Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего Стёксова В.И.,
судей Опалева О.М., Сметаниной О.Н.,
при секретаре Клабуковой С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кирове гражданское дело по апелляционной жалобе администрации МО "Город Киров" на решение Ленинского районного суда г. Кирова от 05.02.2013, которым постановлено:
иск Управления Роспотребнадзора по Кировской области удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад N N" г. Кирова в срок до 20.10.2013: оборудовать контейнерную площадку в хозяйственной зоне, установить раздельные промаркированные контейнеры с крышками для сбора мусора и пищевых отходов; провести отделку стен глазурованной плиткой, полов - керамической или мозаичной шлифованной метлахской плиткой в производственных помещениях пищеблока с целью обеспечения качественной уборки влажным способом с применением дезинфицирующих средств.
Возложить на муниципальное образование "Город Киров" в лице Администрации г. Кирова и Управления образования администрации г. Кирова обязанность по финансовому обеспечению Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка - детский сад N N" г. Кирова по устранению указанных нарушений санитарного законодательства.
Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Опалева О.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Роспотребнадзора по Кировской области обратилось в суд в порядке статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц с иском к муниципальному дошкольному образовательному учреждению Центр развития ребенка - детский сад N N г. Кирова, муниципальному образованию "Город Киров" в лице администрации города Кирова.
Требования мотивированы тем, что в ходе плановой проверки, проведенной с 03.10.2011 по 28.10.2011 в деятельности МКДОУ ЦРР - детский сад N N, расположенного по адресу "адрес", выявлены нарушения требований СанПиН 2.4.1.266010 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию организаций режима работы в дошкольных организация", а именно, на территории всех групповых площадок отсутствуют теневые навесы; в хозяйственной зоне установлен один контейнер, вместо двух; в производственных помещениях пищеблока на стенах облицовочная плитка местами часто отслаивается, на полу плиточное покрытие негладкое, имеет дефекты, сколы, трещины, что не обеспечивает проведение качественной влажной и дезинфекционной обработки. Постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Кировской области от 17.11.2011 за указанные нарушения была привлечена к административной ответственности заведующая МКДОУ N N ФИО10
В период с 18.10.2012 по 25.10.2012 истцом была проведена внеплановая выездная проверка МКДОУ ЦРР - детский сад N N, в ходе которой было установлено, что выполнение пункта 1 по оборудованию теневых навесов на участках всех 12 групповых площадок отсрочено по определению Ленинского районного суда г. Кирова до 22.09.2013. Пункты 2, 6 ранее выданного предписания N N об устранении выявленных нарушений санитарных правил от 28.10.2012 юридическим лицом - МКДОУ N N не выполнены в установленный предписанием срок до 20.09.2012. Понуждение к исполнению предписаний и устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым в целях обеспечения конституционных прав несовершеннолетних.
Просили суд обязать МКДОУ ЦРР - детский сад N N в срок до 20.10.2013 оборудовать контейнерную площадку в хозяйственной зоне, установить раздельные промаркированные контейнеры с крышками для сбора мусора и пищевых отходов в соответствии с требованиями ст. 11. п. 1 ст. 28. п 3 ст.39 ФЗ N 52 -ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" п. 3.17 СанПиН 2.4.1.2660-10; провести отделку стен глазурованной плиткой, полов керамической или мозаичной шлифованной метлахской плиткой в производственных помещениях пищеблока с целью обеспечения качественной уборки влажным способом с применением дезинфицирующих средств в соответствии с требованиями ст. 11, п. 1 ст. 28, п. 3 ст. 39 ФЗ N 52 -ФЗ, п.п. 5.1, 5.2, 5.5 СанПиН 2.4.1. 2660-10.2; обязать администрацию МО "Город Киров" и Управление образования администрации г. Кирова выделить денежные средства на выполнение вышеуказанных мероприятий.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в отношении администрации города Кирова. В обоснование указано на то, что администрация г. Кирова является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку рассмотрение и утверждение сметы расходов муниципальных образовательных учреждений входит в функции управления образования. Именно управление образования является распорядителем бюджетных средств, осуществляет функции учредителя в области финансового обеспечения развития МКДОУ N N. В соответствии с Решением Кировской городской Думы от 28.11.2012 "О бюджете муниципального образования "Город Киров" на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" принят бюджет на 2013 год и установлены главные распорядители денежных средств бюджета МО "Город Киров", среди которых указан департамент образования администрации МО "Город Киров", выделены денежные средства на финансирование муниципальных образовательных учреждений. Дальнейшее распределение указанных денежных средств производится Управлением образования администрации г. Кирова. Факт недостаточности финансирования МКДОУ N N истцом не доказан. Гражданско-правовая ответственность возложена на администрацию г. Кирова в соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении, денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Субсидиарная ответственность по своему смыслу является дополнительной, взыскание в процессе исполнения решения с субсидиарного должника может быть осуществлено лишь в случае недостаточности средств у основного должника. Следовательно, выяснение факта недостаточности денежных средств у МКДОУ N N на выполнение указанных в исковом заявлении мероприятий являлось обязательным условием для принятия решения. Однако, вопрос об объемах финансирования МКДОУ N N в судебном заседании не выяснялся. Доказательств отсутствия либо недостаточного финансирования администрацией г. Кирова муниципальных образовательных учреждений истцом в материалы дела представлено не было, что являлось основанием для отказа в удовлетворении требования к администрации г. Кирова. Удовлетворяя исковые требования, суд не указал, в какой доле каждый из ответчиков должен исполнить решение суда, не указано, что ответственность является солидарной. Судом первой инстанции не принято во внимание, что администрация г. Кирова и Управление образования администрации г. Кирова являются самостоятельными юридическими лицами, имеющими самостоятельные балансы и счета. Судом первой инстанции не учтено, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрены сроки для реализации органом местного самоуправления своих функций.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем судебная коллегия находит возможным рассмотрение вопроса в их отсутствие.
Проверив материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что в ходе проверки, проведенной с 03.10.2011 по 28.10.2011 Управлением Роспотребнадзора в МДОУ Центр развития ребенка - детский сад N N г. Кирова, расположенного по адресу: "адрес" выявлены нарушения санитарного законодательства: необходима установка отдельного контейнера для пищевых отходов, а также периодичность вывоза пищевых отходов более частая, чем твердых бытовых; пищевые отходы должны вывозиться ежедневно с последующей промывкой и дезинфекцией контейнеров. Выполнение данных мероприятий необходимо с целью предотвращения размножения грызунов и выплода мух, являющихся факторами распространения инфекционных заболевай человека. Не проведен ремонт в производственных помещениях пищеблока (на стенах облицовочная плитка с трещинами, отслаивается, на полу плиточное покрытие негладкое имеет дефекты, сколы, трещины). Нарушения внутренней отделки в производственных помещениях пищеблока не обеспечивает проведения качественного мытья и дезинфекции поверхностей производственных помещений, что может привести к нарушениям санитарно- эпидемиологического режима и риску возникновения и распространения инфекционных заболеваний и пищевых отравлений, связанных с организацией питания детей в дошкольном учреждении.
Ответчиками по делу выявленные в дошкольном учреждении нарушения не оспариваются.
Выявленные в ходе проведенной Управлением Роспотребнадзора проверки обстоятельства положены в основу вывода суда первой инстанции о том, что МДОУ Центр развития ребенка - детский сад N N г. Кирова, расположенного по адресу: "адрес", нарушены требования СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию организаций режима работы в дошкольных организациях".
В соответствии с Федеральным законом "О санитарно- эпидемиологического благополучии населения" N 52-ФЗ от 30.03.1999 санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Образовательные учреждения независимо от организационно-правовой формы должны соблюдать требования санитарного законодательства и санитарных правил.
В образовательных учреждениях не зависимо от организационно- правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
На основании выше установленных обстоятельств и законоположений суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для предоставления судебной защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц по избранным прокурором средствам защиты.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные прокурором исковые требования, правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, правомерно учел положения ст. 41 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 11, 28, 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологического благополучии населения" N 52-ФЗ от 30.03.1999, п.п. 3.17, 5.1, 5.2, 5.5 СанПиН 2.4.1.2660-10, и постановил решение, отвечающее вышеуказанным нормам материального права, при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на неправильном толковании норм материального права, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к выражению несогласия с произведенным судом первой инстанции толкованием действующего законодательства и оценкой представленных по делу доказательств в отсутствие оснований у суда второй инстанции для переоценки этих доказательств.
Финансовые затраты по устранению выявленных нарушений санитарных требований обоснованно возложены судом на администрацию города Кирова, поскольку в ее полномочия входит распределение расходов учреждения, выделяемых из бюджета МО "Город Киров".
Ссылок на процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Кирова от 05.02.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО "Город Киров" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.