Апелляционное определение СК по гражданским делам Кемеровского областного суда от 25 апреля 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Пискуновой Ю.А.
судей: Третьяковой В.П., Гордиенко А.Л.
при секретаре: Арикайнен Т.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пискуновой Ю.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе М на решение Орджоникидзевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ года
по иску М к СТ, СА, Администрации г. Новокузнецка о признании и восстановлении нарушенного права при передаче жилого помещения в собственность, о признании договора приватизации недействительным в части не включения в число собственников жилого помещения несовершеннолетнего члена семьи
УСТАНОВИЛА:
М. обратился в суд с иском к СТ СА Администрации г. Новокузнецка о признании и восстановлении нарушенного права при передаче жилого помещения в собственность, о признании договора приватизации недействительным в части не включения в число собственников жилого помещения несовершеннолетнего члена семьи.
С учетом уточненных требований просит признать право на приватизацию квартиры "адрес", в связи с не включением его, М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в Договор N от ДД.ММ.ГГГГ года о передачи квартиры в собственность - нарушенным; восстановить его нарушенное право на приватизацию указанную квартиры, включить его, как члена семьи нанимателя в приватизацию на данную квартиру; признать Договор N от ДД.ММ.ГГГГ года о передаче квартиры частично недействительным, в связи с его не включением в договор.
Требования мотивированы тем, что он является сыном СТ.
В декабре ДД.ММ.ГГГГ года его матери и отчиму С была предоставлена администрацией г. Новокузнецка квартира по адресу: "адрес" он и его младший брат СА, так же как его мать и отчим были включены в ордер N N на данную квартиру.
19.03.1993 года СТ., СА. и С. заключили Договор N о передаче квартиры по "адрес", в результате которого они стали собственниками квартиры.
В момент заключения договора он был несовершеннолетним (ему было 14 лет), и в договор о передаче квартиры в собственность включен не был. О том, что он не включен в договор о передаче квартиры в собственность, ему стало известно только осенью 2012 года, когда его брат решил разделить спорную квартиру.
В настоящее время собственниками данной квартиры являются его мать СТ. и брат СА., его отчим, С умер ДД.ММ.ГГГГ года.
Он состоит на регистрационном учете в данной квартире, но проживает со своей семьей по другому адресу.
Считает, что при заключении Договора N о передачи квартиры в собственность были нарушены его права, поскольку на момент заключения договора, он являлся членом семьи нанимателя и имел равные права пользования данным жилым помещением.
Решением Орджоникидзевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ года постановлено:
В удовлетворении исковых требований М. к СТ СА Администрации г. Новокузнецка о признании и восстановлении нарушенного права при передаче жилого помещения по "адрес" в собственность, о признании договора приватизации недействительным в части не включения в число собственников жилого помещения несовершеннолетнего члена семьи - отказать.
В апелляционной жалобе М. с решением суда не согласен, просит его отменить как незаконное и необоснованное.
Указывает, что суд незаконно определил договор приватизации ничтожной сделкой, тогда как договор приватизации является оспоримой сделкой, и срок давности начинает течь со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушенном праве, то есть с ноября 2012года.
Изучив материалы дела, выслушав ответчика СА., просившего оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии со ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.
Одно из таких изъятий установлено п.1 ст. 181 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 21.07.2005г. N109-ФЗ), согласно которому срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
Согласно ст. 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ДД.ММ.ГГГГ года СТ. на основании ордера была предоставлена квартира, расположенная по адресу г "адрес" для ее проживания и членов ее семьи (л.д.9).
В ордер были включены в качестве членов семьи нанимателя СТ в том числе ее сын от первого брака - М
На основании договора о передаче квартиры в собственность граждан, указанная квартира была передана в совместную собственность граждан СТ., СА., С. (л.д.6).
Из заявления на приватизацию от ДД.ММ.ГГГГ года усматривается, что М будучи несовершеннолетним, не участвовал в приватизации жилья (л.д. 39).
Как указывает истец в своем заявлении, о своем нарушенном праве он узнал осенью 2012года.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции, со ссылкой на ч.1 ст.181 ГК РФ сделал правильный вывод о том, что истцом был пропущен срок исковой давности, который составляет три года с момента исполнения сделки.
При этом судом было учтено, что в момент исполнения сделки истец был несовершеннолетним и не мог защитить свои права, следовательно, срок исковой давности начинает течь с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента его совершеннолетия.
С момента совершеннолетия М. вправе мог узнать о нарушении своего права, заявить о своих правах на спорное жилое помещение в течение трех лет.
Судебная коллегия согласна с данным выводом суда.
Довод апелляционной жалобы, что срок давности начинает течь со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушенном праве, то есть с ноября 2012года, поскольку сделка является оспоримой, судебная коллегия считает несостоятельным.
Как правильно было указано судом первой инстанции, истцом были заявлены требования о признании договора приватизации частично недействительным на основании ст.168 ГК РФ.
Течение срока о применении последствий недействительности ничтожной сделки регулируется ч.1 ст.181 ГК РФ.
Согласно п.1 ст.181 ГК РФ предусмотрена специальная норма, в соответствии с которой начало течения срока исковой давности по требованию о признании сделки недействительной определяется не субъективным фактором - осведомленностью определенного лица о нарушении его прав, а объективным обстоятельством, характеризующим начало исполнения сделки.
Указывая в апелляционной жалобе на то, что сделка является оспоримой, апеллянт не обосновывает, почему он полагает данную сделку оспоримой.
При таких данных судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда является законным и обоснованным, и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Орджоникидзевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу М - без удовлетворения.
Председательствующий: Ю.А. Пискунова
Судьи: В.П. Третьякова
А.Л. Гордиенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.