Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда
в составе:
председательствующего Шалагиной О.В.,
судей Евтифеевой О.Э., Безденежных Д.А.,
при секретаре Лосковиченко И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шалагиной О.В. гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Гурьевского муниципального района на решение Гурьевского городского суда Кемеровской области от 10 января 2013 года по делу по заявлению Кравец Н. Г. об оспаривании действий органов местного самоуправления, о признании решения жилищной комиссии администрации Гурьевского муниципального района и постановления администрации Гурьевского района о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении, незаконными,
УСТАНОВИЛА:
Кравец Н.Г. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий органов местного самоуправления, о признании решения жилищной комиссии администрации Гурьевского муниципального района и постановления администрации Гурьевского района о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении, незаконными.
Требования мотивированы тем, что она была зарегистрирована в списках граждан, нуждающихся в жилом помещении, по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" за N от 26.11.2004г., но ей длительное время не предоставляли жилое помещение, поэтому 14.11.2012г. она обратилась с иском к ответчику о предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма.
В процессе судебного разбирательства она узнала, что её сняли с учета как нуждающуюся в предоставлении жилого помещения по данной категории граждан, основанием для снятия с учета послужило свидетельство о государственной регистрации права собственности на "данные изъяты" доли жилого дома, расположенного в "адрес", зарегистрированное 18.07.2012г. Данный дом был приобретен на материнский капитал, т.к. проживать ей с семьей было совершенно негде, он представляет собой небольшой жилой домик, общей площадью "данные изъяты" кв.м., в том числе жилой площадью "данные изъяты" кв.м. Согласно техническому паспорту процент износа указанного дома по состоянию на 2009 год составил 41 %.
При вынесении решения жилищной комиссией не было проведено обследование жилого дома, акт обследования жилищно-бытовых условий не составлялся, а указанная норма жилой площади на 1 человека 9 кв.м. в данном жилом помещении неверно определена как достаточная норма по предоставлению жилого помещения и что она исключает её нуждаемость в жилом помещении.
Она состояла в очереди по льготной категории граждан и на основании решения Гурьевского городского Совета народных депутатов от 28.03.2006г. N 68 нормой предоставления жилого помещения по договору социального найма является норма не менее 13 кв.м.
При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности (ч.7 ст.57 ЖК РФ). Согласно ст.46 Конституции РФ гарантируется судебная защита прав и свобод гражданина независимо от того, какая инстанция или лицо приняло решение, нарушающее права и свободы человека, оно может быть обжаловано в судебном порядке.
С учетом уточнений просит признать незаконным решение жилищной комиссии администрации Гурьевского муниципального района о снятии её с учета как нуждающейся в жилом помещении по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей", постановление администрации Гурьевского муниципального района от 1.11.2012г. о снятии её с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении, обязать жилищную комиссию поставить её на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, по категории "дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" и взыскать с ответчика судебные издержки по оплате госпошлины в сумме "данные изъяты" рублей и за составление заявления в размере "данные изъяты" рублей.
Представитель администрации Гурьевского муниципального района ФИО5, действующая на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ, требования Кравец Н.Г. не признала.
Решением Гурьевского городского суда Кемеровской области от 10 января 2013 года постановлено:
Заявление Кравец Н.Г. о признании незаконными решения жилищной комиссии администрации Гурьевского муниципального района и постановления администрации Гурьевского муниципального района о снятии её с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении удовлетворить полностью. Заявление Кравец Н.Г. о взыскании судебных издержек удовлетворить частично.
Признать незаконным решение жилищной комиссии администрации Гурьевского муниципального района N 11 от 01.11.2012 года о снятии с учета Кравец Н.Г. как нуждающейся в жилом помещении по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Признать незаконным постановление администрации Гурьевского района N 2105 от 01.11.2012г. в части снятия с учета Кравец Н.Г. в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Обязать жилищную комиссию администрации Гурьевского муниципального района восстановить в очереди Кравец Н.Г. под номером 115 от 26.11.2004г. по учету граждан, нуждающихся в жилом помещении по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Взыскать с администрации Гурьевского муниципального района в пользу Кравец Н.Г. судебные издержки в размере "данные изъяты" рублей за составление заявления в суд.
В апелляционной жалобе представитель администрации Гурьевского муниципального района ФИО6, действующий на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ, просит решение суда отменить, указывая, что Кравец Н.Г. приобрела жилое помещение по адресу: "адрес", площадь которого на каждого члена семьи превышает учетную норму, установленную на территории Гурьевского района (8 кв.м.), Кравец Н.Г. обеспечена жилым помещением, в связи с чем ее нуждаемость не подтвердилась.
Считает, что заседание жилищной комиссии правомочно, кворум на заседании жилищной комиссии состоялся, так как постоянными членами жилищной комиссии является 8 человек (на заседании присутствовало 6 членов комиссии), главы городских и сельских поселений приглашаются "по согласованию" в случае решения вопроса, затрагивающего их интересы, и не являются членами комиссии. Данная позиция была разъяснена суду представителем администрации Гурьевского муниципального района, а также подтверждена членами комиссии, вызванными в качестве свидетелей.
Выводы суда о том, что протокол заседания комиссии о снятии Кравец Н.Г. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении оформлен задним числом, не соответствуют действительности и заявительницей не представлено в суд никаких доказательств указанного довода. Члены жилищной комиссии свидетельствовали о том, что именно 01.11.2012г состоялось заседание жилищной комиссии, на котором обсуждался вопрос о снятии Кравец Н. Г. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако суд не дал должную оценку свидетельским показаниям.
Кравец Н.Г. представила возражения относительно апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации Гурьевского муниципального района ФИО5, поддержавшую доводы жалобы, и Кравец Н.Г., просившую решение суда оставить без изменения, рассмотрев дело в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Как усматривается из материалов дела, Кравец Н.Г. была поставлена на учет в администрации Гурьевского муниципального района на получение жилого помещения по льготной категории граждан "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" 26.11.2004 года, номер очереди 115 (л.д. 32).
01 ноября 2012 года состоялось заседание жилищной комиссии администрации Гурьевского муниципального района, которой было принято решение N 11 о снятии Кравец Н.Г. с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, поскольку было установлено, что на основании свидетельства о государственной регистрации права от 18.07.2012 года Кравец Н.Г. принадлежит "данные изъяты" доли жилого дома по адресу: "адрес", площадь дома "данные изъяты" кв.м., на человека приходится 9 кв.м. (л.д.5-6).
На основании данного решения и п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ администрацией Гурьевского муниципального района вынесено постановление от 01 ноября 2012 года N 2105 о снятии Кравец Н.Г. с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д.15).
Разрешая заявленные Кравец Н.Г. требования, суд пришел к выводу об их удовлетворении.
При этом суд исходил из того, что имелись грубые нарушения процедурного характера при принятии решения жилищной комиссией, и что при расчете площади жилого помещения на каждого члена семьи необходимо было исходить из установленной Решением Гурьевского районного Совета народных депутатов N 68, принятого 28.03.2006г., нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде в размере 13 кв.м., а не из учетной нормы 8 кв.м.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу ч.ч.4,5 ст.50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Согласно ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (ч.1).
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ч.2).
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения из жилищного фонда социального использования предоставляются вне очереди.
При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49 и часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст.55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Пунктом 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ установлено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Решением Гурьевского районного Совета народных депутатов N 68 от 28.03.2006г. норма жилой площади жилого помещения для постановки граждан на учет для улучшения жилищных условий установлена в размере 8 кв.м. (л.д. 35).
Из приведенных положений действующего федерального законодательства с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации и правового акта органа местного самоуправления следует, что категория лиц - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, вправе претендовать на получение жилого помещения по основаниям, предусмотренным п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, и, соответственно, состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения по указанному основанию при соблюдении общих условий относительно их нуждаемости в жилом помещении, т.е. при обеспеченности жилой площадью менее 8 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Из материалов дела следует, установлено судом и не оспаривается сторонами, что с 18.07.2012 года семье Кравец Н.Г., состоящей из четырех человек, принадлежит жилое помещение в виде жилого дома по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м., то есть на каждого члена семьи приходится 9 кв.м. Кравец Н.Г. является собственником "данные изъяты" доли указанного дома (л.д.5-6). Таким образом, имеющаяся у заявительницы жилая площадь превышает установленную учетную норму, что свидетельствует о том, что в настоящее время Кравец Н.Г. утрачены основания, дающие ей право на получение жилого помещения по договору социального найма. Соответственно, указанные обстоятельства являются основанием для снятия Кравец Н.Г. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При таких данных постановление администрации Гурьевского муниципального района от 1.11.2012г. N 2105 в части снятия Кравец Н.Г. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении следует признать законным.
По указанным основаниям доводы заявителя и выводы суда о том, что при решении вопроса о снятии Кравец Н.Г. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении при расчете обеспеченности жилой площадью необходимо исходить из нормы предоставления площади жилого помещения в размере 13 кв.м. общей площади на 1 человека, а не из учетной нормы в размере 8 кв.м., не соответствуют закону.
Постановлением администрации Гурьевского муниципального района от 25.04.2012г. N 619 утверждена комиссия по жилищным вопросам на территории Гурьевского муниципального района и Положение об этой комиссии (л.д.9-14).
Названным Положением установлено, что комиссия является совещательным органом и рассматривающим заявления граждан по вопросам предоставления жилых помещений по договорам социального найма (п.1.2). решения комиссии носят рекомендательный характер (п.5.4). решения комиссии оформляются в виде протокола и подписываются председателем комиссии, ее членами и секретарем комиссии (п.5.5). в соответствии с решением комиссии секретарь комиссии в течение 3 рабочих дней готовит соответствующий проект постановления администрации Гурьевского муниципального района и направляет в установленном порядке на подпись главе Гурьевского муниципального района. В течение 3 рабочих дней с момента принятия постановления администрации Гурьевского муниципального района секретарь комиссии уведомляет гражданина о принятом решении (п.5.7).
Приведенные нормы Положения свидетельствуют о том, что решение комиссии по жилищным вопросам на территории Гурьевского муниципального района по вопросу снятия с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях само по себе не порождает каких-либо правовых последствий для гражданина. Правовым актом, имеющим юридическое значение для гражданина в данном вопросе, является постановление Главы Гурьевского муниципального района о снятии его с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При разрешении спора суд пришел к выводу, что оспариваемое решение комиссии по жилищным вопросам на территории Гурьевского муниципального района от 1.11.2012 года N 11 было принято с грубыми нарушениями процедурного характера, вследствие чего является незаконным.
Принимая во внимание, что указанное решение комиссии не является правовым актом, влекущим возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей для Кравец Н.Г., в то же время обстоятельства, установленные комиссией, связанные с наличием у Кравец Н.Г. жилой площади в размере более учетной нормы, нашли свое подтверждение при рассмотрении дела, и именно эти обстоятельства имеют правовое значение для решения вопроса о законности снятия ее с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то вышеуказанные выводы и суждения суда относительно оспариваемого решения комиссии по жилищным вопросам не могут повлиять на законность постановления администрации Гурьевского муниципального района от 1.11.2012г. N 2105 в части снятия Кравец Н.Г. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Таким образом, судом были неправильно применены нормы материального права, что привело к неправильному разрешению спора.
В соответствии с частью 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Поскольку в ходе судебного разбирательства доводы Кравец Н.Г. о незаконности постановления администрации Гурьевского муниципального района N 2105 от 01.11.2012г. не нашли своего подтверждения, судебная коллегия полагает необходимым решение суда отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении требований заявителя отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гурьевского городского суда Кемеровской области от 10 января 2013 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления Кравец Надежды Геннадьевны о признании незаконными решения жилищной комиссии администрации Гурьевского муниципального района и постановления администрации Гурьевского муниципального района от 1.11.2012 года N 2105 о снятии её с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении отказать в полном объеме.
Председательствующий: Шалагина О.В.
Судьи: Евтифеева О.Э.
Безденежных Д.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.