Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
Председательствующего Носковой Г.Н.
судей Бакиной Е.Н., Маркина В.А.
при секретаре Воложаниновой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове гражданское дело по апелляционным жалобам Кировского областного государственного казенного учреждения социальной защиты "Межрайонное управление социальной защиты населения в Котельничском районе" и Департамента социального развития Кировской области на решение Котельничского районного суда Кировской области от 15 января 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования Лысова ФИО9 удовлетворить.
Признать за Лысовым ФИО9 право воспользоваться мерой социальной поддержки на получение социальной выплаты на приобретение жилых помещений как участника боевых действий по Закону Кировской области от 14.02.2001г. N 244-30 "О социальной поддержке в Кировской области участников боевых действий и членов семей погибших (умерших) и пропавших без вести в ходе вооруженных конфликтов немеждународного характера, контртерростических операций в зонах чрезвычайного положения на территории Российской Федерации, территории республик бывшего СССР".
Обязать Кировское областное государственное казенное учреждение социальной защиты "Межрайонное управление социальной защиты населения в Котельничском районе" включить Лысова ФИО9 в сводный реестр получателей мер социальной поддержки на улучшение жилищных условий как участника боевых действий по Закону Кировской области от 14.02.2001г. N 244-30 "О социальной поддержке в Кировской области участников боевых действий и членов семей погибших (умерших) и пропавших без вести в ходе вооруженных конфликтов немеждународного характера, контртерростических операций в зонах чрезвычайного положения на территории Российской Федерации, территории республик бывшего СССР".
Заслушав доклад судьи Бакиной Е.Н. судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Лысов Л.Ф. является участником боевых действий. В "дата" году ему присвоена бессрочно "данные изъяты" группа инвалидности по общему заболеванию. С "дата" зарегистрирован и постоянно проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", которое принадлежит на праве собственности супруге истца Лысовой В.Г. и его сыну Лысову Д.Л. Согласно справки БТИ общий физический износ дома по состоянию на 13.02.2004 года составлял 52 %. Истец не имеет в собственности недвижимого имущества, состоит на учете в администрации г.Котельнича вкачестве нуждающихся в жилых помещениях с 25.08.1997 года. Межрайонным управлением социальной защиты населения в Котельничском районе было отказано в просьбе включить его в Сводный реестр получателей мер социальной поддержки на улучшение жилищных условий как участника боевых действий, и разъяснено, что данной мерой социальной поддержки воспользоваться он не имеет права, поскольку является федеральным льготником, имеет статус " "данные изъяты"" пользуется всеми мерами социальной поддержки по данному статусу. Считая отказ незаконным, обратился в суд с иском о признании за ним права воспользоваться мерой социальной поддержки на получение социальной выплаты на приобретение жилых помещений как участник боевых действий по Закону Кировской области от 14.02.2001г. N 244-ЗО "О социальной поддержке в Кировской области участников боевых действии ичленов семей погибших (умерших) и пропавших без вести в ходе вооруженных конфликтовнемеждународного характера, контртерростических операций в зонах чрезвычайного положениянатерритории Российской Федерации, территории республик бывшего СССР" и возложении обязанности на Кировское областное государственное казенное учреждение социальной защиты "Межрайонное управление социальной зашить населения в Котельничском районе" включить Лысова Л.Ф. в Сводный реестр получателей мер социальной поддержки на улучшение жилищных условий как участника боевых действий по Закону Кировской области от14.02.2001г. N244-ЗО.
Котельничким районным судом Кировской области 15 января 2013 года постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением суда не согласно Кировское областное государственное казенное учреждение социальной защиты "Межрайонное управление социальной защиты населения в Котельничском районе", ставит вопрос об отмене решения. В апелляционной жалобе указали, что Лысов Л.Ф. является инвалидом "данные изъяты" группы и пользуется всеми мерами социальной поддержки в соответствии с ФЗ от 24.11.1995 года N 181 - ФЗ " О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ( далее - Закон). Одновременно истец является участником боевых действий. Согласно ст.31 Закона, если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной поддержки по настоящему закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной поддержки предоставляется либо по вышеуказанному Закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной поддержки). В связи с тем, что Лысов Л.Ф. выбрал и получает меры социальной поддержки по статусу "Инвалид "данные изъяты" группы", он состоит в Сводном списке - реестре инвалидов ветеранов боевых действий и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1.01.2005 года, воспользоваться правом на получение мерой социальной поддержки на получение социальной выплаты как участник боевых действий и не может быть включен в Сводный список получателей мер социальной поддержки на улучшение жилищных условий как участник боевых действий по Закону Кировской области от 14.02.2001г. N 244-ЗО.
Департамент социального развития Кировской области ( далее - Департамент) с решением суда также не согласен, в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда. В апелляционной жалобе приводит тот же довод, что и КОГКУ СЗ "Межрайонное управление социальной защиты населения в Котельничском районе". Отмечает, что истец, имея статус "инвалида "данные изъяты" группы", поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в Сводный реестр граждан - получателей меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Кроме того, истец пользуется в совокупности всеми мерами социальной поддержки, предусмотренными для данной категории граждан. Законом Кировской области от 14.02.2001г. N 244-ЗО участникам боевых действий также предусмотрено предоставление социальной выплаты на приобретение жилых помещений, нуждающимся в жилых помещениях. Федеральным Законом от 24.11.1995 года N 181 - ФЗ " О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", за инвалидом закреплено право выбрать основание для предоставления ему мер социальной поддержки в том случае, если он как инвалид имеет право на получение одной и той же формы поддержки по разным основаниям. Указанный ФЗ не содержит механизма суммирования мер социальной поддержки по разным основаниям и не дает возможности получения одним и тем же лицом мер социальной поддержки, установленных для различных категорий граждан. Обращают внимание на то, что Закон Кировской области от 14.02.2001г. N 244-ЗО предусматривает нормы по обеспечению жильем для участников боевых действий, но не для инвалидов.
В суд апелляционный инстанции не явились истец Лысов Л.Ф., представители Департамента социального развития Кировской области, КОГКУ СЗ "Межрайонное управление социальной защиты населения в Котельничском районе" извещены о дне рассмотрения апелляционной жалобы своевременно и надлежащим образом; администрация города Котельнича просит рассмотреть жалобу в отсутствие представителя, судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, заслушав представителя истца Лысова Л.Ф. - Лысову В.Г., поддержавшую доводы жалобы Лысова Л.Ф., проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 28.2 Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Разрешая спор, суд установил, что Лысов Л.Ф. является участником боевых действий и инвалидом "данные изъяты" группы по общему заболеванию бессрочно с "дата" года, стоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в Сводный реестр граждан - получателей меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, как инвалид. Кроме того, истец пользуется в совокупности всеми мерами социальной поддержки, предусмотренными для данной категории граждан.
Обращаясь в суд, Лысов Л.Ф. основывал требования о признании за ним права на обеспечение жилым помещением, связанное с наличием у него статуса участника боевых действий.
Право на обеспечение инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий предусмотрено ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 28.2 Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Законом Кировской области от 1.08.2006 года N 32-ЗО "О формах и порядке предоставления меры социальной поддержки по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, жильем за счет средств федерального бюджета" установлена социальная поддержка по обеспечению жильем в форме социальной выплаты. (ст. 1 вышеназванного Закона )
Меры социальной поддержки участникам боевых действий установлены Законом Кировской области от 14.02.2001 года N 244-ЗО "О социальной поддержке в Кировской области участников боевых действий и членов семей погибших (умерших) и пропавших без вести в ходе вооруженных конфликтов немеждународного характера, контртерростических операций в зонах чрезвычайного положения на территории Российской Федерации, территории республик бывшего СССР" ( ст. 5 вышеназванного Закона ).
Согласно статье 31 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).
Из правовых положений указанных нормативных актов следует, что гражданину, имеющему право на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям, предоставлено право выбора получения мер социальной поддержки по одному из оснований.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1) устанавливая гарантии социальной защиты, в том числе социального обеспечения предусмотренных законом случаях (статья 39, часть 1), вместе с тем не определяет конкретные объемы способы и порядок предоставления такой защиты тем или иным категориям граждан. Разрешение этих вопросов отнесено к компетенции законодателя, который ввел общее правило гражданам, имеющим право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законом основаниям, меры социальной поддержки предоставляются по одному из них по выбору получателя. Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что такое правовое регулирование, устанавливающее право выбора гражданином наиболее выгодного основания пользования мерами социальной поддержки, не может расцениваться как ущемляющее права граждан.
Разрешая заявленный спор и удовлетворяя требования истца, районный суд, указал, что истец вправе выбрать меру социальной поддержки на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения как участник боевых действий, установленную Законом Кировской области от 14.02.2001г. N 244-30 "О социальной подцержке в Кировской области участников боевых действий и членов семей погибших (умерших) и пропавших без вести в ходе вооруженных конфликтов немеждународного характера, контртерростических операций в зонах чрезвычайного положения на территории Российской Федерации, территории республик бывшего СССР".
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции сделал правильный вывод о праве истца на выбор получения мер социальной поддержки, при этом отмечает, что поскольку Лысов Л.Ф. уже получает социальные льготы как инвалид, это не лишает его права на получение льготы как участник боевых действий, отказавшись от получения мер социальной поддержки, предоставляемых как инвалиду.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что решение суда является законным, доводы апелляционных жалоб были предметом изучения судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренныхст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Котельничского районного суда Кировской области от 15 января 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Кировского областного государственного казенного учреждения социальной защиты "Межрайонное управление социальной защиты населения в Котельничском районе" и Департамента социального развития Кировской области - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.