Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Сорокина А.В.,
судей Чуньковой Т.Ю., Проценко Е.П.,
при секретаре Ветровой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сорокина А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Главного управления Министерства внутренних дел по Кемеровской области ФИО6
на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 17 октября 2012 г. по делу иску ФИО2 к Главному управлению Министерства Внутренних Дел Российской Федерации в Кемеровской области о признании незаконным решения о назначении пенсии,
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратилась в суд с иском к ГУ МВД РФ в Кемеровской области о возложении обязанности включить в её трудовой стаж для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с п. "б" статьи 13 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" периоды проживания с супругом военнослужащим с 30.11.1979 г. по 24.10.1982 г. - 2 года 10 месяцев 24 дня, с 15.02.1983 г. по 01.03.1984 г. - 1 год 16 дней, с 24.07.1985 г. по 16.02.1986 г. - 6 месяцев 22 дня и с 10.01.1990 г. по 01.01.1992 г. - 1 год 11 месяцев 21 день, а всего 6 лет 5 месяцев 23 дня.
Требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей пенсии за выслугу лет в связи с достижением 45-летнего возраста, наличием общего трудового стажа более 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет служба в Государственной противопожарной службе МЧС России (МВД России) на основании п. "б" статьи 13 Закона РФ от 12.02.1993г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ N начальника отдела пенсионного обслуживания центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Кемеровской области ей было отказано в назначении пенсии по мотивам, что справка о подтверждении периода ее проживания с мужем (военнослужащим) в местности, где отсутствовала возможность трудоустройства, выдана неуполномоченным органом и что необходима справка не военного комиссариата, как определено Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, а справка воинской части, как определено приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N.
Отказ в назначении ей пенсии считает незаконным, поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время она проходит службу в Государственной противопожарной службе МЧС России на должностях начальствующего состава. При этом общий трудовой стаж составляет 29 лет, из которых 16 лет - служба в ГПС.
Утверждает, что ее супруг являлся военнослужащим по контракту, проходил службу в отдаленных местах - обособленных гарнизонах и воинских частях. В период с 30.11.1979 г. по 24.10.1982 г., с 15.02.1983 г. по 01.03.1984 г., с 24.07.1985 г. по 16.02.1986 г. и с 10.01.1990 г. по 06.10.1992 г. она проживала с супругом по месту прохождения им военной службы в местностях, где невозможно было трудоустроиться, и вынуждена была заниматься домашним хозяйством. Воинские части в настоящее время расформированы.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО6, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 17 октября 2012 г. постановлено:
Обязать Главное Управление Министерства Внутренних Дел России по Кемеровской области включить в трудовой стаж ФИО2 для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с п. "б" статьи 13 Закона РФ от 12.02.1993г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" периоды проживания с супругом военнослужащим ФИО1 с 30.11.1979 г. по 24.10.1982 г. - 2 года 10 месяцев 24 дня, с 15.02.1983 г. по 01.03.1984 г.-1 год 16 дней, с 24.07.1985 г. по 16.02.1986 г. - 6 месяцев 22 дня и с 10.01.1990 г. по 01.01.1992 г. - 1 год 11 месяцев 21 день, а всего 6 лет 5 месяцев 23 дня.
В апелляционной жалобе представитель Главного управления Министерства внутренних дел по Кемеровской области ФИО6 просит решение суда отменить и принять новое решение.
В жалобе указывает, что судом не принято во внимание, что ГУ МВД России по Кемеровской области не имеет полномочий по включению в трудовой стаж истца каких-либо периодов. Расчет выслуги лет составляется кадровыми подразделениями по месту службы сотрудников, в данном случае - ГУ МВД РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кемеровской области, которое уже включило спорные периоды в выслугу лет для назначения пенсии.
В функции Центра пенсионного обслуживания ГУ МВД России по Кемеровской области входит только назначение пенсии, а также организация ее выплаты, а не составление выслуги лет сотрудника (военнослужащего) с включением периодов для назначения пенсии, в связи с чем исполнение решения Главным управлением МВД России по Кемеровской области не представляется возможным.
Кроме того, указывает, что Главное управление не принимало решения об отказе истцу в назначении пенсии.
Ссылается также на то, что Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. N 555, на которые ссылалась истец, при разрешении вопроса о зачете в выслугу лет для назначения пенсии спорных периодов, применяться не могут, поскольку устанавливают порядок подсчета и подтверждения страхового стажа.
Судом также не принято во внимание, что понятие страхового стажа было введено ФЗ РФ от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в РФ" с 01.01.2002 г., т.е. уже после увольнения супруга ФИО2 из Вооруженных сил РФ.
Кроме того, суд также не принял во внимание, что периоды проживания истца совместно с супругом военнослужащим в местностях, где отсутствовала возможность ее трудоустройства по специальности, в страховой стаж не могут быть включены, так как истцом не производилась уплата страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.
Также указывает, что истцом представлена справка от ДД.ММ.ГГГГ N, выданная неуполномоченным органом - Военным комиссариатом Кемеровской области и не соответствует установленной Положением форме.
В возражениях на апелляционную жалобу истец ФИО2 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав истца ФИО2, просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы и представленных возражений, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом при рассмотрении дела допущено не было.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в ГУ МВД России по Кемеровской области отдел пенсионного обслуживания с заявлением о назначении ей пенсии на основании п."б" статьи 13 Закона РФ от 12.02.1993г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" - за выслугу лет в связи с достижением 45-летнего возраста, наличием общего трудового стажа более 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет служба в Государственной противопожарной службе МЧС России (МВД России).
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком было отказано в назначении ФИО2 пенсии по п. "б" ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N со ссылкой на то, что справка Военного комиссариата Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ, представленная ФИО2 в подтверждение периода ее проживания с мужем (военнослужащим) в местности, где отсутствовала возможность трудоустройства, выдана неуполномоченным органом и не соответствует установленной Положением форме. В связи с тем, что супруг ФИО2 был уволен в 1992 г., т.е. после 1990 г. ей следует представить справки командиров вышестоящих воинских частей, как определено приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д. 10-12).
Материалами дела также подтверждается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО2 проходит службу в Государственной противопожарной службе МЧС России на должностях начальствующего состава. При этом её общий трудовой стаж составляет 29 лет, из которых 16 лет - служба в ГПС, что подтверждается копией трудовой книжки.
Супруг истца - ФИО1 являлся военнослужащим по контракту, проходил службу в отдаленных местах - обособленных гарнизонах и воинских частях.
Как усматривается из материалов дела, истец проживала со своим супругом - военнослужащим ФИО1 по месту прохождения им военной службы в местностях, где невозможно было трудоустроиться, и вынуждена была заниматься домашним хозяйством в период с 30.11.1979 г. по 24.10.1982 г., с 15.02.1983 г. по 01.03.1984 г., с 24.07.1985 г. по 16.02.1986 г. и с 10.01.1990 г. по 06.10.1992 г ... Воинские части в настоящее время расформированы.
Совместное проживание истца при прохождении военной службы её супругом в указанные периоды времени документально подтверждено, в том числе имеющейся в материалах дела справкой военного комиссариата Кемеровской области по Ленинскому, Заводскому и Центральному районам г. Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ N, выданной на основании сведений личного дела ФИО1 (л.д. 13).
В соответствии со ст.13 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12.02.1993 г. N 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют:
а) лица, указанные в ст.1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более;
б) лица, указанные в ст.1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
При определении права на пенсию за выслугу лет в соответствии с п. "б" в части первой указанной статьи в общий трудовой стаж включаются:
а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (часть вторая введена Федеральным законом от 03.12.2007 N 319-ФЗ).
Положения вышеуказанного Закона определяют круг лиц, на которых распространяется действие Закона.
Как следует из пояснений представителя ответчика, данных как в суде первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции, сторона ответчика не оспаривает то обстоятельство, что на истца распространяется действие вышеуказанного Закона.
Статьей 5 Закона определены виды пенсий, право на которые приобретают лица, указанные в статье 1 Закона, а именно: за выслугу лет и по инвалидности.
Пенсии, предусмотренные пунктами "а" и "б" части 1 статьи 13 Закона являются пенсиями за выслугу лет.
Судебная коллегия обращает внимание на то, что в соответствии с п. "а" части 1 статьи 13 Закона пенсия за выслугу лет назначается независимо от возраста лицам, уволенным с военной службы либо со службы в правоохранительных органах, если их выслуга на день увольнения составила 20 лет и более. В изъятие из данного правила пенсия за выслугу лет может быть назначена и лицам, не имеющим на день увольнения полной выслуги лет, при наличии у них не менее 25 календарных лет общего трудового стажа, из которых не менее 12 лет шести месяцев должна составлять военная служба и (или) служба в правоохранительных органах. При этом законодатель установил дополнительные условия ее назначения: достижение на день увольнения 45-летнего возраста, а также увольнение со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, состоянием здоровья или организационно-штатными мероприятиями (пункт "б" части первой статьи 13).
Руководствуясь положениями действующего законодательства, установив вышеназванные обстоятельства и представленные сторонами доказательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о правомерности заявленного иска и удовлетворении заявленных исковых требований.
Данный вывод судебная коллегия находит правильным и обоснованным, сделанным на верном установлении обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, на основании всестороннего и полного исследования представленных суду доказательств.
Согласно положениям ст.ст. 55, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Недоказанность обстоятельств, на которые заявитель ссылается в обоснование своих требований, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Судебная коллегия приходит к выводу, что невключение в трудовой стаж истца периодов проживания с супругом военнослужащим является незаконным и противоречащим положениям ч. 4 ст.10 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ N "О статусе военнослужащих", согласно которому супругам военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по контракту, в общий трудовой стаж, необходимый для установления пенсии, засчитываются весь период проживания с супругами до 1992 года вне зависимости от мест дислокации воинских частей, с 1992 года - в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными.
С учетом периодов проживания супругов военнослужащих в отдаленных местностях, где они не могли устроиться на работу, назначается любой вид пенсии, право на который зависит от продолжительности общего трудового стажа.
При этом, основываясь на положениях п. 27.1. Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. N 555, судом первой инстанции обоснованно не были приняты во внимание доводы стороны ответчика о том, что истцом не были представлены доказательства в подтверждение права на получение пенсии по п. "б" ст. 13 вышеуказанного Закона РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в функции Центра пенсионного обслуживания ГУ МВД России по Кемеровской области входят только назначение пенсии, а также организация ее выплаты, а не составление выслуги лет сотрудника (военнослужащего) с включением периодов для назначения пенсии, являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании действующего законодательства, в связи с чем основанием для отмены решения суда служить не могут.
В силу ст. 50 Закона N 4468-1 работа по пенсионному обеспечению названных лиц осуществляется МВД РФ применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.
Согласно ст. 51 Закона N 4468-1 заявления о назначении пенсий подаются в пенсионные органы МВД РФ. К заявлениям прилагаются документы, необходимые для решения данного вопроса.
Перечень этих документов, а также порядок их оформления определены Инструкцией об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 27.05.2005 N 418 (в ред. от 01.08.2007 г.).
В соответствии с п.п. "б" п. 12.1. Инструкции для назначения пенсии кадровыми подразделениями по последнему месту службы увольняемого лица представляется расчет выслуги лет, который, как указано в пункте 8 Инструкции, согласовывается с пенсионным органом и объявляется лицу, оформляемому на пенсию, под роспись.
При этом в соответствии с п. 7 документы для назначения пенсий лицам, уволенным с военной службы (службы), а также членам семей умерших (погибших) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, органов налоговой полиции оформляются кадровыми подразделениями по последнему месту службы.
Согласно п. 8 Инструкции кадровым подразделением по последнему месту службы военнослужащего, сотрудника проверяются данные о прохождении службы, уточняются и подтверждаются периоды службы, подлежащие зачету на льготных условиях (при необходимости запрашиваются архивы), после чего составляется расчет выслуги лет для назначения пенсии, который согласовывается с пенсионным органом и объявляется лицу, оформляемому на пенсию, под роспись.
Пенсионными органами в силу пункта 6 Инструкции являются МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ по месту увольнения со службы.
Возвращение пенсионным органом расчета выслуги лет в кадровое подразделение по последнему месту службы без согласования фактически означает отказ пенсионного органа во включении в выслугу лет каких либо периодов, указанных в расчете, так как без данного согласования пенсия военнослужащему не может быть назначена.
Также являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда доводы жалобы о том, что периоды проживания истца совместно с супругом военнослужащим в местностях, где отсутствовала возможность ее трудоустройства по специальности, в страховой стаж не могут быть включены, так как истцом не производилась уплата страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.
В соответствии с п.п. 7 ч. 1 ст. 11 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются периоды проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности.
Указанные периоды подтверждаются, в силу п. 27.1 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, справками воинских частей, военных комиссариатов с указанием периода проживания.
Содержащиеся в апелляционной жалобе доводы направлены на переоценку обстоятельств и доказательств, служивших предметом подробного исследования и оценки суда первой инстанции, оснований для иной оценки суд апелляционной инстанции не усматривает.
Иных доводов, указывающих на нарушения норм материального или процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, в жалобе нет.
При этом все изложенные в решении суда выводы достаточно подробно мотивированы и основываются на исследованных доказательствах, которым суд дал надлежащую, отвечающую правилам статей 67, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и правильную по существу правовую оценку. Выводы суда соответствуют установленным судом фактам и закону, а поданная представителем ответчика жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, и не позволяет признать их ошибочными.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального права и нормы процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем изложенного оснований для отмены обжалуемого судебного акта в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 17 октября 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Главного управления Министерства внутренних дел по Кемеровской области ФИО6 - без удовлетворения.
Председательствующий: А.В.Сорокин
Судьи: Т.Ю. Чунькова
Е.П. Проценко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.