Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Сорокина А.В.,
судей Чуньковой Т.Ю., Проценко Е.П.,
при секретаре Аникиной К.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сорокина А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области" ФИО8 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ)
на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 16.01.2013 г. по делу по иску Государственного учреждения-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования РФ к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области" о признании недействительной записи,
УСТАНОВИЛА:
ГУ КРОФСС РФ обратилось в суд с иском к ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области" о признании недействительной записи.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида. Однако, в нарушение п. 11 федерального перечня, ФИО1 было рекомендовано в качестве одного из технических средств реабилитации, приобретаемое за счет ГУ КРОФСС РФ динамический параподиум (аппарат на нижние конечности и туловище).
Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ Nн "Об утверждении классификации технических средств реабилитации в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, TCP и услуг, предоставляемых инвалиду, в целях определения размера компенсации за TCP (изделия), приобретенные инвалидами (ветеранами) за собственный счет, и (или) оплаченные за счет собственных средств услуги по их ремонту", вступившем в силу ДД.ММ.ГГГГ, утверждена Классификация TCP (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, TCP и услуг, предоставляемых инвалиду.
Графой N Классификации "Наименование TCP (изделия)" определены виды TCP, обеспечение которыми осуществляется Фондом социального страхования РФ за счет средств федерального бюджета.
Графой N Классификации "Наименование TCP (изделия), самостоятельно приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет определены изделия, которые могут быть приобретены инвалидом самостоятельно с последующей компенсацией за счет средств федерального бюджета.
Протезно-ортопедическое изделие "Динамический параподиум" указано в графе 4 Классификации, которая предполагает его самостоятельное приобретение с последующей компенсацией.
В соответствии с письмом Федерального медико-биологического агентства (ФМБА России) N от ДД.ММ.ГГГГ ответчик должен был переоформить индивидуальную программу реабилитации инвалида ФИО1, указав в качестве исполнителя реабилитационных мероприятий самого инвалида, либо другие организации за исключением уполномоченного органа, в данном случае филиала N КРОФСС РФ.
С данным требованием ГУ-КРОФСС РФ обращался к ответчику, однако, по настоящее время индивидуальная программа реабилитации инвалида не переоформлена.
Просит суд признать недействительной запись, внесенную в раздел "Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP)" Индивидуальной программы реабилитации ФИО1 по рекомендации в качестве исполнителя по приобретению динамического параподиума ГУ-КРОФСС РФ. Обязать Федеральное государственное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области" привести Индивидуальную программу реабилитации в соответствие с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, утвержденному Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-р, указав в качестве исполнителя реабилитационных мероприятий самого инвалида, либо другие организации за исключением уполномоченного органа.
В судебном заседании представитель истца ФИО6, действующая на основании доверенности, на требованиях настаивала в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО7, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признал.
Третье лицо ФИО1 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 16.01.2013 г. постановлено:
Исковые требования Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования РФ удовлетворить в полном объеме.
Признать недействительной запись, внесенную в раздел "Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP)" Индивидуальной программы реабилитации ФИО1, ДД.ММ.ГГГГг.р., по рекомендации в качестве исполнителя по приобретению динамического параподиума Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.
Обязать Федеральное государственное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области" привести Индивидуальную программу реабилитации в соответствие с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, утвержденному Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р, указав в качестве исполнителя реабилитационных мероприятий самого инвалида, либо другие организации за исключением уполномоченного органа.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области" ФИО8 просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Указывает, что решение суда противоречит правовым нормам, регулирующим правоотношения, связанные с реабилитацией инвалидов и обеспечением их техническими средствами реабилитации.
В соответствии со ст. 11.1 ФЗ N 181-ФЗ от 24.11.1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 240 от 07.04.2008 г. Фонд социального страхования РФ наделен полномочиями по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и на указанные цели Фонду социального страхования РФ выделяются средства из федерального бюджета.
В силу ст. 10 указанного Закона инвалидам гарантируется за счет средств федерального бюджета получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, который утверждается Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации N 2347-р от 30 декабря 2005 г. утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счёт средств федерального бюджета.
Приказом Минздравсоцразвития РФ N 379н от 04.08.2008 г. "Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации" предусмотрено, что в индивидуальной программе реабилитации инвалида в графах, где указывается исполнитель проведения реабилитационных мероприятий, по соответствующим позициям могут быть указаны следующие исполнители проведения реабилитационного мероприятия: исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации; территориальный орган социальной защиты населения; государственные учреждения службы занятости населения субъектов российской Федерации; работодатель; территориальные органы управления здравоохранением, образованием; медицинские, образовательные, реабилитационные организации либо сам инвалид. При этом, если речь идёт о техническом средстве реабилитации, включённом в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счёт средств федерального бюджета, то в индивидуальной программе реабилитации инвалида в качестве исполнителя проведения этого реабилитационного мероприятия по обеспечению техническим средством реабилитации может быть указан только исполнительный орган Фонда социального страхования РФ, поскольку в соответствии со ст. 11.1 ФЗ от 24 ноября 1995 г., Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 240 от 7 апреля 2008 г. именно на фонд возложена обязанность обеспечивать инвалидов за счёт средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации и на указанные цели Фонду социального страхования РФ выделяются денежные средства из федерального бюджета. Другие же исполнители проведения реабилитационного мероприятия в виде предоставления инвалиду технического средства реабилитации могут быть указаны в индивидуальной программе реабилитации инвалида в качестве исполнителя только в том случае, если указанное в индивидуальной программе реабилитации техническое средство реабилитации не входит в утверждённый Правительством Российской Федерации федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Поскольку динамический параподиум включен как разновидность протезов в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счёт средств федерального бюджета, перечисленных на эти цели Фонду социального страхования Российской Федерации, то в индивидуальной программе реабилитации инвалида I группы ФИО1 в качестве исполнителя проведения этого реабилитационного мероприятия по обеспечению техническим средством реабилитации мог быть указан только исполнительный орган Фонда социального страхования РФ.
Суд неправильно истолковал закон, указав, что "Классификация технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в целях определения размера компенсации за технические средства реабилитации (изделия), приобретенные инвалидами-ветеранами) за собственный счет, и (или) оплаченные за счет собственных средств услуги по их ремонту", утвержденная Приказом Минздравсоцразвития России N 823н от 28.07.2011 г. конкретизирует, какие средства могут быть предоставлены за счёт ФСС, а какие могут быть приобретены инвалидом за свой счёт с дальнейшей компенсацией в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России N 57н от 31.01.2011 г. (в ред. от 08.09.2011 г.) "Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации".
Данный вывод суда первой инстанции является неверным по следующим причинам.
Ссылаясь на Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации", утверждённой Приказом Минздравсоцразвития России N 57н от 31.01.2011 г., ч. 14 ст. 11.1 ФЗ от 24 ноября 1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" указывает, что, если техническое средство реабилитации указано в индивидуальной программе реабилитации, то инвалид во всяком случае имеет право требования на получение его безвозмездно от Фонда социального страхования РФ, а компенсация выплачивается в том случае, если инвалид приобрёл техническое средство реабилитации, которое не рекомендовано ему при оформлении индивидуальной программы реабилитации, но является аналогичным указанному в программе.
Классификация не конкретизирует, какие технические средства реабилитации могут быть предоставлены за счёт Фонда социального страхования РФ, а какие могут быть приобретены инвалидом за свой счёт с дальнейшей компенсацией, а служит только для определения размера компенсации за технические средства реабилитации, приобретенные инвалидами за собственный счет.
При этом суд не учел, что согласно действующему законодательству выплата компенсации вместо рекомендованного индивидуальной программой инвалида технического средства реабилитации, включённого в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счёт средств федерального бюджета возможна только в двух случаях: в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации не может быть предоставлено инвалиду, а также в случае, если инвалид самостоятельно приобрел предусмотренное его индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации
Доказательств, что динамический параподиум не мог быть предоставлен исполнительным органом Фонда социального страхования РФ инвалиду ФИО1 вследствие невозможности заключения государственного контракта на его поставку или по другим уважительным причинам, что послужило бы правовым основанием фонду для отказа инвалиду в обеспечении указанным в индивидуальной программе реабилитации техническим средством реабилитации-параподиумом и решения вопроса о выплате взамен денежной компенсации представлено не было.
Фонд социального страхования РФ законом определён в качестве организации, предоставляющей государственную услугу в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и соответственно осуществляющий на этом товарном рынке деятельность по закупке товаров и услуг для реабилитации инвалидов, в том числе и технических средств реабилитации.
Суд также не принял во внимание, что самостоятельное приобретение инвалидом рекомендованного ему индивидуальной программой реабилитации технического средства реабилитации вместо получения обозначенного средства от фонда зависит исключительно от волеизъявления самого инвалида.
Самостоятельное решение вопроса об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации и приобретение соответствующего технического средства реабилитации является правом, а не обязанностью инвалида.
Суд, обязав Федеральное казённое учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области" указать в индивидуальной программе реабилитации инвалида I группы ФИО1 в качестве исполнителя по обеспечению самого себя техническим средством реабилитации-динамическим параподиумом лишил его права получить указанное в индивидуальной программе реабилитации инвалида техническое средство реабилитации за счёт средств федерального бюджета, переданных на эти цели Фонду социального страхования.
На апелляционную жалобу представителем истца поданы письменные возражения.
Изучив материалы дела, заслушав представителя ответчика ФИО8, поддержавшего доводы жалобы и просившего решение суда отменить, представителя истца - ФИО6, просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы и представленных возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 327. 1 ч. 1 ГПК РФ, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" предусмотрена система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.
Согласно положениям статьи 11 названного Федерального закона, индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
В соответствии с пунктами 2 - 4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2008 года N 240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Право на соответствующее обеспечение возникает с момента подачи соответствующего заявления.
ФИО1 является инвалидом первой группы.
Судом установлено, что индивидуальной программой реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 предусмотрено средство реабилитации "динамический параподиум" (аппарат на нижние конечности и туловище), способ обеспечения средством реабилитации указан - филиал ГУ-КРОФСС РФ.
Согласно пункту 8 Перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденному распоряжением Правительства РФ N 2347-р от 30 декабря 2005 года, к техническим средствам реабилитации относятся протезы, в том числе эндопротезы, и ортезы. Динамический параподиум относится к данной категории технических средств реабилитации, поэтому на него на него распространяется действие распоряжения Правительства РФ от 30 декабря 2005 года N 2347-р, и обязанность по обеспечению ФИО1 указанным техническим средством лежит на истце.
Доводы искового заявления, поддержанные представителем истца в судебном заседании, со ссылкой на Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 июля 2011 года N 823н, согласно которому, по мнению истца, Фонд социального страхования обязан лишь компенсировать стоимость самостоятельно приобретенного инвалидом динамического параподиума, а не предоставлять его в натуре, основаны не неверном толковании норм материального права.
Классификация технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденная вышеуказанным Приказом, установлена в соответствии с пунктом 15.1 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2008 года N 240.
Согласно пункту 15.1 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2008 года N 240, в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами.
Соответствие приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет технического средства (изделия) и (или) оплаченной им услуги по ремонту предоставляемым техническим средствам (изделиям) и (или) услугам по их ремонту устанавливается уполномоченным органом на основании утверждаемой Министерством здравоохранения и социального развития РФ в целях определения размера компенсации Классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Таким образом, Классификация технических средств реабилитации (изделий), утвержденная Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 июля 2011 года N 823н применима лишь в случаях, если техническое средство (изделие) не может быть предоставлено инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство (изделие) за собственный счет.
Однако в данном случае доказательств того, что ФИО1 не желает, чтобы его обеспечили ортопедическим аппаратом нижних конечностей динамическим параподиумом, а желает его приобрести с последующей компенсацией его стоимости, в материалах дела не содержится.
Таким образом, вывод суда о том, что вышеуказанная классификация не дополняет федеральный перечень, а лишь конкретизирует, какие средства реабилитации могут быть представлены за счет ФСС РФ, а какие могут быть приобретены инвалидом за свой счет с дальнейшей компенсацией в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2011 г. N 57н, а также то, что динамический параподиум относится к той категории технических средств реабилитации, которые не могут быть предоставлены Фондом социального страхования, но могут быть приобретены гражданином самостоятельно, с последующей компенсацией, основан на неправильном толковании норм материального права.
В связи с изложенным, решение суда первой инстанции подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 16 января 2013 года отменить и принять новое решение.
В удовлетворении требований государственного учреждения "Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" к федеральному государственному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области" о признании недействительной записи, отказать.
Председательствующий А.В. Сорокин
Судьи Т.Ю. Чунькова
Е.П. Проценко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.