Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Латушкиной Е.В.
судей Русиновой А.В., Ворожцовой Л.К.
при секретаре В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Латушкиной Е.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика - Администрации Анжеро-Судженского городского округа П.
на решение Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 20 декабря 2012г.
по иску К., Ф.А.В. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛА:
Истцы К., Ф.А.В., действующая за себя и в интересах несовершеннолетней дочери Ф.А., 2006г.р., обратились в суд с иском к ответчику Администрации Анжеро-Судженского городского округа о предоставлении жилого помещения.
Свои требования мотивировали тем, что К. является нанимателем жилого помещения, расположенного по "адрес". На основании договора социального найма от хх.хх.2006г. в указанной квартире кроме него зарегистрированы и проживают его дочь Ф.А.В., и Ф.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь Ф.А.В.
Решением МВК от 31.05.2007 года дом по "адрес" признан непригодным для проживания и находится в списке ветхого муниципального жилья, но в программу "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилого фонда" на 2010 год не включен. Дом является аварийным, проживать в нем невозможно. Истец является инвалидом, проживать в аварийном доме опасно для истцов, другого жилья у них нет.
С хх.хх.2004г. истцы состоят в очереди на улучшении жилищных условий, на 2012 год их общая очередь N, по категории "инвалид" N.
В связи с изложенным истицы просили суд обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа предоставить им вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 39 кв.м.
Истцы в суд не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель истцов Б., действующая на основании доверенности, требовании истцов поддержала.
Представитель ответчика ? Администрации Анжеро-Судженского городского округа, П., действующая на основании доверенности, требования не признала.
Решением Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 20 декабря 2012г. исковые требования К., Ф.А.В. удовлетворены, на Администрацию Анжеро-Судженского городского округа возложена обязанность предоставить К., Ф.А.В., Ф.А., благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 39 кв.м., расположенное в черте г.Анжеро-Судженска.
В апелляционной жалобе представитель ответчика - Администрации Анжеро-Судженского городского округа П., действующая на основании доверенности, просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Указывает, что при рассмотрении дела суд, в нарушение положений п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ, не дал надлежащей оценки тому обстоятельству, что дом истцов не признан аварийным или не подлежащим ремонту.
Также указывает, что при рассмотрении дела суд не учел, что несовершеннолетняя Ф.А. не состояла и не состоит на учете в администрации Анжеро-Судженского городского округа в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о слушании извещены. Поскольку об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили, в материалах дела имеются доказательства их заблаговременного и надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: "адрес", общей площадью 51,5 кв.м., на основании договора социального найма жилого помещения N от хх.хх.2006г. была предоставлена истцу К. Его дочь Ф.А.В., а также внучка Ф.А., указаны в договоре в качестве членов семьи нанимателя.
В указанной квартире истцы К., Ф.А.В. зарегистрированы с хх.хх.1987г., с хх.хх.2006г. в данной квартире зарегистрирована несовершеннолетняя Ф.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Истец К. и указанные члены его семьи с хх.хх.2004г. состоят на очереди на улучшение жилищных условий в администрации Анжеро-Судженского городского округа.
Из акта об отнесении жилого дома (жилого помещения) к категории непригодного для проживания N от 31.05.2007 года следует, что жилой дом N по "адрес" в связи с неисправностями и повреждениями элементов здания, их физического и морального износа находится в ветхом состоянии.
Согласно акту обследования жилого помещения истцов от 31.08.2012г. и заключения межведомственной комиссии N от 31.08.2012г., жилой дом N по "адрес" не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом.
Иного жилого помещения в собственности или по договору социального найма истцы не имеют.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истцов, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 2, 57 ЖК РФ, оценив представленные доказательства, пришел к выводу, что истцы имеют право на предоставление во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения, поскольку их жилое помещение по вышеуказанному адресу признано непригодным для проживания в установленном законом порядке.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции исходя из следующего.
Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья обозначен федеральным законодательством.
В соответствии со ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (п.3 ст.2 ЖК РФ).
Согласно п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии с ч.3, 4 ст.15 ЖК РФ, порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из пункта 7 "Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, признание помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
В соответствии с п.42 данного Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно п.47 Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Согласно п.48 указанного Положения, по окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания.
В соответствии с п.49 Положения, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, основанием для предоставления вне очереди жилых помещений по договорам социального найма является заключение комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции.
Вместе с тем, ни в акте обследования помещений, ни в заключении межведомственной комиссии от 31.08.2012г. выводов о том, что жилой дом N по "адрес" является непригодным для проживания и не подлежит ремонту или реконструкции, не содержится.
Выводы суда о том, что поскольку жилой дом не отвечает требованиям, предъявляемым к жилому помещению в связи с фактическим износом в процессе эксплуатации здания в целом, значит, является непригодным для проживания, не основаны на законе, поскольку указанные обстоятельства не являются надлежащим доказательством того, что данный дом является непригодным для проживания и не подлежит ремонту или реконструкции.
Таким образом, само по себе несоответствие жилого дома, в котором расположена квартира истцов, санитарным и техническим требованиям, его ветхость, без признания в установленном порядке дома непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции, не порождает у ответчика обязанности предоставления истцам жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
Ввиду изложенного, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований истцов.
Допущенное судом первой инстанции нарушение норм материального права привело к неправильному разрешению дела и в силу п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда и принятию коллегией нового решения по правилам п.2 ст.328 ГПК РФ об отказе истцам в удовлетворении заявленных требований.
При этом истцы не лишены возможности обратиться в компетентные органы с заявлением о признании жилого помещения непригодным для проживания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327.1, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 20 декабря 2012г. отменить;
Принять новое решение, К., Ф.А.В., действующей за себя и в интересах несовершеннолетней Ф.А., в иске к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма отказать.
Председательствующий Латушкина Е.В.
Судьи Русинова А.В.
Ворожцова Л.К.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.