Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Сорокина А.В.,
судей: Акининой Е.В., Казачкова В.В.
при секретаре: Мухопад Е.С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Сорокина А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации г. Новокузнецка ФИО6
на решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 19 декабря 2012 г. по делу иску ФИО1, ФИО2 к Администрации г. Новокузнецка о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛА:
Истцы обратились в суд с иском к Администрации г. Новокузнецка о предоставлении жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что ФИО3 В.В. и ФИО3 Н.А. на основании договора о передаче жилого помещения в собственность граждан N от ДД.ММ.ГГГГ являются сособственниками в равных долях жилого помещения, общей площадью 47,5 кв.м, расположенного по адресу "адрес". Дом находится в плохом техническом состоянии - на его стенах имеются глубокие вертикальные трещины на всю высоту дома, дом постоянно ведет, из-за чего на стенах и потолках квартир постоянно появляются трещины на штукатурке, штукатурка осыпается, отсутствуют тамбурные двери, в подъезде нет электричества, оконные рамы сгнили, в доме нет холодной воды, из крана с холодной водой идет либо горячая, либо теплая вода, в помещении ванной комнаты произошло обрушение плиты перекрытия первого этажа. Они неоднократно обращались и в обслуживающую организацию "Куйбышевские инженерные сети", и в Администрацию района и города с требованиями сначала о проведении ремонта и реконструкции дома, а затем о создании комиссии для решения вопроса признании дома аварийным. Однако им в этом отказывали, в связи с чем они были вынуждены обратиться к эксперту для установления вопроса о техническом состоянии квартиры и о том представляет ли данное жилое помещение угрозу для жизни и здоровья. После получения соответствующего заключения, была создана межведомственная комиссия, на основании которой ДД.ММ.ГГГГ их дом был признан аварийным и подлежащим сносу. В администрации района и города их не желают принимать на учет в качестве лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, т.к. поясняют, что жилья для срочного предоставления им взамен занимаемого жилья, равнозначного занимаемому, в городе не имеется, денежных средств на его строительство или приобретение также нет. Иного жилья у истцов не имеется. В настоящий момент они вынуждены проживать в доме, который был признан аварийным и не подлежащим ремонту или реконструкции, что создает угрозу для их жизни и здоровья.
Просят обязать Администрацию г. Новокузнецка предоставить им равноценное занимаемому благоустроенное жилое помещение, распложенное в черте г. Новокузнецка во внеочередном порядке.
Истец ФИО3 Н.А. в судебном заседании настаивала на заявленных требованиях.
Представитель истца ФИО7, действующая на основании ордера, в судебном заседании поддержала позицию своего доверителя.
Истец ФИО3 В.В. в судебном заседании на требованиях настаивал.
Представитель ответчика Администрация г. Новокузнецка ФИО6, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала.
Представитель третьего лица Администрация Куйбышевского района г. Новокузнецка ФИО8, действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала.
Третье лицо ФИО9 в судебном заседании исковые требования поддержала.
Решением Центрального районного суда г. Новокузнецк Кемеровской области от 19 декабря 2012 г. постановлено:
Обязать Администрацию г. Новокузнецка Кемеровской области предоставить ФИО1, ФИО2, одно на двоих, вне очереди, благоустроенное жилое помещение в г. Новокузнецке, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 26 кв.м., по договору социального найма.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Новокузнецка ФИО6 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное и принять новое решение.
Указывает, что суд при разрешении данного спора руководствовался ст. 57 ЖК РФ. Администрация г. Новокузнецка не согласна с данным выводом суда, так как ЖК РФ порядок обращения граждан за предоставлением им жилых помещений по договору социального найма вне очереди не установлен. Таким образом, подлежит применению общий порядок обращения граждан за предоставлением им жилых помещений по договору социального найма с учетом особенностей предоставления жилых помещений вне очереди.
Непосредственное обращение в суд не может заменить порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку данный вопрос не относится к полномочиям суда, а относится к компетенции органов местного самоуправления.
При этом в ходе рассмотрения данного дела вопрос о постановке истцов на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также вопрос о признании истцов малоимущими в порядке, установленном Законом Кемеровской области от 10.06.2005 г. N 65-03 "О порядке признания органами местного самоуправления граждан малоимущими" судом не исследовались.
Таким образом, полагает, что суд необоснованно возложил обязанность на Администрацию г. Новокузнецка предоставить истцам жилое помещение.
Кроме того, учитывая, что ФИО3 являются собственниками жилого помещения в доме, признанном аварийным, считает, что в данном случае следует руководствоваться ст. 32 ЖК РФ.
ФИО3 Н.А. представлены возражения относительно апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав истцов ФИО3 Н.А., ФИО3 В.В., 3-е лицо ФИО9, просивших решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы и представленных возражений, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ), при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определении от 05 марта 2009 года N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
Жилищным кодексом Российской Федерации установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации). К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесено установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (пункт 2 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Таким законом в Кемеровской области является Закон Кемеровской области N 65-ОЗ от 10.06.2005 года "О порядке признания органами местного самоуправления граждан малоимущими".
Частями 3 и 5 статьи 52 Жилищного кодекса РФ, установлено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных документов органом, осуществляющим принятие на учет.
Следовательно, в силу Жилищного кодекса РФ органом, осуществляющим принятие на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, является орган местного самоуправления, а право на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке на основании нормы статьи 57 ЖК РФ имеют лица малоимущие и нуждающиеся в жилых помещениях в связи с непригодностью для проживания занимаемого ими жилого помещения.
Удовлетворяя заявленные ФИО3 Н.А. и ФИО3 В.В. исковые требования о предоставлении жилого помещения, суд первой инстанции не учел, что истцы в соответствии со ст. 57 ЖК РФ нуждающимися в жилом помещении и малоимущими не признаны, на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоит, ФИО3 не обращались с заявлением в орган местного самоуправления о постановке их на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения либо о предоставлении им жилого помещения, а также о признания их малоимущим для целей предоставления им жилого помещения в порядке ст. 57 ЖК РФ.
Таким образом, при рассмотрении дела, судом первой инстанции не правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, не правильно применен материальный закон.
В силу ч. 8 ст. 32 ЖК РФ и п. п. "и" п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. При отсутствии согласия органа местного самоуправления на предоставление гражданину другого жилого помещения взамен изымаемого суд не может обязать орган местного самоуправления предоставить гражданину такое жилое помещение.
Из материалов дела усматривается, что закрепленная ст. 32 ЖК РФ процедура по изъятию у собственника жилого помещения не начата - не определена выкупная цена жилого помещения, между органом местного самоуправления и собственником не достигнуто соглашение о возможном предоставлении другого жилого помещения.
Бездействие органа местного самоуправления по принятию решений, необходимых для соблюдения процедуры, перечисленных в ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, истцом не обжалуется.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.
Требований о признании малоимущими ФИО13 не заявлялись, предусмотренные ст.ст. 52, 57 ЖК РФ либо ст. 32 ЖК РФ процедуры постановки гражданина на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, признания их малоимущими, либо по изъятию у собственников жилого помещения не начаты, бездействие органа местного самоуправления по принятию решений, необходимых для соблюдения указанной выше процедуры, либо оспаривание отказа органа местного самоуправления, истцом не обжалуется.
Кроме того, исходя их правовой позиции Верховного Суда РФ, при рассмотрении дел по искам граждан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу суды, кроме вышеизложенного, должны принимать во внимание установленные органом местного самоуправления сроки сноса, а также опасность проживания в доме для жизни и здоровья человека с учетом состояния дома, критериев по которым он признан аварийным, и других обстоятельств.
При таких обстоятельствах у суда отсутствовали правовые основания для возложения на ответчика - Администрацию г. Новокузнецка обязанности предоставить истцам жилое помещение по договору социального найма вне очереди.
В соответствии с ч. 2 ст. 330 ГПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Учитывая, что по настоящему делу сбор дополнительных доказательств не требуется, судебная коллегия полагает возможным постановить по делу новое решение, отказав ФИО3 Н.А., ФИО3 В.В. в удовлетворении заявленных исковых требований к Администрации г. Новокузнецка о предоставлении жилого помещения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 19 декабря 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение. Отказать ФИО1, ФИО2 в удовлетворении заявленных исковых требований к Администрации г. Новокузнецка Кемеровской области о предоставлении жилого помещения.
Председательствующий: А.В. Сорокин
Судьи: Е.В. Акинина
В.В. Казачков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.