Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Кандаковой Л.Ю.
судей: Емельянове А.Ф., Ворожцовой Л.К.,
при секретаре Фирсовой К.А.,
заслушав в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Кандаковой Л.Ю.
гражданское дело по апелляционной жалобе Двизовой ФИО12
на решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 14 декабря 2012 года
по делу по иску Двизовой Т.В. к ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Кемеровской области, ГУФСИН России по Кемеровской области о признании действий (бездействий) незаконными, об обязании включить в сводный список на получение жилищного сертификата в 2013 г., об установлении даты исчисления очереди на улучшение жилищных условий
УСТАНОВИЛА:
Двизова Т.В. обратилась в суд с названным иском к ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Кемеровской области, ГУФСИН России по Кемеровской области, мотивируя требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника ФКУ ИК-12 ГУФСИН Росси по Кемеровской области подполковника Чистякова В.А. ею был подан рапорт о включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством на 2013 год". Выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у нее составляет "данные изъяты"
С ДД.ММ.ГГГГ она признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, состав семьи 4 человека.
С "данные изъяты" на поданный ею рапорт ответ не предоставлялся. ДД.ММ.ГГГГ. ей была выдана справка, что рапорт будет рассмотрен после увольнения со службы.
Считает данные действия начальника ФКУ ИК-12 незаконными, противоречащими п.9 постановления Правительства РФ N 153 от 21.03.2006г., кроме того, имеются основания для увольнения по достижении предельного возраста службы - 45 лет.
Просила суд обязать ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Кемеровской области включить ее в список граждан изъявивших желание получить жилищный сертификат в 2013 г., обязать ГУФСИН России по Кемеровской области включить ее в сводный список граждан - участников подпрограммы "выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2013г.
В судебном заседании истец Двизова Т.В. на удовлетворении заявленных требований настаивает, увеличила исковые требования: также просила суд обязать ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Кемеровской области датой исчисления очереди на улучшение жилищных условий считать ДД.ММ.ГГГГ
Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 14 декабря 2012 года исковые требования Двизовой Т.В. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Двизова Т.В. выражает несогласие с решением суда, указывая при этом, что она занимает должность старшего специалиста группы Социальной защиты осужденных, которая финансируется из федерального бюджета. Общая продолжительность службы истца в УИС в календарном исчислении составляет "данные изъяты" она достигла предельного возраста пребывания на службе (45лет для майора внутренней Службы), в связи с чем возможно увольнение ее по пункту Б ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением ВС РФ от 23.12.1992г N4202-1, состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в ИК-12 (до 01.01.2005г.) и подала Рапорт 01.06.12г. на участие в подпрограмме с приложением документов, в связи с чем приобрела право на получение сертификата в течение последнего года военной службы (службы). Суд не учел, что социальная выплата (сертификат) выдаваемая сотруднику и членам семьи намного ниже, чем стоимость жилья в данном регионе. И бывший сотрудник не может купить жилье, чтобы оно соответствовало квадратным метрам на одного члена семьи.
Относительно апелляционной жалобы представителем ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Кемеровской области и ГУФСИН России по Кемеровской области Шишкиной Е.В.поданы возражения.
Двизова Т.В., извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, не просила об отложении рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ФКУ ИК-12 с решением суда согласна.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав представителя ответчика, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Из материалов дела усматривается, что Двизова Т.В. проходит службу в уголовно-исполнительной системе с ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты" ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Кемеровской области.
Срок службы майору внутренней службы Двизовой Т.В. сверх установленного предельного возраста продлен до 1 марта 2015г. Выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет в календарном исчислении - "данные изъяты", в льготном исчислении - "данные изъяты". Должность Двизовой финансируется из федерального бюджета.
У Двизовой Т.В. и членов ее семьи в собственности жилья не имеется, однокомнатная квартира в "адрес" в которой проживает семья, предоставлена Двизовой Т.В. на основании решения "данные изъяты" о предоставлении жилого помещения в муниципальном жилищном фонде.
ДД.ММ.ГГГГ года истец обратилась в ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Кемеровской области с рапортом о признании ее нуждающейся в жилом помещении и постановке на очередь с целью включения в состав участников подпрограммы на получение выплаты по ГЖС в 2013 году.
ДД.ММ.ГГГГ Двизовой Т.В. направлен ответ, что оснований для включения ее в список кандидатов на участие в подпрограмме не имеется, ее рапорт будет принят и рассмотрен на заседании жилищно-бытовой комиссии по увольнении ее со службы.
Отказывая Двизовой Т.В. в удовлетворении требований к ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Кемеровской области о включении её в список граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат в 2013 г., включении ее в сводный список граждан - участников подпрограммы "выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2013г., суд правильно применил материальный закон и указал, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, Двизова Т.В. на день подачи заявления об участие в подпрограмме не является увольняемой, не является сотрудником, подлежащим увольнению со службы по достижению предельного возраста, т.к. заявление об увольнении из УИС по достижению предельного возраста пребывания на службе Двизовой Т.В. не подавалось, а срок службы продлен до марта 2015 г.; не установлен период, который следует считать последним годом службы истца; не определено основание увольнения истца со службы, при наличии которого возникает право на получение государственного жилищного сертификата.
Судебная коллегия находит выводы суда законными и обоснованными.
Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) был предусмотрен специальный порядок обеспечения жилыми помещениями работников уголовно-исполнительной системы. В силу статьи 35 приведенного Закона сотрудники уголовно-исполнительной системы имели право на получение жилой площади в виде отдельной квартиры или дома, предоставляемых местными органами власти. Кроме того, предусматривалось, что уголовно-исполнительная система может иметь ведомственный жилой фонд.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, которым с 1 января 2005 года статья 35 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" признана утратившей силу, определено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам является расходным обязательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 33).
Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 марта 2005 года, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Как указал Конституционный Суд РФ в пункте 2.2 Определения от 12 апреля 2011 года N 551-О-О, по смыслу этой нормы, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма, как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации). Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Постановлением Правительства РФ N 153 от 21 марта 2006 года установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой, удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Как следует из абзаца 6 подпункта "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В соответствии с пунктом 9 Правил сотрудники, подлежащие увольнению (увольняемые) с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), приобретают право на получение сертификата в течение последнего года военной службы (службы).
Согласно пункту 19 Правил выпуска и реализации ГЖС, для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с приложением указанных в подпункте "а" данного пункта документов.
Приказом ФСИН России N 287 от 4.06.2007 года была утверждена Инструкция о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам-участникам вышеуказанной федеральной подпрограммы (утратила силу в связи с утверждением новой Инструкции приказом ФСИН от 16 мая 2012 года N 267), согласно пункту 3 которой для участия в подпрограмме сотрудники уголовно-исполнительной системы, указанные в подпункте "а" пункта 5 Правил, подают заявление (рапорт) на участие в подпрограмме.
В соответствии с пунктом 7 Инструкции, организация работы по формированию списков граждан - участников подпрограммы осуществляется учреждениями и органами УИС, в которых эти граждане состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
Должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья и оперативным подразделением учреждения или органа УИС рассматриваются представленные заявления, организуется работа по проверке документов, подтверждающих право граждан на их участие в подпрограмме (п. 8).
По результатам проверки выносится решение о включении (отказе во включении) заявителей в число граждан - участников подпрограммы.
В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.
Для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 15 июля года, предшествующего планируемому, представляет в учреждение или орган УИС, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году (пункты 12, 13).
Должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья подразделения, подведомственного территориальному органу УИС, на основании заявлений граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат в планируемом году, формируется список на планируемый год согласно приложению N 2 к Правилам.
Список, утвержденный начальником подразделения и сформированные в установленном порядке учетные дела до 1 августа года, предшествующего планируемому, представляются в территориальный орган УИС.
По результатам рассмотрения представленных списков принимается решение о включении граждан в состав участников подпрограммы по территориальному органу, образовательному учреждению УИС и организуется работа по составлению сводного списка.
Суд первой инстанции правильно учёл, что, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Из материалов дела следует, что Двизова Т.В. не подавала рапорта об увольнении со службы, не подлежит увольнению по достижении предельного возраста, состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями, кроме того, срок службы Двизовой Т.В. продлен до марта 2015г.
Суд пришёл к верному выводу го том, что в настоящее время Двизова не относится к категории лиц, имеющих право на обеспечение жильем посредством участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в числе лиц, претендующих на получение государственных жилищных сертификатов в 2013 г., а потому обоснованно не принята на учет и не включена в списки участников подпрограммы.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание судебной коллегии и не являются основаниями к отмене решения суда по мотивам, изложенным в настоящем определении, приводились истцом в обоснование исковых требований, исследованы судом, этим доводам дана оценка, с которой судебная коллегия согласна.
Выводы суда основаны на законе, не противоречат фактическим обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Новокузнецка Кемеровской области от 14 декабря 2012 года оставить без изменения, поданную апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Кандакова Л.Ю.
Судьи Емельянов А.Ф.
Ворожцова Л.К.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.