Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи
Погудиной Т.С.
судей
Кощеева А.В., Сметаниной О.Н.
при секретаре
Ковалевой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заместителя руководителя Государственной инспекции труда - заместителя главного государственного инспектора труда в Кировской области (по охране труда) Санникова С.В. на решение Ленинского районного суда г. Кирова от 25 декабря 2012 года, вынесенное по гражданскому делу по заявлению Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка РФ (Банка России) Кировского областного управления инкассации-филиала Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) о признании недействительным решения N от "дата" по жалобе на п. 4 предписания об устранении нарушения трудового законодательства и иных нормативно правовых актов, содержащих нормы трудового права, которым постановлено:
Удовлетворить заявление Кировского областного управления инкассации филиала Российского объединения инкассации (РОСИНКАС).
Признать недействительным Решение N-К 2012 от "дата" по жалобе на п. 4 Предписания об устранении нарушения трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, вынесенного заместителем руководителя Государственной инспекции труда - заместителем главного государственного инспектора труда в Кировской области (по охране труда) Санниковым С.В.
Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Кощеева А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кировское областное управление инкассации-филиала Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения Государственной инспекции труда в Кировской области N от "дата". В обосновании указано, что начальнику Кировского областного управления инкассации-филиала Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) по результатам проверки Государственной инспекцией труда в Кировской области вынесено Предписание об устранении нарушения трудового законодательства и иных нормативно правовых актов, содержащих нормы трудового права от "дата" N. Заявителем в адрес Государственной инспекцией труда в Кировской области направлено возражение на п. 4 Предписания N об исключении данного пункта, поскольку Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 года N 870 не реализовано и не подлежит применению. "дата" заявителем получено Решение N от "дата" по жалобе на п. 4 предписания об устранении нарушения трудового законодательства и иных нормативно правовых актов, содержащих нормы трудового права. Заявитель считает, что вынесенное Решение является не соответствующим фактическим обстоятельствам, действующему законодательству, не подтверждено истребованными в проверке документами и подлежит признанию недействительным. Ссылаются, что в оспариваемом решении игнорированы данные аттестации рабочих мест, зафиксированные в Карте аттестации рабочего места по условиям труда водителя автомобиля (УАЗ) - инкассатора. Заявитель не нарушал каких-либо императивных норм Трудового кодекса РФ, а также подзаконных норм, касающихся данной сферы, в том числе, постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 года N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного отпуска оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда". Требования локальных нормативных актов заявителем также соблюдаются. Просил признать недействительным решение N от "дата" по жалобе на п. 4 Предписания об устранении нарушения трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, вынесенного заместителем руководителя Государственной инспекции труда - заместителем главного государственного инспектора труда Кировской области Санниковым С.В.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением суда не согласен заместитель руководителя Государственной инспекции труда - заместителя главного государственного инспектора труда в Кировской области (по охране труда) Санников С.В. В апелляционной жалобе ставит требование о его отмене. В обоснование указал, что суд не учел, что только проведением аттестации рабочих мест по условиям труда определяются вредные и опасные производственные факторы и выводы суда, что аттестация проводится только для определения лишь размера доплат, - несостоятельны. Рабочие места водителей - инкассаторов по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда отнесены к опасным и вредным условиям труда (класс вредности - 3.3), что подтверждается картами аттестации рабочих мест. Выводы суда в части определения по результатам аттестации рабочих мест размера доплат несостоятельны.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель РОСИНКАС по доверенности Перевалова А.Ю. указала на несогласие с изложенными в апелляционной жалобе доводами, считает, что при вынесении решения суд на основании представленных материалов полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, а также правильно применил нормы материального и процессуального права, в силу чего решение суда является законным и обоснованным.
В судебном заседании заместитель главного государственного инспектора труда в Кировской области (по охране труда) Санников С.В., начальник отдела государственной инспекции труда в Кировской области Косолапов В.И. требования и доводы жалобы поддержали, указали, что правовая позиция инспекции труда была признана законной Верховным Судом РФ в решении от 14 января 2013 года по делу N АУПИ12-1570. При установлении вредности минимальные льготы должны быть установлены.
Представители Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка РФ (Банка России) Кировского областного управления инкассации-филиала Российского объединения инкассации по доверенности Перевалов А.Ю., Кондратьева Л.И. в судебном заседании пояснили, что решение суда является законным и обоснованным, основания для его отмены либо изменения отсутствуют. Дополнительно указали, что в письме Министерства труда и социальной защиты РФ не указано на обязанность предоставления компенсаций. Кировское областное управление инкассации является филиалом юридического лица, действующего на основании устава и коллективного договора. Данными актами не предусмотрена возможность компенсации сотрудникам. Данный вопрос филиалом решаться не может и выходит за рамки его компетенции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений, заслушав стороны, судебная коллегия приходит к следующему:
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке в соответствии со ст. 330 ГПК РФ являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой статьи 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.
Установлено, что Государственной инспекцией труда в Кировской области "дата" ФИО1 начальнику Кировского областного управления инкассации - филиал Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка РФ выдано предписание N, согласно пункту 4 которого следует обеспечить компенсацию водителям-инкассаторам, занятым на работах с вредными условиями труда (рабочее место по степени вредности и опасности 3.3 - вредный) дополнительный оплачиваемый отпуск не менее 7 дней и повышенную оплату труда не менее 4%.
На предписание в указанной части начальником Кировского областного управления инкассации-филиала Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) ФИО1 подана жалоба руководителю Государственной инспекции труда в Кировской области.
По данной жалобе "дата" заместителем главного государственного инспектора труда в Кировской области (по охране труда) Санниковым С.В. принято решение N, согласно которому предписание от "дата" N признано правомерным. В связи с допущенной опиской в пункт 4 предписания от "дата" N внесены изменения, что основанием для установления компенсаций водителям-инкассаторам, занятым на работах с вредными условиями труда в виде дополнительного оплачиваемого отпуска не менее 7 дней и повышенной оплаты труда не менее 4% являются статьи 117 и 147 ТК РФ, а также пункт 1 постановления Правительства РФ от 20 ноября 2008 года N 870.
С указанным решением не согласился РОСИНКАС, что явилось поводом для подачи заявления.
Ленинский районный суд г. Кирова признал недействительным Решение N от "дата" по жалобе на пункт 4 Предписания об устранении нарушения трудового законодательства и иных нормативно правовых актов, содержащих нормы трудового права, вынесенного заместителем руководителя Государственной инспекции труда - заместителем главного государственного инспектора труда в Кировской области (по охране труда) Санниковым С.В.
Судебная коллегия приходит к выводу об ошибочности сделанных выводов по следующим основаниям.
Установлено, что в апреле 2008 года в РОСИНКАС проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. В картах аттестации рабочих мест водителей-инкассаторов по условиям труда указано, что по общей оценке условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса данные рабочие места отнесены к классу условий труда - 3.3.
В силу ст. 117 Трудового кодекса РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Согласно ст. 147 Трудового кодекса РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные ему федеральным законодателем полномочия, приняло Постановление от 20 ноября 2008 года N 870, которым установило работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест следующие компенсации: сокращенную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней; повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (пункт 1); поручило Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 6-месячный срок после вступления в силу данного Постановления установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций (пункт 2).
Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации признает основанием для предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, конкретные условия труда, определяемые по результатам аттестации рабочих мест, а не включение профессии, должности в какой-либо список или перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на соответствующие компенсации, как это было предусмотрено ранее.
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года N 342н, устанавливает требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформлению и использованию результатов аттестации, предусматривая комплексную оценку условий труда на рабочем месте с учетом класса (подкласса) условий труда, установленного по результатам оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам.
Гигиенические критерии оценки факторов рабочей среды, тяжести и напряженности трудового процесса и гигиеническая классификация условий труда по показателям вредности и опасности определяет "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда", утвержденное Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 29 июля 2005 года и применяемое согласно его пункту 1.2 с целью аттестации рабочих мест по условиям труда.
Руководство, исходя из степени отклонения фактических уровней физических, химических, биологических и иных факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов, подразделяет условия труда по степени вредности и опасности на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работников разделяют на 4 степени вредности (классы 3.1 - 3.4).
Следовательно, при установлении по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда 3 класса любой степени вредности работник независимо от того, поименована или нет его профессия, должность в Списке вредных профессий, имеет право на соответствующие компенсации в размерах, не ниже установленных Постановлением от 20 ноября 2008 года N 870. Вместе с тем в случаях, когда по данной профессии, должности Списком предусмотрены более высокие компенсации работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, подлежит применению Список, поскольку до настоящего времени не принят нормативный правовой акт, предусмотренный пунктом 2 Постановления от 20 ноября 2008 года N 870, позволяющий дифференцировать виды и размеры компенсаций в зависимости от степени вредности условий труда.
В предписании Госинспекции труда ставится требование об установлении именно минимальных компенсации для водителей-инкассаторов.
Таким образом, решение Государственной инспекции труда в Кировской области N от "дата" по жалобе на п. 4 предписания, соответствует требованиям действующего законодательства.
Доводы представителей РОСИНКАС о том, что в Уставе и коллективном договоре не предусмотрено предоставление компенсаций, а филиал не вправе самостоятельно их устанавливать, - являются несостоятельными, поскольку предоставление компенсаций предусмотрено действующими нормативными правовыми актами. Статус филиала организации для решения вопроса о соблюдении трудовых прав работников правового значения не имеет, поскольку не освобождает филиалы организаций от соблюдения норм трудового законодательства.
Так же коллегия находит ошибочной позицию представителей заявителя о том, что письмо Минтруда России от 13 февраля 2013 года фактически указывает на отсутствие обязанности работодателя до реализации Постановления Правительства РФ N 870 по установлению компенсаций за работы на вредных условиях труда. Напротив, в письме Министерства труда и социальной защиты РФ, которое принято с учетом решения Верховного суда РФ от 14 января 2013 года, указывается на право работодателя по результатам аттестации рабочий мест по условиям труда самостоятельно устанавливать одну или несколько компенсаций за работу на тяжелых, вредных условиях труда.
Поскольку судом первой инстанции неверно применены нормы материального права, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение отмене.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу заместителя руководителя Государственной инспекции труда - заместителя главного государственного инспектора труда в Кировской области (по охране труда) Санникова С.В. - удовлетворить.
Решение Ленинского районного суда г. Кирова от 25 декабря 2012 года отменить.
Отказать в удовлетворении требований Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка РФ (Банка России) Кировского областного управления инкассации-филиала Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) о признании недействительным решения N от "дата" по жалобе на п. 4 предписания об устранении нарушения трудового законодательства и иных нормативно правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.