Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Латушкиной Е.В.,
судей Русиновой А.В., Ворожцовой Л.К.
при секретаре В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Латушкиной Е.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Анжеро-Судженского городского округа С.
на решение Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 19 декабря 2012 года
по иску З. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛА:
З. обратилась в суд с иском к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Свои требования мотивировала тем, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее родители лишены родительских прав по решению суда от хх.хх.1988г ... Она находилась на воспитании и на полном государственном обеспечении в МОУ для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "данные изъяты" на основании распоряжения Администрации г. Анжеро-Судженска N от хх.хх.1988г ... До хх.хх.2008г. обучалась в ГОУ НПО ПУ N в "адрес". Закрепленного жилья не имеет, по окончании пребывания в образовательном учреждении жилье ей не предоставлено, она вынуждена проживать в общежитии по договору найма от 24.06.2008г. N. Постановлением Администрации г. Анжеро-Судженска от хх.хх.2008г. N она принята на льготный учет как нуждающаяся в жилье. Состоит в очереди N, по категории "сирота" - N.
Просила суд обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа предоставить ей во внеочередном порядке жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее социальной нормы, то есть не менее 33 кв.м.
В судебном заседании З. на иске настаивала.
Представитель ответчика Администрации Анжеро-Судженского городского округа П., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала.
Решением Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 19.12.2012г. исковые требования З. удовлетворены и постановлено:
Обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа предоставить З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте города Анжеро-Судженска Кемеровской области, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не ниже 33 метров квадратных.
В апелляционной жалобе представитель ответчика - администрации Анжеро-Судженского городского округа С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Указывает, что судом неправомерно принято решение о предоставлении истице жилья, поскольку права на внеочередное предоставление жилого помещения у нее нет ввиду того, что истица обеспечена благоустроенным жилым помещением по адресу: "адрес".
Кроме того, на момент обращения в суд истица достигла возраста 25 лет, т.е. утратила статус сироты, что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Также считает, что удовлетворение исковых требований З. нарушает права и законные интересы других граждан, принятых на учет на внеочередное предоставление жилья раньше истицы.
На апелляционную жалобу истицей З. принесены возражения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о слушании извещены. Поскольку об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили, в материалах дела имеются доказательства их заблаговременного и надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ (в ред. от 29.06.2012) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 21.11.2011), дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст.3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 N 67-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (ред. от 30.06.2007) по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ч.ч.1,2 ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
В соответствии с п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005г. N 124-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что З. родилась ДД.ММ.ГГГГ в "адрес". Ее родителями в свидетельстве о рождении указаны: отец - В.В., мать - З.А.
Решением Анжеро-Судженского городского суда от хх.хх.1988г. З.А., В.В. лишены родительских прав в отношении дочери З.
На основании распоряжения N от хх.хх.1988г ... З. направлена в детское государственное учреждение - Дом ребенка, в последующем - в 9 класс школы-интерната N "адрес".
хх.хх.2003г. З. окончила специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат N "адрес".
хх.хх.2008г. З. окончила ГОУ НПО Профессиональное училище N, ей присвоена квалификация штукатур третьего разряда.
Из представленных документов следует, что ни закрепленного жилого помещения, ни в собственности, ни по договору социального найма истица жилья не имеет.
З. состоит на очереди на улучшение жилищных условий в администрации г.Анжеро-Судженска с хх.хх.2002г., на март 2012г. общая очередь - N, по категории "сирота" - очередь N.
хх.хх.2008г. З. на основании договора найма специализированного жилого помещения за N предоставлено койко-место в благоустроенном доме (общежитии) по "адрес". Истица с хх.хх.2008г. зарегистрирована и проживает в данном жилом помещении, с хх.хх.2011г. в данном помещении также зарегистрирован ее малолетний сын Ш., ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истицы, суд первой инстанции, правомерно руководствуясь вышеуказанным законодательством, пришел к правильному выводу, что поскольку истица относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного за ней жилого помещения, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении была поставлена в 2002г. как ребенок-сирота, не имеющий закрепленного жилого помещения, при этом в нарушение требований законодательства по окончании образовательного учреждения жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных норм ей предоставлено не было, а потому З. имеет право на предоставление ей жилого помещения вне очереди не ниже установленных социальных норм.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истица обратилась в суд за защитой своих прав в возрасте 25 лет, будучи утратившей статус сироты, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку они основаны на неправильном толковании законодательства.
Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, связал его с очередностью исходя из времени принятия их на учет (часть 1 статьи 57) и установил исключение для отдельных категорий граждан, которым жилые помещения из жилищного фонда социального использования предоставляются вне очереди. Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации к таким категориям отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья) (ч.2 ст.8 Закона).
Как следует из преамбулы Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ, а также из статьи 1 указанного закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа вышеуказанного возраста.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 27 сентября 2006 года (вопрос 21), достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.
Поскольку истица относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение внеочередного жилья, была признана нуждающейся в предоставлении жилой площади, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении была поставлена в 2002г., т.е. до достижения возраста 23 лет, однако до настоящего времени жилое помещение, соответствующее установленным нормам, ей предоставлено не было, то суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истица относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение внеочередного жилья.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности судебного решения в связи с обеспечением истицы благоустроенным жилым помещением в "адрес" не основаны на законы, поскольку обеспечение истицы временным жилым помещением (койко-местом в общежитии), не свидетельствует о выполнении ответчиком требований закона о предоставлении истице как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения по договору социального найма на постоянной основе, учитывая, что указанным лицам жилое помещение должно предоставляться по договору социального найма, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности предоставления З. жилого помещения в связи с нахождением на учете и других лиц данной категории, поставленных на учет раньше истицы, судебная коллегия не принимает, поскольку предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
Таким образом, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального права и нормы процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.327.1, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 19 декабря 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика - администрации Анжеро-Судженского городского округа С. - без удовлетворения.
Председательствующий Латушкина Е.В.
Судьи Русинова А.В.
Ворожцова Л.К.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.