Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего Шевченко Г.М.
судей Баталовой С.В., Мартыновой Т.А.
при секретаре Скрябиной А.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 16 апреля 2013 года дело по апелляционной жалобе администрации Арбажского района Кировской области на решение Яранского районного суда Кировской области от 05 февраля 2013 года, которым постановлено:
исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Котельничском районе к муниципальному казенному образовательному учреждению основная общеобразовательная школа д. Пишнур, к администрации Арбажского района об обязании исполнить действие удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа д. Пишнур в срок до 01.09.2013г.:
оборудовать на территории школы контейнерную площадку с контейнерами для мусора,
оборудовать спортивную площадку,
выполнить въезды на территорию школы из твердого покрытия,
подвести в туалете к умывальникам горячее водоснабжение,
отремонтировать полы, стены в помещениях школы,
организовать питьевой режим,
организовать производственный лабораторный контроль на пищеблоке,
принять меры по улучшению качества водопроводной воды.
В случае недостаточности у муниципального казенного образовательного учреждения основная общеобразовательная школа д. Пишнур денежных средств для осуществления вышеуказанных действий обязать администрацию Арбажского района профинансировать совершение указанных действий.
Заслушав доклад судьи областного суда Мартыновой Т.А., судебная коллегия областного суда
УСТАНОВИЛА:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Кировской области в Котельничском районе обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению основная общеобразовательная школа д. Пишнур, администрации Арбажского района, в обоснование иска указав на то, что в результате проведенных Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора в Котельничском районе в период с 13.06.2012 г. по 03.07.2012 г. плановой выездной проверки и в период с 12.09.2012 г. по 09.10.2012 г. внеплановой выездной проверки в деятельности ответчика были установлены нарушения санитарных правил, ответчику выданы предписания N 36 от 21.06.2012 г. со сроком исполнения до 31.08.2012 г. и N 60 от 25.09.2012г. со сроком исполнения до 01.09.2013 года. В нарушение требований действующего санитарного законодательства ответчик не выполнил в полном объеме требования предписаний. В связи с изложенным истец просил обязать муниципальное казенное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа д. Пишнур в срок до 01.09.2013 г.: оборудовать на территории школы контейнерную площадку с контейнерами для мусора, оборудовать спортивную площадку, выполнить въезды на территорию школы из твердого покрытия, подвести в туалете к умывальникам горячее водоснабжение, отремонтировать полы, стены в помещениях школы, организовать питьевой режим, организовать производственный лабораторный контроль на пищеблоке, принять меры по улучшению качества водопроводной воды. Также истец просил в случае недостаточности у МКОУ ООШ д.Пишнур денежных средств для осуществления вышеуказанных действий обязать администрацию муниципального образования Арбажский муниципальный район Кировской области профинансировать совершение вышеуказанных действий за счет средств казны муниципального образования Арбажский муниципальный район.
Судом постановлено решение от 05 февраля 2013 года, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе администрация Арбажского района Кировской области просит постановленное судом решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Отмечают, что в настоящее время недостатки, указанные в предписании N 60 от 25.09.2012 г., устраняются, сроки для исправления недостатков, установленные в предписании, не истекли, аналогичное предписание N 36 от 21.06.2012 г. со сроком исполнения до 31.08.2012 г. было невозможно выполнить, так как финансовые ресурсы к этому времени были распределены по образовательным учреждениям и возможности дополнительного финансирования в районном бюджете не имелось, а мероприятия по устранению нарушений санитарного законодательства требовали значительных финансовых затрат. Кроме того, 24.07.2012 г. МКОУ ООШ д. Пишнур была принята представителем Роспотребнадзора без замечаний, составлен соответствующий акт, однако данное обстоятельство не было учтено судом при вынесении решения. Считают, что производство по настоящему делу подлежало прекращению в связи с тем, что круг лиц, в защиту которых обратился истец, не является неопределенным, этих лиц возможно индивидуализировать, поскольку в деле имеется список учеников школы. Кроме того, полагают, что истец не обладал соответствующими полномочиями для обращения в суд, поскольку статьей 51 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что с иском в суд могут обратиться исключительно санитарные врачи и их заместители, территориальным отделам Роспотребнадзора такое право не предоставлено.
В отзыве на апелляционную жалобу территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Котельничском районе решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, от администрации Арбажского района Кировской области поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя администрации, в соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с правилами статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Пунктом 3 статьи 29, пунктом 3 статьи 39, статьями 10, 11, 55 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктом 1.4 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. N 189 предусмотрено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников и выполняются требования санитарного законодательства.
В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 32, статьи 51 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании", образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников, несет в установленном законом порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 120 ГК РФ, частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Из материалов дела следует, что в 2012 году территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Котельничском районе проведены проверки соблюдения законодательства Российской Федерации, санитарно-эпидемиологических норм и правил при осуществлении образовательного процесса в муниципальном казенном образовательном учреждении основная общеобразовательная школа д.Пишнур, в результате которых выявлен ряд нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
При проведении обследования помещений и территории образовательного учреждения выявлены следующие нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства: на территории школы не оборудована спортивная площадка, нет контейнерной площадки, нет контейнеров для мусора, въезды на территорию школы не имеют твердого покрытия, полы в помещениях школы в щелях, на стенах местами обкрошилась побелка, полы и стены требуют ремонта, в туалете школы к умывальникам не подведена горячая вода, что является нарушением пунктов 3.3, 3.7, 3.8, 4.28, 4.29, 8.1 СанПиН 2.4.2.2821-10, соответственно.
Кроме того, установлено, что в нарушение пункта 13.2 СанПиН 2.4.4.2599-10 не организован производственный лабораторный контроль на пищеблоке; нарушен питьевой режим, вместо питьевого фонтанчика или бутилированной питьевой воды установлен питьевой бачок, что не соответствует требованиям пункта 10.2 СанПиН 2.4.5.2409-08; качество водопроводной воды в нарушение СанПин 2.1.4.1074-01 не соответствует санитарным нормам по бактериальным и санитарно-химическим показателям.
Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Котельничском районе выдано МКОУ ООШ д. Пишнур предписание от 21.06.2012 г. N 36 (со сроком исполнения до 31.08.2012 г.) и от 25.09.2012 г. N 60 (со сроком исполнения до 01.09.2013 г.), в которых поставлен вопрос о приведении образовательного учреждения в надлежащее состояние в части выполнения мероприятий по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательсьтва.
В соответствии с уставом МКОУ ООШ д.Пишнур (пункты 1.6, 5.6, 5.9) учредителем данного образовательного учреждения является администрация муниципального образования Арбажский муниципальный район Кировской области, которая финансирует деятельность учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором между учреждением и учредителем на основе федеральных нормативов и нормативов Кировской области и с учетом затрат, не зависящих от количества обучающихся. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждения указанных средств ответственность по его обязательствам несет учредитель в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Установив вышеуказанные обстоятельства, учитывая, что МКОУ ООШ д.Пишнур не устранены указанные нарушения суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности требований, заявленных территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Котельничском районе.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что производство по настоящему делу подлежало прекращению в связи с тем, что круг лиц, в интересах которых обратился истец, возможно определить - ими являются ученики школы, несостоятельна.
Под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в судебном постановлении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Как следует из материалов дела, заявление территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Котельничском районе направлено в защиту интересов учащихся школы, находящихся в ней в настоящее время, в защиту интересов лиц, у которых в будущем возникнет право на обучение в образовательном учреждении.
Поскольку количественный показатель учащихся в течение учебного процесса не является постоянным и может изменяться в зависимости от различных обстоятельств, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения численности учащихся любой школы, территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Котельничском районе обладал полномочиями на предъявление названного иска в суд.
Доводы апелляционной жалобы о том, что территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Котельничском районе в соответствии с действующим законодательством не наделен правом обращения в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, отклоняется по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 46 ГПК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
Организацию федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, а также руководители его территориальных органов - главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации, городам, районам и на транспорте (пункт 3 статьи 46 указанного выше закона).
Согласно пункту 6 Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2005 г. N 569, организацию государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации осуществляют, в частности, главные государственные санитарные врачи по городам, районам и на транспорте.
В силу подпункта 2 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" право предъявления заявлений в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства предоставлено главным государственным санитарным врачам и их заместителям.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области в Котельничском районе наделен правом обращаться в суд в порядке статьи 46 ГПК РФ в случае нарушения санитарно-эпидемиологических требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что, недостатки, указанные в предписании N 60 от 25.09.2012 г., устраняются, предписание N 36 от 21.06.2012 г. со сроком исполнения до 31.08.2012 г. было невозможно выполнить, в соответствии с актом от 24.07.2012 г. МКОУ ООШ д. Пишнур была принята представителем Управления Роспотребнадзора без замечаний, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не свидетельствуют о неправильности постановленного решения и не влекут его отмену.
Вместе с тем, исходя из положений статьи 12 Конституции Российской Федерации о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе финансовых, судебная коллегия считает, что суд не вправе вмешиваться в вопросы финансирования и расходования бюджета местного муниципального образования, поскольку составление местного бюджета является исключительной компетенцией муниципального образования.
В связи с этим судебная коллегия считает необходимым изменить резолютивную часть решения, указав, что МКОУ ООШ д.Пишнур обязано принять меры по устранению указанных нарушений, а администрация Арбажского района обязана принять меры по финансированию соответствующих мероприятий за счет средств казны муниципального образования Арбажский муниципальный район Кировской области в случае недостаточности средств у учрежденного им образовательного учреждения.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Яранского районного суда Кировской области от 05 февраля 2013 года изменить, резолютивную часть решения суда, изложив в следующей редакции:
Исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Котельничском районе к муниципальному казенному образовательному учреждению основная общеобразовательная школа д.Пишнур, к администрации Арбажского района удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа д. Пишнур в срок до 01.09.2013 года принять меры по:
- оборудованию на территории школы контейнерной площадки с контейнерами для мусора,
- оборудованию спортивной площадки,
- выполнению въездов на территорию школы из твердого покрытия,
- обеспечению горячим водоснабжением умывальников в туалетах школы,
- ремонту полов, стен в помещениях школы,
- организации питьевого режима,
-организации производственного лабораторного контроля на пищеблоке,
- улучшению качества водопроводной воды.
В случае недостаточности у муниципального казенного образовательного учреждения основная общеобразовательная школа д.Пишнур денежных средств для осуществления вышеуказанных мероприятий обязать администрацию Арбажского района принять меры по финансированию указанных действий.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.