Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда
в составе:
председательствующего Шалагиной О.В.,
судей Евтифеевой О.Э., Ершовой Т.А.,
при секретаре Лосковиченко И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шалагиной О.В. гражданское дело по апелляционной жалобе МАУ "Школьное питание" на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 14 января 2013 года по делу по заявлению Муниципального автономного учреждения "Школьное питание" о признании незаконными предписаний Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области от 27.07.2012г. N и N,
УСТАНОВИЛА:
Муниципальное автономное учреждение "Школьное питание" обратилось в суд с требованиями о признании незаконными предписаний Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области от 27.07.2012г. N и N.
Требования мотивированы тем, что должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области (далее Роспотребнадзор) на основании распоряжения руководителя Управления от 19.06.2012г. N проведена плановая выездная проверка в отношении МАУ "Школьное питание".
По результатам проверки составлен акт от 27.07.2012г. N, по результатам рассмотрения данного акта должностным лицом Управления Роспотребнадзора приняты предписания от 27.07.2012г. N и N, согласно которым предписано устранить выявленные нарушения санитарного законодательства - ст.28 ч.1 Федерального закона от 30.03.1999г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.2.3, 2.5, 2.9, 2.12, 4.1, 5.22, приложения 1 СанПиП 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования", п.3.8, 3.13, 5.5 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и обороноспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" в срок до 25.07.2013г. ( N) и 25.07.2014г. ( N).
Заявитель МАУ "Школьное питание" считает ряд пунктов предписания N, а именно: п.п. 1, 2, 3, 4, 6, 8, 9, 10, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 26, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, а также ряд пунктов предписания N, а именно п.п. 1, 4, 5, 6, 7, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32 незаконными.
В соответствии с пунктом 1 предписания N, пунктами 1, 4 предписания N заявитель обязан выполнить реконструкцию в столовой МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 77", в столовой МБОУ "Начальная общеобразовательная школа N 67" и в столовой МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 80", предусмотрев недостающий набор производственных, складских, административно-бытовых помещений в соответствии с п.2.3, 2.5, приложением N 1 СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего, профессионального образования".
Требование выполнить реконструкцию, по мнению заявителя, влечет изменение параметров объекта капитального строительства, его частей, площади, показателей производственной мощности, объема и качества инженерно-технического обеспечения. Данное требование заявлено без документального подтверждения возможности такой реконструкции (без разрешающей документации) и на основании п.2 ст.21 Федерального закона от 17.11.1995г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в РФ" незаконно, а потому не подлежит исполнению, как противоречащее нормам материального права действующего законодательства РФ.
В соответствии с п.3, п.8, п.14, п.16, п.18, п.22, п.30, п.34, п.36 предписания N-ОЛ, и в соответствии с п.6, п.12, п.21, п.24, п.28 предписания N МАУ "Школьное питание" обязано установить в столовых общеобразовательных школ N N 77, 51, 92, 33, 56, 96, 84, 7, 69, 80, 18, 5, 55, 90, 34 хлеборезательную машину в соответствии с п.4.1, приложением 1 СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования".
В соответствии с п.4.1 СанПиН 2.4.5.2409-08 оборудование, инвентарь, посуда, тара, являющиеся предметами производственного окружения, должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к организациям общественного питания, и выполнены из материалов, допущенных для контакта с пищевыми продуктами в установленном порядке. Приложение N 1 к СанПиН 2.4.5.2409-08 содержит рекомендуемый перечень оборудования производственных помещений столовых образовательных учреждений и базовых предприятий питания, в том числе в данный перечень входит хлеборезательная машина.
Кроме того, в соответствии с договором поставки товаров N от 18.07.2012г., заключенному с ООО " "данные изъяты"", в вышеуказанные столовые общеобразовательных учреждений хлеб доставляется в нарезанном виде. На момент проверки хлеб был доставлен в целом виде и нарезался вручную сотрудниками пищеблока по причине того, что у поставщика ООО " "данные изъяты"" была сломана хлеборезательная машина, о чем свидетельствует письмо ООО " "данные изъяты"". МАУ "Школьное питание" во всех столовых общеобразовательных учреждений выделен участок для нарезки хлеба, который оснащен всем необходимым инвентарем: стол-купе для хранения и нарезки хлеба, замаркированный нож, щетка-сметка, разделочная доска.
На основании изложенного считают, что требовать обязательного наличия хлеборезательной машины в столовых указанных общеобразовательных школ не правомерно, так как ее наличие носит рекомендательный характер.
В соответствии с п.2, п.13, п.19, п.23, п.31, п.33, п.37 предписания N и в соответствии с п.5, п.13, п.20, п.23, п.27, п.31 предписания N МАУ "Школьное питание" обязано установить в овощных цехах столовых общеобразовательных школ NN 77, 92, 56, 96, 84, 7, 69, 80, 18, 5, 55, 90, 34 овощерезки для нарезки репчатого лука, картофеля в соответствии с п.4.1, приложением 1 СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования".
Как видно из акта проверки в столовые указанных общеобразовательных школ овощи доставляются из школьно-базовых столовых. На пищеблок поступают овощные очищенные и нарезанные полуфабрикаты из моркови, свеклы, капусты и очищенный картофель и лук. Нарезка лука и картофеля производится непосредственно на пищеблоке, для чего пищеблоки в достаточном количестве обеспечены разделочными досками и ножами, производственными столами для обработки овощей.
Приложение N 1 к СанПиН 2.4.5.2409-08 содержит рекомендуемый перечень оборудования производственных помещений столовых образовательных учреждений и базовых предприятий питания, в том числе в данный перечень входит овощерезательная машина. Соответственно, по мнению заявителя, требовать обязательного наличия овощерезательной машины в столовых указанных общеобразовательных школ не правомерно, так как наличие овощерезательной машины носит рекомендательный характер.
В соответствии с п.4, п.28, п.39 Предписания N, п.7, п.15 предписания N МАУ "Школьное питание" обязано оборудовать навесы над входами в помещения загрузочной столовой общеобразовательных школ N 77, 60, 69, 80, 18 в соответствии с п.2.9. СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования".
Однако отсутствие в столовых муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений навеса над входами и загрузочными платформами заявитель не считает нарушением требований п.2.9. СанПиН 2.4.5.2409-08, поскольку данный пункт носит рекомендательный характер, в связи с чем требовать обязательного оборудования навесов над входом в помещение загрузочной столовой неправомерно.
В соответствии с п.6, п.10, п.29 предписания N и в соответствии с п.10, п.16 предписания N МАУ "Школьное питание" необходимо установить воздушно-тепловую завесу над проемом входной двери в помещении загрузочной столовой общеобразовательных школ N 77, 51, 60, 80, 18 в соответствии с п.2.9 СанПиН 2.4.5.2409-08.
Считает, что в соответствии с п.2.9 СанПиН 2.4.5.2409-08 установка воздушно-тепловой завесы над проемом входной двери в помещении загрузочной столовой носит рекомендательный характер, в связи с чем требовать обязательного оборудования воздушно-тепловой завесы неправомерно.
Все вышеуказанные пункты СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования", по мнению заявителя, носят рекомендательный характер и устанавливают правила для добровольного применения.
В соответствии с п.9, п.15, п.17, п.20, п.21, п.26, п.32, п.35, п.38 предписания N и в соответствии с п.14, п.22, п.26, п.29, п.30 предписания N заявителю предписано выделить помещения для организации хранения и обработки уборочного инвентаря, предназначенного для уборки в обеденном зале, исключив встречные потоки использованного грязного уборочного инвентаря с чистой посудой, в общеобразовательных школах N 51, 92, 33, 56, 96, 60, 84, 7, 69, 18, 5, 55, 90, 34 в соответствии с п.2.5. СанПиН 2.4.5.2409-08, согласно которому объемно-планировочные и конструктивные решения помещений для организаций общественного питания образовательных учреждений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к организациям общественного питания, исключающим встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала.
Утверждает, что в столовых вышеуказанных общеобразовательных школ исключены встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала.
Отдельно выделить помещение для организации хранения и обработки уборочного инвентаря, предназначенного для уборки в обеденном зале, не представляется возможным, так как такое помещение необходимо выделить за пределами столовой. Общая площадь столовой не позволяет разместить дополнительный набор помещений. Управлением не принята во внимание реальная техническая возможность выделения вышеуказанных помещений.
В соответствии с п.18 предписания N заявитель обязан в столовой-доготовочной МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 18" с целью исключения встречных потоков использованной кухонной посуды, инвентаря и чистой столовой посуды оборудовать в моечной столовой посуды окно для выдачи чистой посуды на линию раздачи в соответствии с п.2.5 СанПиН 2.4.5.2409-08.
Полагает, что в столовой вышеуказанного общеобразовательного учреждения исключены встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала. Оборудовать в моечной столовой посуды окно для выдачи чистой посуды на линию раздачи не представляется возможным, так как это потребует перепланировки помещения.
Просит признать недействительным пункты п.1, п.2, п.3, п.4, п.6, п.8, п.9, п.10, п.13, п.14, п.15, п.16, п.17, п.18, п.19, п.20, п.21, п.22, п.23, п.26, п.28, п.29. п.30, п.31, п.32, п.33, п.34, п.35, п.36, п.37, п.38, п.39 предписания N от 27.07.2012г., а также признать недействительными п.1, п.4, п.5, п.6, п.7, п.10, п.12, п. 13, п.14, п.15, п.16, п.18, п.20, п.21, п.22, п.23, п.24, п.26, п.27, п.28, п.29, п.30, п.31, п.32 предписания N от 27.07.2012г. Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области ФИО6 требования не признала.
Решением Центрального районного суда г.Кемерово от 14 января 2013 года постановлено:
Требования Муниципального автономного учреждения "Школьное питание" удовлетворить частично.
Признать незаконными пункты 1, 4, 6, 9, 10, 15, 17, 20, 21, 26, 28, 29, 32, 35, 38, 39 предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области от 27.07.2012г. N.
Признать незаконными пункты 1, 4, 7, 10, 14, 15, 16, 18, 22, 26, 29, 30 предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по "адрес" от 27.07.2012г. N.
В остальной части требования Муниципального автономного учреждения "Школьное питание" оставить без удовлетворения.
В апелляционной жалобе директор МАУ "Школьное питание" ФИО7 просит решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить, указывая, что при формулировании выводов о законности пунктов 3, 8, 14, 16, 18, 22, 30, 34, 36, 2, 13, 19, 23, 31, 33, 37 предписания N и пунктов 6, 12, 21, 24, 28, 5, 13, 20, 23, 27, 31 предписания N суд неправильно истолковал закон. Приложение N 1 к СанПиН 2.4.5.2409-08 содержит рекомендуемый перечень оборудования производственных помещений столовых образовательных учреждений и базовых предприятий питания, в том числе в данный перечень входит хлеборезательная машина.
Кроме того, в соответствии с договором поставки товаров N от 18.07.2012г., заключенным с ООО " "данные изъяты"", в вышеуказанные столовые общеобразовательных учреждений хлеб доставляется в нарезанном виде. На момент проверки хлеб был доставлен в целом виде и нарезался вручную сотрудниками пищеблока по причине того, что у поставщика ООО " "данные изъяты"" была сломана хлеборезательная машина.
Как видно из акта проверки в вышеуказанные столовые общеобразовательных школ N 80, 18, 5, 55, 90, 34, 77, 92, 56, 96, 84, 7, 69 овощи доставляются из школьно-базовых столовых, на пищеблок поступают очищенные и нарезанные полуфабрикаты из моркови, свеклы, капусты и очищенный картофель и лук. Нарезка лука и картофеля производится непосредственно на пищеблоке, для чего пищеблоки в достаточном количестве обеспечены разделочными досками и ножами, производственными столами для обработки овощей.
Требовать обязательного наличия овощерезательной машины в столовых общеобразовательных школ N 80, 18, 5, 55, 90, 34, 77, 92, 56, 96, 84, 7, 69 неправомерно, так как наличие овощерезательной машины носит рекомендательный характер.
Тот факт, что пункт 4.1. СанПин 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования" содержит термин "рекомендуется" свидетельствует о том, что установка овощерезательной и хлеборезательной машин носит рекомендательный характер.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей Муниципального автономного учреждения "Школьное питание" ФИО8 и ФИО9, поддержавших доводы жалобы, и представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области ФИО10, просившую решение суда оставить без изменения, рассмотрев дело в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда в обжалованной части подлежащим отмене.
В силу ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 30.03.1999г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (п.1 ст.2).
Судом установлено, что в соответствии с планом надзорных мероприятий Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области на 2012 год и на основании распоряжения Руководителя Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области от 19.06.2012г. N 1975 с 03.07.2012г. по 27.07.2012г. проведена плановая выездная проверка МАУ "Школьное питание", по результатам которой выявлены нарушения санитарного законодательства.
С целью устранения выявленных нарушений, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и в соответствии с ч.1 ст.17 Федерального закона от 28.12.2008г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", ст. 44, 49, 50 Федерального Закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г. N 322, на основании представленного в материалы дела Акта проверки от 27.07.2012г. N1088 (Т.2 л.д.16-131) должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области выдано предписание об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства от 27.07.2012г. N, включающее 39 пунктов, со сроком устранения до 25.07.2013г. (Т.2 л.д.9-15), и предписание об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства от 27.07.2012г. N, включающее 32 пункта, со сроком устранения до 25.07.2014г. (Т.1 л.д.10-16).
Пунктами 3, 8, 14, 16, 18, 22, 30, 34, 36 предписания N и пунктами 6, 12, 21, 24, 28 предписания N предусмотрено: в столовых муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений N 77, 51, 92, 33, 56, 96, 84, 7, 69, 80, 18, 5, 55, 90, 34 установить хлеборезательные машины в соответствии с п.4.1, приложением 1 СанПиН 2.4.5.2409-08.
Пунктами 2, 13, 19, 23, 31, 33, 37 предписания N и пунктами 5, 13, 20, 23, 27, 31 предписания N предусмотрено: в столовых муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений N 77, 92, 56, 23, 31, 7, 84, 69, 80, 18, 5, 55, 90, 34 в овощных цехах для вторичной обработки овощей установить овощерезательные машины для нарезки репчатого лука и картофеля в соответствии с п.4.1, приложением 1 СанПиН 2.4.5.2409-08.
Разрешая заявленные требования в части оспаривания данных пунктов предписаний, суд первой инстанции пришел к выводу, что требование об обязательном наличии хлеборезательной и овощерезательной машин в столовых указанных общеобразовательных школ правомерно.
При этом суд исходил из того, что содержание термина "рекомендуется" в пункте 4.1 СанПиН 2.4.5.2409-08 и приложении N 1 к СанПиН 2.4.5.2409-08 не свидетельствует о том, что эти правила по установке хлеборезательной и овощерезательной машин носят рекомендательный характер, поскольку в силу п.1.3 СанПиН 2.4.5.2409-08 настоящие правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием обучающихся.
Однако с таким толкованием и применением приведенных правовых норм судебная коллегия согласиться не может.
Так, п.1.3 СанПиН 2.4.5.2409-08 фактически дублирует положение п.2 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", при этом указанные нормы, являясь общими, регламентируют обязательность соблюдения санитарных правил. В то же время самими санитарными правилами могут быть предусмотрены как обязательные требования, так и рекомендации, т.е. нормы, не носящие обязательный для исполнения характер.
Данное обстоятельство подтверждается при исследовании содержания СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования".
В частности, разделом IV СанПиН 2.4.5.2409-08 предусмотрены требования к оборудованию, инвентарю, посуде и таре.
Согласно пункту 4.1 указанного раздела СанПиН 2.4.5.2409-08 оборудование, инвентарь, посуда, тара, являющиеся предметами производственного окружения, должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к организациям общественного питания, и выполнены из материалов, допущенных для контакта с пищевыми продуктами в установленном порядке.
Производственные, складские и административно-бытовые помещения рекомендуется оснащать оборудованием в соответствии с приложением 1 настоящих санитарных правил.
Как видно, первый абзац указанной нормы предъявляет обязательное требование о соответствии оборудования, инвентаря, посуды, тары санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к организациям общественного питания.
Такие требования регламентированы СанПин 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", согласно п.6.1 которых организации обеспечиваются достаточным количеством необходимого оборудования и предметами материально-технического оснащения.
Также требования к организации общественного питания образовательных учреждений и санитарно-эпидемиологические требования к их размещению, объемно-планировочным и конструктивным решениям регламентированы СанПиН 2.4.5.2409-08, согласно пункту 2.3 которых в базовых организациях школьного питания, столовых образовательных учреждений, работающих на продовольственном сырье и (или) полуфабрикатах, должны быть предусмотрены объемно-планировочные решения, набор помещений и оборудование, позволяющие осуществлять приготовление безопасной и сохраняющей пищевую ценность кулинарной продукции и ее реализацию.
Для обеспечения цели санитарно-эпидемиологических требований к общественному питанию - приготовление безопасной и сохраняющей пищевую ценность кулинарной продукции пунктом 4.10 СанПиН 2.4.5.2409-08 установлены обязательные требования к оборудованию, инвентарю, посуде и таре: для раздельного хранения сырых и готовых продуктов, их технологической обработки и раздачи в обязательном порядке должны использоваться раздельные и специально промаркированные оборудование, разделочный инвентарь, кухонная посуда:
- холодильное оборудование с маркировкой: "гастрономия", "молочные продукты", "мясо, птица", "рыба", "фрукты, овощи", "яйцо" и т.п.;
- производственные столы с маркировкой: "СМ" - сырое мясо, "СК" - сырые куры, "СР" - сырая рыба, "СО" - сырые овощи, "ВМ" - вареное мясо, "ВР" - вареная рыба, "ВО" - вареные овощи, "Г" - гастрономия, "З" - зелень, "Х" - хлеб и т.п.;
- разделочный инвентарь (разделочные доски и ножи) с маркировкой: "СМ", "СК", "СР", "СО", "ВМ", "ВР", "ВК" - вареные куры, "ВО", "Г", "З", "Х", "сельдь";
- кухонная посуда с маркировкой: "I блюдо", "II блюдо", "III блюдо", "молоко", "СО", "СМ", "СК", "ВО", "СР", "крупы", "сахар", "масло", "сметана", "фрукты", "яйцо чистое", "гарниры", "Х", "З", "Г" и т.п.
Вместе с тем второй абзац пункта 4.1 СанПиН 2.4.5.2409-08 содержит рекомендации оснащать производственные, складские и административно-бытовые помещения оборудованием в соответствии с приложением 1 настоящих санитарных правил, которым установлен рекомендуемый минимальный перечень оборудования производственных помещений столовых образовательных учреждений и базовых предприятий питания. В данном перечне предусмотрено наличие хлеборезательной и овощерезательной машин в организациях школьного питания.
Анализ приведенных положений СанПиН 2.4.5.2409-08 позволяет сделать вывод о том, что выполнение организациями школьного питания задачи по приготовлению безопасной и сохраняющей пищевую ценность кулинарной продукции в данном случае обеспечивается выполнением обязательных предписаний п.4.10 СанПиН 2.4.5.2409-08 о наличии и использовании надлежащим образом специально промаркированного оборудования, разделочного инвентаря, кухонной посуды.
Выполнение же рекомендаций абзаца второго пункта 4.1 и приложения N 1 СанПиН 2.4.5.2409-08 об обеспечении организаций общественного питания инвентарем и оборудованием с учетом рекомендуемого минимального перечня оборудования определяется исходя из объемов производства и используемого сырья.
Указанные обстоятельства также подтверждается позицией Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области, изложенной в отзыве (л.д. 140-149), из которой не усматривается, что при вынесении обжалуемых предписаний должное лицо руководствовалось положением абзаца 2 пункта 4.1 и приложением 1 СанПиН 2.4.5.2409-08 как обязательными требованиями.
В частности, одним из оснований необходимости оснащения оборудованием, указанным в приложении 1 СанПиН 2.4.5.2409-08, были указаны цели Федеральной программы "Модернизация школьного питания", однако проверка соблюдения целей данной программы МАУ "Школьное питание" не относится к полномочиям Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области.
В обоснование заявленных требований в указанной части МАУ "Школьное питание" ссылалось на то, что во всех столовых общеобразовательных учреждений выделен участок для нарезки хлеба, который оснащен всем необходимым инвентарем: стол-купе для хранения и нарезки хлеба, замаркированный нож, щетка-сметка, разделочная доска. Пищеблоки, где непосредственно производится нарезка очищенных лука и картофеля, в достаточном количестве обеспечены разделочными досками и ножами, производственными столами для обработки овощей.
Указанные доводы, свидетельствующие о выполнении МАУ "Школьное питание" обязательных требований, предъявляемых п.4.10 СанПиН 2.4.5.2409-08, не были опровергнуты в ходе рассмотрения дела ни представителем Управления Роспотребнадзора, ни судом.
Учитывая оснащенность столовых общеобразовательных учреждений оборудованием и инвентарем, наличие которых является обязательным в силу п.4.10 СанПиН 2.4.5.2409-08, оспариваемые пункты предписания N и N Управления Роспотребнадзора об установлении в столовых общеобразовательных учреждений хлеборезательных машин и овощерезательных машин для нарезки репчатого лука и картофеля, оборудование которыми согласно абзацу второму пункта 4.1, приложения 1 СанПиН 2.4.5.2409-08 носит рекомендательный характер, нельзя признать законными.
Однако суд при разрешении названных требований заявителя указанных обстоятельств не учел, ошибочно расценил рекомендательный характер положений абзаца второго пункта 4.1, приложения 1 СанПиН 2.4.5.2409-08 как требования, подлежащие обязательному исполнению заявителем, что привело к неправильному разрешению дела.
При таких данных судебная коллегия находит доводы заявления МАУ "Школьное питание" о незаконности пунктов 2, 3, 8, 13, 14, 16, 18, 19, 22, 23, 30, 31, 33, 34, 36, 37 предписания N и пунктов 5, 6, 12, 13, 20, 21, 23, 24, 27, 28, 31 предписания N Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области обоснованными, а решение суда в обжалованной части подлежащим отмене с вынесением в отмененной части нового решения об удовлетворении требований заявителя.
В остальной части решение суда не обжаловано, судебная коллегия его законность и обоснованность не проверяет.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 14 января 2013 года в части отказа в удовлетворении требований Муниципального автономного учреждения "Школьное питание" отменить, принять в отмененной части новое решение, которым заявление Муниципального автономного учреждения "Школьное питание" удовлетворить.
Признать незаконными пункты 2, 3, 8, 13, 14, 16, 18, 19, 22, 23, 30, 31, 33, 34, 36, 37 предписания N и пункты 5, 6, 12, 13, 20, 21, 23, 24, 27, 28, 31 предписания N Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области.
Председательствующий: Шалагина О.В.
Судьи: Евтифеева О.Э.
Ершова Т.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.