Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда
в составе председательствующего: Пастухова С.А.,
судей: Фроловой Т.В., Лавник М.В.,
при секретаре: Козловой Н.О.,
с участием прокурора Зотовой Г.Г.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Пастухова С.А.
гражданское дело по апелляционному представлению прокуратуры г. Березовский на решение Березовского городского суда от 06 марта 2013 года
по иску Прокурора г. Березовского Кемеровской области, действующего в защиту интересов ФИО1 к Администрации Березовского городского округа Кемеровской области о предоставлению жилого помещения по договору специализированного найма,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Березовского Кемеровской области обратился в суд с иском в защиту интересов ФИО1 к Администрации Березовского городского округа Кемеровской области о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма.
Требования обосновывает тем, что ФИО1 относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать ФИО7 лишена родительских прав решением ФИО2 городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО8 умер ДД.ММ.ГГГГ
В возрасте 18 лет по договору найма ФИО1 и ее сестре ФИО9 была предоставлена комната общей площадью "данные изъяты" по адресу: "адрес" "данные изъяты"
Решением ФИО2 городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9, ФИО1 и ее несовершеннолетняя дочь ФИО10, "данные изъяты" признаны не приобретшими права пользования жилым помещением.
На учёте в качестве нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения ФИО1 состоит в жилищном отделе ФИО2 г. ФИО2 с "данные изъяты" что подтверждается ответом на представление прокурора города об устранении нарушений жилищного законодательства в отношении ФИО1
Из ответа на представление прокурора также следует, что жилое помещение ФИО1 предоставлено быть не может в связи с отсутствием свободного жилищного фонда.
До настоящего времени жилое помещение по договору социального найма либо по договору найма специализированного жилого помещения ФИО1 не предоставлено, ФИО1 не реализовала своё право на обеспечение жилым помещением.
Прокурор просил ФИО2 ответчика предоставить ФИО1 однократно благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде жилого дома либо квартиры, площадью не менее "данные изъяты"
В судебном заседании представитель прокуратуры г. ФИО2 "адрес" ФИО11 исковые требования поддержал.
ФИО1 в судебное заседание не явилась.
Представитель ответчика ФИО2 городского округа в судебное заседание не явился.
Представитель третьих лиц - КУМИ ФИО2 городского округа и МКУ "Градостроительство и управление имуществом ФИО2 городского округа" в судебное заседание не явились.
Решением Березовского городского суда от 06.03.2013 г. постановлено (л.д. 92а-100):
В удовлетворении исковых требований Прокурора г. ФИО2 "адрес", действующему в защиту интересов ФИО1, к ФИО2 городского округа "адрес" о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма отказать.
В апелляционном представлении прокурор, участвующий в деле, ФИО11 просит отменить решение суда (л.д. 107-111).
Указывает, что применение очередности при предоставления жилья гражданам из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, нарушает прямое указание п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который обязывает предоставить жилье по достижении лицу 18 лет, а не в порядке очередности.
Суд в решении приводит ссылку на определение Конституционного суда РФ от 24.01.2013 г. N 120-О, которое было вынесено не по вопросу очередности предоставления жилого помещения, либо предоставления жилого помещения вне очереди, а по вопросу предоставления жилых помещений бывшим воспитанникам детских домов только до 23 лет и отказе в предоставлении жилья лицам, самостоятельно приобретшим жилые помещения, то есть данным определением спорным правоотношением не давалось иного толкования, не указывалось, что достижение 18 лет не является событием, при котором возникает обязанность предоставить жилое помещение.
Отказ суда в удовлетворении настоящего иска создает такую ситуацию, при которой уполномоченные органы перестанут осуществлять вышеуказанные действия, поскольку достижение 18 лет лицами названной категории не будет означать наступления обязанности предоставить жилье в соответствии со складывающейся судебной практикой.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, заслушав прокурора ФИО12, поддержавшую доводы апелляционного представления и просившую решение суда отменить, представителя ответчика - ФИО13, просившую отказать в удовлетворении апелляционной жалобы и оставить решение суда без изменения, рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда и принять новое решение по делу, которым удовлетворить иск, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 155.3 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В силу п. п. 1, 3, 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции действовавшей на момент рассмотрения дела судом первой инстанции, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
На основании п.6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта РФ (в том числе по вопросу обеспечения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) на основании законов субъекта РФ и в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления.
П. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005г. N 124-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями Кемеровской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Кемеровской области "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с абз. 2 п. 10 ст. 12 Федерального закона от 02.08.1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди органами местного самоуправления по месту нахождения данных учреждений либо по месту их прежнего жительства по их выбору.
В соответствии со ст. 1 Закона Кемеровской области от 27.12.2012 г. N 134-0З "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" настоящим законом устанавливается порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Согласно п. 1 ст. 5 приведенного закона гражданам, указанным в статье 1 указанного Закона и включенным в список, жилые помещения предоставляются на основании решения уполномоченного органа по договорам найма специализированных жилых помещений. При принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения уполномоченный орган делает запрос документов, указанных в пункте 5 статьи 3 настоящего Закона, для исключения обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии права на предоставление жилого помещения.
Согласно п. 3 ст. 5 приведенного закона по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться ребенку-сироте на территории муниципального образования, по которому он состоит в списке.
Согласно п. 4 ст. 5 приведенного закона предоставление жилого помещения ребенку-сироте осуществляется из специализированного жилого фонда Кемеровской области в соответствии с Законом Кемеровской области "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Кемеровской области" либо из специализированного жилищного фонда соответствующего муниципального образования - в случае наделения законом Кемеровской области органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.
Согласно п. 5 ст. 5 приведенного закона, договор найма специализированного жилого помещения заключается между ребенком-сиротой и уполномоченным органом, осуществляющим управление соответствующим жилищным фондом.
Судом установлено и из материалов дела следует, что родителями ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, являются: мать ФИО7, отец - ФИО14, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д. 9).
На основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя ФИО1 была отобрана от матери ФИО7 и передана на попечение органов опеки и попечительства.
Отец ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать - ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельствами о смерти (л.д. 62-63).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 находилась на очном обучении в профессиональном образовательном учреждении ГОУ НПО ПУ N, ДД.ММ.ГГГГ получила свидетельство об уровне квалификации по окончанию обучения, что подтверждается копией свидетельства (л.д. 13-15).
ФИО1, а также ее покойные родители, в собственности жилых помещений не имеют (л.д. 64-69).
На основании распоряжения главы ФИО2 г. ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N-р, ФИО1 принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как сирота, на общую очередь по "адрес", льготную очередь по "адрес" (л.д. 53).
Согласно справке МКУ "Градостроительство и управление имуществом ФИО2 ГО" от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 состоит на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории "сирота" с ДД.ММ.ГГГГ По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ очередь на предоставление жилого помещения из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - N (л.д. 74).
Согласно справок МКУ "Градостроительство и управление имуществом Березовскогого городского округа", в настоящее время свободный муниципальный жилищный фонд в виде жилых помещений общей площадью "данные изъяты" по Березовскому городскому округу отсутствует. Запланировано строительство 3-х квартир для категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в "данные изъяты" "адрес" (л.д. 38-39).
В настоящее время ФИО1 проживает в "адрес", жилым помещением по договору социального найма либо по договору найма специализированного жилого помещения, до сих пор не обеспечена.
Установив, что ФИО1 имеет статус ребенка-сироты, закрепленного за ней жилого помещения не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, не является, ФИО1 в установленном законом порядке была поставлена ответчиком на учет нуждающихся в предоставлении жилья по категории детей-сирот, суд, отказывая в иске, пришел к выводу о том, что права ФИО1 на предоставление специализированного жилого помещения ответчиком не нарушены, поскольку указание в законе на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения по достижении ребенком-сиротой 18-летнего возраста связано не с обязанностью органа местного самоуправления незамедлительно предоставить такое жилое помещение, а с указанием на распространение на граждан указанной категории права пользоваться мерами социальной поддержки, в том числе предоставлением жилого помещения, уже будучи совершеннолетним и до достижения 23 летнего возраста, а следовательно предоставление специализированных жилых помещений лицам из числа детей-сирот с ДД.ММ.ГГГГ должно осуществляеться в порядке очередности по списку, в то время, как в распоряжении ФИО2 городского округа отсутствуют жилые помещения специализированного жилого фонда площадью "данные изъяты"., в связи с чем предоставить такие жилые помещения всем лицам, состоящем на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, не представляется возможным.
С данными выводами судебная коллегия не согласна, поскольку данные выводы основанным на не правильном толковании закона.
Пунктом 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действительно предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Однако, в указанном пункте, как и в других положениях названного закона, отсутствует указание на то, что жилое помещение должно быть предоставлено в порядке очередности по названному списку. Законодательством субъекта РФ, - Кемеровской области, - также не предусмотрена очередность при предоставлении жилья лицам указанной категории.
При этом, согласно указанной норме целью формирования списка является, среди прочего, заблаговременный учет детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда. Таким образом, данный список необходим для учета детей, которые имеют право на получение жилья по достижении им 18-летнего возраста, а не для того, чтобы руководствоваться данным списком при решении вопроса, кто первый из достигших 18 лет граждан должен получить жилье, кто второй и так далее. Список же нужен для того, чтобы уполномоченные органы вели учет граждан, имеющих право на предоставление жилья, отслеживали наступление ими 18-летнего возраста и планировали предоставление жилья в связи с наступлением данного события.
Поскольку, как указал суд, ФИО1 относится к числу детей-сирот, не обеспечена жильем, внесена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, достигла 18 летнего возраста, то в соответствии с пунктом 1 ст. 8 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ), ФИО1 должна быть обеспечена жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения без какой бы то ни было очередности, поскольку из анализа приведенных норм права следует, что законодатель связывает обязанность предоставления детям-сиротам жилого помещения, при соблюдении иных условий установленных в п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", именно с достижением ребенком-сиротой 18 лет, в то время как указание на предоставление сиротам жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в порядке очередности по списку, в законе отсутствует.
С учетом изложенного, суд находит заслуживающими внимания доводы апелляционного представления.
Учитывая, что в настоящее время ФИО1 жилое помещение как ребенку-сироте, не предоставлено, ФИО1 состоит на учете в ФИО2 городского округа, как нуждающаяся в получении жилого помещения по договору социального найма вне очереди по категории, дети-сироты, судебная коллегия приходит к выводу о том, что жилое помещение ей должно быть предоставлено на основании решения органа местного самоуправления по договору найма специализированного жилого помещения, а именно ФИО2 городского округа.
При таких данных решение суда нельзя признать законным и обоснованным, и оно подлежит отмене, судебная коллегия считает необходимым принять новое решение по делу, удовлетворив иск.
Судебная коллегия находит, что отсутствие специализированного жилищного фонда, для предоставления жилых помещений детям-сиротам, как и отсутствие финансирования на его (фонда) создание, равно, как и отсутствие в муниципальном жилищном фонде свободных жилых помещений, не исключает ответственность органов местного самоуправления по предоставлению жилья данной категории детей, поскольку обеспечение жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.
Кроме того, непосредственное обеспечение детей-сирот жилой площадью, в том числе по договорам найма специализированного жилого помещения, возлагается п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005г. N 124-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", именно на органы исполнительной власти по месту жительства этих детей.
В соответствии с ч. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ, по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются детям-сиротам, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ст. 673 ГК РФ объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, часть квартиры или жилого дома).
Согласно ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Определяя размер жилого помещения, которое должно быть предоставлено ФИО1, судебная коллегия исходит из нормы предоставления жилой площади по г. Березовский по договору социального найма на одиноко проживающего гражданина 33 кв.м., утвержденной Распоряжением администрации г. Березовского от 29.07.2005 г. N 626-Р "Об утверждении порядка определения размера дохода и стоимости имущества, подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими".
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что ФИО1 на основании ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" должно быть предоставлено по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м., расположенное в черте г. ФИО2, отвечающее техническим и санитарным требованиям, пригодное для заселения и проживания, обязанность по предоставлению которого должна быть возложена на орган местного самоуправления - ФИО2 городского округа.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Березовского городского суда от 06 марта 2013 года отменить, принять по делу новое решение, которым:
Обязать Администрацию Березовского городского округа Кемеровской области предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 33 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное в черте города Березовского Кемеровской области, отвечающее техническим и санитарным требованиям, пригодное для заселения и проживания.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.