Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Орлова А.М.,
судей Дубровиной И.Л., Носковой Г.Н.,
при секретаре Воложаниновой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Скочилова В.В., Скочиловой О.А. и их представителя Приваловой Л.А. на решение Котельничского районного суда Кировской области от 13 ноября 2012 года по иску Скочилова В.В. и Скочиловой О.А. к администрации Котельничского района Кировской области и Департаменту сельского хозяйства и продовольствия Кировской области о признании незаконным решения об исключении из числа участников федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" и включении в список претендентов на получение социальной выплаты, которым в удовлетворении исковых требований отказано;
заслушав доклад судьи Кировского областного суда Дубровиной И.Л.,
УСТАНОВИЛА:
Скочилов В.В. и Скочилова О.А. обратились в Котельничский районный суд Кировской области с иском к администрации Котельничского района Кировской области и Департаменту сельского хозяйства и продовольствия Кировской области. В обоснование иска указали, что в установленном порядке Скочилов В.В. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в число участников программы "Социальное развитие села до 2012 года". После получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома в "адрес", и начала строительных работ, на которые были затрачены средства материнского капитала в сумме "данные изъяты" рублей, Скочилова О.А. обратилась в администрацию района с заявлением о включении ее в число участников программы "Социальное развитие села до 2012 года". Письмом Департамента сельского хозяйства и продовольствия Кировской области от "дата" Скочиловой О.А. возвращены все поданные документы со ссылкой на п.3 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство жилья гражданам, согласно которому право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат предоставляется гражданам только один раз. Разъяснено, что раз Скочилова О.А. воспользовалась средствами материнского капитала для улучшения своих жилищных условий, то не имеет права принимать участие в целевой программе. Полагая указанное решение ответчика неправомерным, истцы просили суд, с учетом уточнений, обязать администрацию Котельничского района Кировской области и Департамент сельского хозяйства и продовольствия Кировской области включить Скочилову О.А. в список и сводный список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" на получение субсидии.
Котельничским районным судом Кировской области 13 ноября 2012 года постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе Скочилов В.В., Скочилова О.А. и их представитель Привалова Л.А. указывают на то, что судом неправильно применены нормы материального права. Просили решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований, уточнили, что субсидий по программе не получали, а материнский капитал могут использовать на улучшение жилищных условий даже в полном объеме.
На судебном заседании апелляционной инстанции Скочилов В.В. доводы жалобы поддержал. Пояснил, что в настоящее время его семья вынуждена проживать в трехкомнатной квартире вместе с родителями и сестрой, всего в квартире проживает 7 человек.
Скочилова О.А. просит решение отменить и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований. Пояснила, что работает учительницей в сельской школе, муж временно не работает.
Представитель истцов по устному ходатайству Привалова Л.А. поддерживает доводы жалобы, указала, что истцами выполнены все необходимые условия для включения в список участников программы и получения субсидии.
Представитель ответчика по доверенности Микрюкова Л.В. указала на законность решения, пояснила, что истцы уже использовали на улучшение жилищных условий часть материнского капитала, поэтому не имеют право на получение субсидии в рамках федеральной целевой программы.
Второй ответчик - администрация Котельничского района на судебное заседание не явилась, о месте и времени заседания извещена надлежащим образом, об отложении его ходатайств не заявлялось.
Изучив материалы дела, заслушав участников и представителей, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 N858 утверждена федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года". Указанная программа включает мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов на селе.
Основной целью мероприятий по улучшению жилищных условий является обеспечение жильем граждан, не обладающих достаточными собственными средствами.
На указанные мероприятия средства федерального бюджета выделяются на безвозвратной основе бюджетам субъектов Российской Федерации на условиях софинансирования, осуществляемого в порядке межбюджетных отношений.
Порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляются в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусмотренными приложением N 16.
Пунктом 2 указанных Правил установлено, что субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, в рамках региональных и (или) муниципальных целевых программ, предусматривающих предоставление гражданам, молодым семьям, молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья (далее - социальные выплаты) в порядке и на условиях, которые предусмотрены Типовым положением согласно приложению N 1.
Пунктом 4 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам установлено, что право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия:
а) постоянное проживание в сельской местности;
б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий" (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.04.2011 N 336);
в) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Из материалов дела следует, что Скочилова О.А. вместе с членами своей семьи: мужем Скочиловым В.В. и двумя сыновьями Скочиловым Н.В. и Скочиловым М.В., зарегистрированы в сельской местности в неблагоустроенном деревянном одноэтажном доме, общей площадью 23 кв.м, принадлежащем на праве собственности главе семейства Скочилову В.В. и постоянно с момента рождения проживают в сельской местности.
Исходя из данных условий проживания семья Скочиловых "дата" признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет общественной комиссией по жилищным вопросам при администрации Юрьевского сельского поселения Котельничского района Кировской области на основании п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ.
Постановлением администрации Юрьевского сельского поселения Котельничского района Кировской области от "дата" N Скочилов В.В. с членами его семьи включен в число участников программы "Социальное развитие села". Кроме того, решением комиссии по реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" и областной целевой программы "Социальное развитие села" Скочилова О.А. включена в список участников мероприятий на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", который был направлен на рассмотрение в Департамент сельского хозяйства и продовольствия Кировской области.
С целью улучшения жилищных условий после включения в список участников ФЦП и получения соответствующего разрешения на строительство, семья Скочиловых начала строительство нового индивидуального жилого дома (возведен фундамент) за счет части средств в размере "данные изъяты" рублей материнского (семейного) капитала Скочиловой О.А.
Впоследствии Департамент сельского хозяйства письмом от "дата" вернул истцам пакет документов по причине того, что Скочилова О.А. не может принимать участие в программе, так как в настоящее время она уже воспользовалась частью средств материнского капитала для улучшения жилищных условий.
Таким образом, условия приобретения права на получение социальной выплаты, установленные п.4 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, соблюдены в полном объеме: семья Скочиловых постоянно проживает в сельской местности, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и использовала часть средств материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий", для начала строительства жилья в рамках участия в ФЦП "Социальное развитие села до 2013 года".
При этом, в судебном заседании установлено, что ранее право на улучшение жилищных условий с использованием средств социальных выплат гражданам, молодым семьям и молодым специалистам в рамках федеральной целевой программы, ни Скочилов В.В., ни Скочилова О.А., ни другие члены семьи не реализовывали и субсидий на строительство жилья не получали.
Судебная коллегия отмечает, что использование супругами Скочиловыми части средств материнского капитала на разрешенные законодателем цели - улучшение жилищных условий (постройка фундамента дома), тем более вне рамок ФЦП, не может служить основанием для отказа во включении их в список участников федеральной целевой программы "Социальное развитие села ... ".
Супруги Скочиловы имеют право в полном объеме использовать средства материнского капитала как на улучшение жилищных условий, так и на иные, разрешенные законодательством цели. При этом, следует четко понимать, что средства материнского (семейного) капитала выделяются семьям при рождении второго ребенка, тогда как участниками федеральной целевой программы " Социальное развитие села до ... " могут быть граждане, право на получение материнского капитала не имеющие.
При этом, следует отметить, что использование части материнского капитала истцами самостоятельно на улучшение жилищных условий, реально не повлекло их улучшения и до настоящего времени семья Скочиловых является нуждающейся в улучшении жилищных условий и имея в собственности 23 м.кв. общей площади в неблагоустроенном доме, вынужденно проживает с двумя несовершеннолетними детьми с родителями..
Таким образом, отказ Департамента сельского хозяйства Скочиловой О.А. во включении в сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" и возвращение представленных в департамент документов в связи с несоответствием заявителя установленным требованиям, является незаконным и нарушает права истцов. Иных оснований для отказа Скочиловой О.А. во включении в сводный список не установлено.
Пунктом 14 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, установлено, что органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, представленных заявителем, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в уполномоченные органы. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата.
Пунктом 15 указанного Типового положения установлено, что органы исполнительной власти на основании представленных органами местного самоуправления списков и документов формируют и с учетом объема субсидий, предусмотренных на эти мероприятия, утверждают сводные списки по форме согласно приложению N 3, а также уведомляют органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до граждан информации о включении их в указанные списки.
Таким образом, судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда приходит к выводу, что исковые требования Скочиловой О.А. и Скочилова В.В. о признании незаконным отказа Департамента сельского хозяйства и продовольствия во включении в сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" и возвращение представленных в департамент документов, и возложении обязанности на Департамент сельского хозяйства и продовольствия Кировской области и администрацию Котельничского района включить в сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия отмечает, что оказание государством различных по правовой природе мер социальной поддержки гражданам, направлено, в первую очередь, на оказание реальной помощи нуждающимся, повышение рождаемости, поддержке и защите материнства и детства, а также закреплению молодежи на селе, при этом является недопустимыми подмена понятий и вольное толкование закона в рассматриваемых вопросах.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда считает необходимым решение Котельничского районного суда Кировской области от 13 ноября 2012 года отменить в соответствии с п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ, в связи с неправильным применением норм материального права, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Отменить решение Котельничского районного суда Кировской области от 13 ноября 2012 года, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Скочилова В.В. и Скочиловой О.А.:
Признать незаконным отказ Департамента сельского хозяйства и продовольствия Кировской области во включении в сводный список участников - получателей социальных выплат федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" Скочилову О.А..
Обязать Департамент сельского хозяйства и администрацию Котельничского района включить Скочилову О.А. в сводный список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" и получение субсидии..
Председательствующий: Судьи:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.