоялся, цель, поставленная Администрацией Междуреченского городского округа, достигнута, что является бесспорным доказательством нарушения прав и свобод граждан, установленных статьей 31 Конституции Российской Федерации.
Представитель администрации Междуреченского городского округа ФИО7 представила возражения относительно апелляционной жалобы.
В заседание суда апелляционной инстанции Клеутин В.Г., надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела, не явился. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации Междуреченского городского округа ФИО8, просившую решение суда оставить без изменения, рассмотрев дело в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и основаниям.
Из материалов дела следует, что 29.10.2012 года в администрацию Междуреченского городского округа поступило уведомление от организатора публичного мероприятия Клеутина В.Г., датированное 29.10.2012г., о проведении публичного мероприятия 11 ноября 2012 года с 14.00 часов до 16.00 часов в форме митинга (л.д.4-6).
Уведомлением от 31.10.2012 года Администрацией Междуреченского городского округа в лице заместителя главы Междуреченского округа по административным органам и связям с общественностью ФИО5 организатору публичного мероприятия Клеутину В.Г. дан ответ о том, что представленное уведомление не соответствует требованиям, установленным Федеральным законом от 19.06.2004г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", Законом Кемеровской области от 12.07.2006г. N 93-ОЗ "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия". Согласно ст.12 Федерального закона, ст.2 Закона Кемеровской области заявителю предложено устранить несоответствия указанных в уведомлении условий проведения публичного мероприятия требованиям закона, а также устранить нарушенный порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия (л.д.10).
01.11.2012 в администрацию Междуреченского городского округа поступило повторное уведомление от организатора публичного мероприятия Клеутина В.Г., датированное 01.11.2012, о проведении публичного мероприятия 11 ноября 2012 с 14.00 часов до 16.00 часов в форме митинга (л.д.11-13)
Уведомлением от 02.11.2012 года Администрацией Междуреченского городского округа в лице заместителя главы Междуреченского округа по административным органам и связям с общественностью ФИО5 заявителю дан ответ, аналогичный по своему содержанию уведомлению от 31.10.2012 года (л.д.14).
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным бездействия администрации Междуреченского городского округа ввиду их необоснованности.
Однако данный вывод суда судебная коллегия не может признать правильным, поскольку он постановлен при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, в нарушение норм материального права.
Согласно п.7 ст.2 Федерального закона от 19.06.2004г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" уведомление о проведении публичного мероприятия - это документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Статьей 5 названного Федерального закона установлено, что организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия (ч.1).
Организатор публичного мероприятия обязан, в частности, подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона (ч.4 п.1).
В соответствии со ст.7 данного Федерального закона уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч.1).
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации (ч.2).
Требования к содержанию уведомления о проведении публичного мероприятия приведены в ч.3 данной статьи Федерального закона.
Статьей 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" установлены обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. В частности, согласно ч.1 названной статьи орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения; довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в уполномоченный орган государственной власти Кемеровской области или в органы местного самоуправления Кемеровской области установлен Законом Кемеровской области от 12.07.2006г. N 93-ОЗ "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия".
Статьей 3 названного Закона Кемеровской области установлено, что уведомление, поданное с соблюдением требований федерального законодательства и настоящего Закона, должно быть немедленно зарегистрировано в специальном реестре учета уведомлений о проведении публичных мероприятий (ч.1).
Организатору публичного мероприятия направляется подтверждение получения уведомления о проведении публичного мероприятия. В нем указываются дата и время получения, установленные нормы предельной заполняемости территории в месте проведения публичного мероприятия, сообщается о назначении уполномоченного представителя соответствующего органа (ч.2).
Статьей 4 данного Закона области предусмотрено, что в случае необходимости организатору публичного мероприятия направляется письменное мотивированное предложение о переносе места и (или) времени проведения публичного мероприятия (ч.1).
Из приведенных положений Федерального закона и Закона Кемеровской области следует, что уполномоченный орган местного самоуправления Кемеровский области, получивший уведомление о проведении публичного мероприятия, обязан в трехдневный срок довести до сведения организатора публичного мероприятия обоснованные предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Изложенные требования законодательства означают, что орган местного самоуправления с целью устранения недостатков уведомления, которые заключаются в несоответствии указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", и, следовательно, с целью устранения нарушений закона при проведении публичного мероприятия, обязан сообщить организатору публичного мероприятия, в чем конкретно заключаются недостатки уведомления о проведении публичного мероприятия.
Из материалов дела и требований заявителя Клеутина В.Г. следует, что он оспаривает сообщение администрации Междуреченского городского округа от 31.10.2012г., которое было направлено ему в ответ на поданное им уведомление от 29.10.2012г. о проведении публичного мероприятия, по мотиву отсутствия в нем конкретных указаний, в чем именно заключается несоответствие уведомления требованиям закона.
Однако суд неправильно определил характер требований заявителя и при разрешении спора ошибочно исходил из того, что предметом судебной проверки является само уведомление о проведении публичного мероприятия, направленное его организатором в администрацию Междуреченского городского округа, в связи с чем в решении привел свои выводы относительно соответствия данного уведомления требованиям законодательства. Выводов же относительно оспариваемого заявителем сообщения администрации Междуреченского городского округа от 31.10.2012г. (л.д.10) в решении суда не приведено в нарушение требований ч.3 ст.196 ГПК РФ.
Между тем, как видно из указанного сообщения от 31.10.2012г., в нем действительно не указано, в чем конкретно заключаются недостатки уведомления Клеутина В.Г. о проведении публичного мероприятия, а имеется лишь общее указание на его несоответствие требованиям, установленным Федеральным законом от 19.06.2004г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", Законом Кемеровской области от 12.07.2006г. N 93-ОЗ "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия".
Сообщение в таком виде, как обоснованно указывает заявитель, лишает его возможности своевременно и надлежащим образом устранить недостатки уведомления и фактически создает препятствия в реализации законного права граждан на проведение публичного мероприятия. Данный вывод подтверждается тем, что направленное повторно 1.11.2012г. организатором публичного мероприятия Клеутиным В.Г. уведомление о проведении публичного мероприятия (л.д.11-13) вновь не было признано соответствующим закону администрацией Междуреченского городского округа (л.д.14), в связи с чем проведение планируемого заявителем публичного мероприятия не было согласовано в установленном законом порядке с администрацией Междуреченского городского округа, что явилось препятствием к проведению данного публичного мероприятия 11.11.2012г. Указанные обстоятельства не были опровергнуты администрацией Междуреченского городского округа при рассмотрении дела.
Судебная коллегия полагает, что оспариваемое сообщение по своему содержанию свидетельствует о неисполнении возложенной на администрацию Междуреченского городского округа законом обязанности сообщить организатору публичного мероприятия, в чем конкретно заключаются недостатки уведомления о проведении публичного мероприятия, т.е. фактически означает бездействие, которое является незаконным.
При таких данных требования Клеутина В.Г. о признании незаконным бездействия администрации Междуреченского городского округа, выразившегося в неуказании в сообщении от 31.10.2012г. конкретных недостатков уведомления о проведении публичного мероприятия, подлежат удовлетворению, а решение суда об отказе в удовлетворении указанных требований, соответственно, подлежит отмене.
Вместе с тем, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения остальных требований заявителя, поскольку к компетенции суда не относится рассмотрение требований о признании согласованным уведомления от 29.10.2012г. о проведении публичного мероприятия в форме митинга и об определении ответственности Администрации Междуреченского округа, а по требованию о возмещении морального вреда заявителем не представлено доказательств его причинения, как то требуется в силу положений ст.151 ГК РФ.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 04 декабря 2012 года в части отказа Клеутину В.Г. в удовлетворении его требований о признании незаконным бездействия администрации Междуреченского городского округа, выразившегося в неуказании в сообщении от 31.10.2012г. конкретных недостатков уведомления о проведении публичного мероприятия, отменить. Принять новое решение, которым требования Клеутина В.Г. в указанной части удовлетворить, признать незаконным бездействие администрации Междуреченского городского округа, выразившееся в неуказании в сообщении от 31.10.2012г. конкретных недостатков уведомления о проведении публичного мероприятия.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Шалагина О.В.
Судьи: Конев Н.Б.
Безденежных Д.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.