Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Сорокина А.В.,
судей: Курпас И.С., Краевой Л.В.,
при секретаре: Мухопад Е.С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Сорокина А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации Беловского городского округа ФИО7 (доверенность N от ДД.ММ.ГГГГ)
на решение Беловского городского суда Кемеровской области от 06 февраля 2013 г. по делу по иску ФИО1 к Администрации Беловского городского округа о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации Беловского городского округа о предоставлении жилого помещения.
Требования мотивировала тем, что она является инвалидом 2 группы с диагнозом " "данные изъяты"", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала в ГБУ КО " "данные изъяты"".
В октябре 2010 г. она обратилась с заявлением в Администрацию г. Белово о признании ее нуждающейся в жилом помещении, так как она является инвалидом.
Распоряжением Администрации Беловского городского округа N 2079-р от 20.10.2010 г. она была включена в список граждан, нуждающихся в получении жилых помещений при Администрации Беловского городского округа в соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, Федеральным законом от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", Законом Кемеровской области от 17.11.2006 г. N 129-ОЗ "О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений".
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ она состоит в общем списке предоставления жилых помещений при Администрации Беловского городского округа.
Считает, что включение ее в общий список предоставления жилья нарушает ее жилищное право, предусмотренное Жилищным кодексом РФ и Конституцией РФ, так как она является инвалидом второй группы с детства с диагнозом "умеренная умственная отсталость"
Данное заболевание относится к списку заболеваний утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378, дающих право на внеочередное предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма, состоящим не учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Она является инвалидом 2 группы по заболеванию, включенному в перечень заболеваний и дающему право на дополнительную жилую площадь, установленную постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 г. N 817.
Предоставление жилых помещений вне очереди, не предполагает включение граждан в какую - либо очередь.
Просит обязать Администрацию Беловского городского округа предоставить ей вне очереди по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение в установленном в Кемеровской области порядке, площадью не менее 33 кв.м.
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась.
Представитель истца ФИО6, действующая на основании нотариальной доверенности, исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ФИО7, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала.
Решением Беловского городского суда Кемеровской области от 06 февраля 2013 г. постановлено:
Обязать Администрацию Беловского городского округа предоставить ФИО1 вне очереди жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное, отвечающее техническим и санитарным нормам, расположенное в границах г. Белово, Кемеровской области размером не менее 33 квадратных метров.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Беловского городского округа ФИО7 просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Указывает на несогласие с выводом суда о том, что Администрацией Беловского городского округа истец была поставлена в общий список на очередь в качестве нуждающийся в улучшении жилищных условий, поскольку последняя была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с Законом Кемеровской области от 17.11.2006 г. N 129-ОЗ "О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам соц.найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений".
Указанным законом предусмотрено, что к категории граждан имеющим право на получение жилых помещений относятся инвалиды. При этом не установлено, что они должны подтверждать свой статус малоимущности.
При этом предоставление жилых помещений инвалидам согласно ст.2 указанного закона осуществляется из жилищного фонда Кемеровской области, а не муниципального образования.
Статьей 57 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения
предоставляются гражданам в порядке очередности и лишь отдельным
категориям предоставляются вне очереди.
При постановке на учет ФИО1 не были предоставлены документы, что она относится к льготной категории граждан, имеющим право на предоставление жилого помещения вне очереди.
После постановки на очередь истец не обращалась в Администрацию Беловского городского округа с документами, подтверждающими такое право.
Не согласна с выводом суда о том, что у ФИО1 имеется медицинское заключение от 12.12.2012 г., согласно которому она имеет заболевание, дающее право на внеочередное предоставление жилья и статус малоимущего, в соответствии с нормами действующего законодательства, подтверждать не нужно.
Ссылаясь на положения ст.49 ЖК РФ, определение Конституционного суда РФ от 12.04.2011 г. указывает, что для предоставления жилого помещения истцу вне очереди необходимо признание ее малоимущей.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В порядке ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Статьей 198 ГПК РФ установлено, что в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Между тем, данным требованиям закона решение суда первой инстанции не соответствует.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 настоящего Кодекса перечне.
В целях реализации положений ст. 40 ч. 3 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
Содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Кроме того, как следует из п. 2.1. Определения Конституционного суда РФ N 551-О-О от 12.04.2011 г., в соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 12.04.2011 N 551-О-О к лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации). Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 17). При этом не исключается обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Жилищным кодексом Российской Федерации установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации). К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесено установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (пункт 2 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким законом в Кемеровской области является Закон Кемеровской области N 65-ОЗ от 10.06.2005 года "О порядке признания органами местного самоуправления граждан малоимущими".
Частями 3 и 5 статьи 52 Жилищного кодекса РФ, установлено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных документов органом, осуществляющим принятие на учет.
Следовательно, в силу Жилищного кодекса РФ органом, осуществляющим принятие на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, является орган местного самоуправления, а право на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке на основании нормы статьи 57 ЖК РФ имеют лица малоимущие и нуждающиеся в жилых помещениях.
Как усматривается из материалов дела, Распоряжением Администрации г. Белово N-р от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании в соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", Законом Кемеровской области от 17.11.2006 г. N 129-ОЗ "О категории граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений" (л.д. 29).
Удовлетворяя заявленные ФИО1 исковые требования о предоставлении жилого помещения, суд первой инстанции не учел, что истец в соответствии со ст. 57 ЖК РФ малоимущей не признана, не обращалась с заявлением в орган местного самоуправления о признании её малоимущей для целей предоставления ей жилого помещения в порядке ст. 57 ЖК РФ.
Таким образом, при рассмотрении дела, судом первой инстанции не правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, не правильно применен материальный закон.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.
Требований о признании малоимущей ФИО1 не заявлялось, предусмотренные ст.ст. 52, 57 ЖК РФ процедуры признания её малоимущей, бездействие органа местного самоуправления по принятию решений, необходимых для соблюдения указанной выше процедуры, либо оспаривание отказа органа местного самоуправления, истцом не обжалуется.
При таких обстоятельствах у суда отсутствовали правовые основания для возложения на ответчика - Администрацию Беловского городского округа обязанности предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма вне очереди.
В соответствии с ч. 2 ст. 330 ГПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Учитывая, что по настоящему делу сбор дополнительных доказательств не требуется, судебная коллегия полагает возможным постановить по делу новое решение, отказав ФИО1 в удовлетворении заявленных исковых требований к Администрации г. Беловского городского округа о предоставлении жилого помещения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Беловского городского суда Кемеровской области от 06 февраля 2013 года отменить, принять по делу новое решение.
Отказать ФИО1 в удовлетворении заявленных исковых требований к Администрации Беловского городского округа о предоставлении жилого помещения.
Председательствующий: А.В. Сорокин
Судьи: И.С. Курпас
Л.В. Краева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.