Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи Шевченко Г.М.,
судей Обуховой С.Г., Мартыновой Т.А.
при секретаре Скрябиной А.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове дело по апелляционной жалобе Цапаева И.Е. на решение Яранского районного суда Кировской области от 14 февраля 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Цапаева И.Е. к Правительству Кировской области, ФКУ СИЗО N 3 УФСИН России по Кировской области о признании его участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством ФЦП "Жилище на 2011-2015г., обязании включить его в ее состав участников для получения субсидии на приобретение или строительство жилья- отказать,
Заслушав доклад судьи Обуховой С.Г., судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Цапаев И.Е. обратился в суд с иском к Правительству Кировской области, ФКУ СИЗО N 3 УФСИН России по Кировской области о признании его участником подпрограммы по обеспечению жильем и включении в ее состав, указывая, что проходил службу по контракту в УФСИН России по Кировской области (ФКУ СИЗО N 3) с "дата" года. Приказом по УФСИН России по Кировской области (ФКУ СИЗО N 3) от "дата". N N уволен со службы по достижению предельного возраста, с выслугой лет на момент увольнения свыше 21года. Проживает в жилом помещении, отнесенном к категории ветхих, непригодных для проживания. С "дата" года признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в соответствующий список в администрации Яранского городского поселения Кировской области. Состоял в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы.
Федеральной целевой программой "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ 17.12.2010 года N 1050 предусмотрено улучшение жилищных условий некоторых категорий граждан, в том числе военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, подлежащих увольнению и уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц. Ссылается на п.1 ст.2 Федерального закона N 342-Ф3 от 08.12.2010 "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан". Полагает, что подлежит включению в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы", так как все необходимые и определенные законодателем требования и условия им выполнены.
Просит признать за ним право как бывшего сотрудника уголовно-исполнительной системы, на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы", обязать ответчиков включить его в состав участников подпрограммы для получения субсидий на приобретение или строительство жилья.
Судом постановлено решение, которым исковые требования Цапаева И.Е. оставлены без удовлетворения.
С решением суда не согласен Цапаев И.Е., полагая его незаконным и необоснованным в части отказа в удовлетворении требований к ФКУ СИЗО N 3 УФСИН России по Кировской области, просит в этой части его отменить и принять новое решение по делу. В обоснование жалобы указывает, что судом при рассмотрении дела допущены нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Указывает, что с "дата" года был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в список нуждающихся администрацией Яранского городского поселения Кировской области. Полагает, что в соответствии с положениями п.2 ст.15 ФЗ " О статусе военнослужащих" он, как бывший сотрудник уголовно-исполнительной системы, имеет право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы" и должен быть обеспечен жильем федеральным органом исполнительной власти ФСИН России.
В возражениях на апелляционную жалобу ФКУ СИЗО N 3 УФСИН России по Кировской области считает судебное решение законным и обоснованным, а доводы жалобы - несостоятельными. Указывает, что Цапаев И.Е. не состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях в УФСИН и не обращался с заявлением о постановке его на учет нуждающихся. Законом от 08.12.2010г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в закон "О статусе военнослужащих и обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, распространены на граждан, уволенных со службы в УИС по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, содержащихся за счет средств федерального бюджета, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении 10 лет и более и которые до 01 января 2005г. приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления. Со дня вступления в силу указанного закона выдача жилищных сертификатов не производится, такие лица обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и сроки, предусмотренные п.2.1 ст. 15, ст.15.1 Закона "О статусе военнослужащих". УФСИН обеспечивает жильем в рамках реализации подпрограммы, но только тех граждан, которые состоят после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Заслушав пояснения Цапаева И.Е., его представителя Карачева В.Е., поддержавших доводы жалобы в оспариваемой части решения, позицию представителей ФКУ СИЗО N 3 УФСИН России по Кировской области- по доверенности Борисенко Д.Н., УФСИН по Кировской области- по доверенности Черных П.В., представителя Правительства Кировской области- по доверенности Барышниковой Н.В., полагавших доводы жалобы не основанными на законе; обсудив доводы, изложенные в жалобе и возражениях, судебная коллегия приходит к следующему.
Поскольку оснований для проверки законности решения в полном объеме в настоящем случае не усматривается, судебная коллегия, руководствуясь положениями ст.327.1 ГПК РФ, проверяет законность и обоснованность решения лишь в оспариваемой части, исходя из доводов, изложенных в жалобах и возражениях.
Как правильно установлено судом 1 инстанции и следует из материалов дела, Цапаев И.Е. проходил службу в уголовно-исполнительной системе России (ФКУ СИЗО-3 УФСИН по Кировской обл.) непрерывно с "дата". по "дата"., уволен по достижении предельного возраста, установленного ст. 59 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, при выслуге лет свыше 21года.
Должность финансируется за счет средств федерального бюджета.
С "дата" состоит на очереди по улучшению жилищных условий в администрации Яранского городского поселения Кировской обл., относится к категории нуждающихся в жилом помещении.
Законом РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) был предусмотрен специальный порядок обеспечения жилыми помещениями работников уголовно-исполнительной системы. В силу ст. 35 Закона сотрудники уголовно-исполнительной системы имели право на получение жилой площади в виде отдельной квартиры или дома, предоставляемых местными органами власти. Кроме того, предусматривалось, что уголовно-исполнительная система может иметь ведомственный жилой фонд.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, которым с 1 января 2005 года статья 35 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" признана утратившей силу, определено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам является расходным обязательством Российской Федерации (ч. ст. 33).
Федеральным законом от 08 декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", действующим с 01 января 2011 г., обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 01 января 2005г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы в форме, в том числе, путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение и строительство жилого помещения.
Цапаев И.Е. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления до поступления на службу в уголовно-исполнительную систему, то есть порядок обеспечения сотрудников уголовно-исполнительной системы жилой площадью, предусмотренный действующей до 01.01.2005г. нормой ст. 35 ФЗ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" на момент его постановки на учет нуждающихся, на него не распространялся.
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006г. N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Указанным постановлением установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Как следует из пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В соответствии с
пунктом 9 Правил военнослужащие, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, подлежащие увольнению (увольняемые) с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), приобретают право на получение сертификата в течение последнего года военной службы (службы).Согласно пункту 18 Правил, выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, осуществляют: гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил, - федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба (служба).
В соответствии с пунктом 19 Правил выпуска и реализации ГЖС, для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N 1(1) с приложением документов.
Приказом ФСИН России от 16 мая 2012 г. N 267 утверждена Инструкция о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в уголовно-исполнительной системе, согласно пункту 3 которой для участия в подпрограмме сотрудники уголовно-исполнительной системы, указанные в абзаце шестом подпункта "а" пункта 5 Правил, граждане, уволенные со службы в учреждениях и органах УИС, указанные в абзаце седьмом подпункта "а" пункта 5 Правил, подают заявление (рапорт) об участии в подпрограмме согласно приложению N 1 к Правилам по месту постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Пункты 12-15 Инструкции предусматривают, что для включения в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы представляет в учреждение или орган УИС, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году согласно приложению N 3 к настоящей Инструкции.
По результатам рассмотрения принимается решение о включении (отказе во включении) граждан в сводный список участников подпрограммы по территориальному органу ФСИН России и учреждению, непосредственно подчиненному ФСИН России.
Формирование сводного списка участников осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а для граждан, подлежащих переселению из поселков, - в последовательности, в какой их заявления (рапорты) на участие в подпрограмме были зарегистрированы.
Сводные списки участников утверждаются начальником территориального органа ФСИН России или учреждения, непосредственно подчиненного ФСИН России, и до 1 августа года, предшествующего планируемому, направляются в ФСИН России.
ФСИН России на основании сводных списков участников, представленных территориальными органами ФСИН России и учреждениями, непосредственно подчиненными ФСИН России, направляет до 1 сентября года, предшествующего планируемому, государственному заказчику подпрограммы сведения о необходимом количестве сертификатов на планируемый год.
Судом установлено, что в период прохождения службы в УФСИН по Кировской области Цапаев И.Е. с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по месту службы не обращался.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд обоснованно исходил из того, что принятие на учет для получения единовременной денежной выплаты осуществляется по месту службы сотрудников уголовно-исполнительной системы на основании заявления, однако Цапаев И.Е. с таким заявлением по месту службы в ФКУ СИЗО-3 УФСИН по Кировской обл. не обращался, нуждающимся в предоставлении жилого помещения по месту службы в установленном порядке не признан.
Суд первой инстанции правильно указал, что до обращения о включении в состав участников подпрограммы он должен был состоять в списках нуждающихся в предоставлении жилого помещения по месту прохождения службы, а после увольнения- в списках очередников на улучшение жилищных условий в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в которых они проходили службу.
До 01 января 2005г. порядок постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий указанных категорий военнослужащих определялся постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", в силу п.6 которого нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту, сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел РФ или Министерства юстиции РФ 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Другим категориям военнослужащих из числа сотрудников, увольняемых со службы из учреждений уголовно-исполнительной системы, обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета путем постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления, законодательством не предусматривалось.
Учреждение уголовно-исполнительной системы, в котором проходил службу Цапаев И.Е., не относится к учреждениям с особыми условиями хозяйственной деятельности, служба в данном учреждении не давала до 01 января 2005г. права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета и не являлась основанием для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления.
Таким образом, суд пришел в правильному выводу, что постановка на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда Цапаева И.Е. в "дата"., не является основанием для обеспечения государственным жилищным сертификатом за счет средств федерального бюджета, поскольку для получения сертификата он должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий непосредственно по месту службы в соответствии с Правилами от 21 марта 2006г.
Другие доводы жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения. Нарушений норм материального и процессуального законодательства при рассмотрении дела судом не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене по доводам апелляционной жалобы постановленного судом решения.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Яранского районного суда Кировской области от 14 февраля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.