Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего Мартыновой Т.А.,
судей Баталовой С.В., Черниковой О.Ф.,
при секретаре Скрябиной А.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове дело по апелляционной жалобе Муржиной Н.В. на решение Яранского районного суда Кировской области от 23 января 2013 года, которым постановлено:
Муржиной Н.В. в удовлетворении исковых требований отказать.
Заслушав доклад судьи Баталовой С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Муржина Н.В. обратилась в суд с иском к ГУ Отдел Пенсионного фонда РФ в Тужинском районе Кировской области о перерасчете пенсии. В обоснование иска указала, что ответчиком отказано в удовлетворении ее заявления о перерасчете пенсии для ее увеличения, взяв за основу для начисления пенсии размер среднемесячного заработка в размере "данные изъяты"., из которого ей была назначена пенсия с "дата". С отказом ОПФ РФ в Тужинском районе Кировской области Муржина Н.В. не согласна. Полагает, что при расчете размера пенсии необходимо применять отношение среднемесячного заработка за период с "дата" по "дата" в размере "данные изъяты". к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за тот же период в размере "данные изъяты"., что составляет 1,198. С учетом уточненных исковых требований, Муржина просила признать за ней право на перерасчет трудовой пенсии с "дата" с учетом среднемесячной заработной платы, из которой была установлена пенсия, применяя стажевый коэффициент 0,7, учитывая учебу в педагогическом училище, соблюдая ее право на размер базовой части пенсии с учетом иждивенцев, обязать ответчика произвести перерасчет и выплату денежных средств в размере "данные изъяты"., признать право на получение компенсации к пенсии в размере "данные изъяты"., взыскать с ответчика недоплаченную компенсацию в размере "данные изъяты", компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" и судебные расходы.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением суда не согласна Муржина Н.В., в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда и вынесении нового решения о признании за ней права на перерасчет пенсии с "дата" из среднемесячного заработка, из которого была исчислена пенсия, установленная ей "дата", применяя стажевый коэффициент 0,7 с включением в стаж периода учебы в педагогическом училище с "дата" года по "дата" годы. Указывает, что расчеты размера пенсии по всем вариантам, указанным в решении суда, определены из фактической заработной платы, которая на дату установления пенсии "дата" составляла "данные изъяты"., с чем истец не согласна, поскольку данное условие ухудшает ее право на пенсионное обеспечение.
Производство по делу в части исковых требований Муржиной Н.В. к ГУ Отдел Пенсионного фонда РФ в Тужинском районе Кировской области о взыскании компенсации морального вреда и компенсационной выплаты к пенсии прекращено определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 2 апреля 2013 года в связи с отказом Муржиной Н.В. от иска в этой части.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Муржина Н.В. является получателем трудовой пенсии по старости с "дата", назначенной в соответствии со ст. 80 и 84 Закона РФ от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Размер пенсии Муржиной Н.В. был определен с учетом ее заработка за период с "дата" по "дата". Среднемесячная заработная плата истца за указанный период составила "данные изъяты"., продолжительность общего трудового стажа на дату назначения пенсии составляла "данные изъяты"
В соответствии со ст. 29 Закона N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в РФ" пенсии, назначенные до 1 января 2002 года, пересчитаны по нормам Закона N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в РФ".
Согласно п. 1 ст. 1 Закона "О трудовых пенсиях в РФ" трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 30 Закона "О трудовых пенсиях в РФ" при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи либо в порядке, установленном п. 6 настоящей статьи.
Согласно выбранному варианту определения расчетного размера трудовой пенсии определяются и правила исчисления общего трудового стажа.
При рассмотрении спора, суд правильно определил подлежащие применению нормы материального права, установил имеющие значение для дела обстоятельства, дал надлежащую оценку представленным по делу доказательствам, при этом не допустил нарушений процессуального права.
Оценивая представленные доказательства и разрешая спор, суд принял во внимание представленный ответчиком расчет пенсии, признал его правильным и не противоречащим закону, и пришел к выводу о том, что пенсионным фондом не нарушено право истца на пенсионное обеспечение, установленная истцу пенсия рассчитана в соответствии с требованиями закона, в связи с чем, оснований для ее перерасчета и взыскании задолженности не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что Муржиной Н.В. ответчиком произведен расчет размера пенсии в соответствии с п. 3 ст.30 Закона "О трудовых пенсиях в РФ" с учетом заработной платы за период с "дата" по "дата".
Расчетный размер трудовой пенсии определен по формуле: РП = СК х ЗР/ ЗП х СЗП, где РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц за исключением инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I степени составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной в настоящем пункте продолжительности, но не более чем на 0,20.
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;
Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 п.28 п.п.4 "в", при определении отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) следует иметь в виду, что среднемесячный заработок застрахованного лица исчисляется с учетом фактически начисленной заработной платы.
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1671 рубль 00 копеек);
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
С учетом продолжительности трудового стажа "данные изъяты", стажевый коэффициент составил 0,66. Отношение среднемесячного заработка истца за период с "дата" года по "дата" к среднемесячному заработку в Российской Федерации за аналогичный период составило 1,070. Размер пенсии Муржиной Н.В. на декабрь 2012 года составляет "данные изъяты".
Для подтверждения правильности указанного порядка определения расчетного размера пенсии, ответчиком представлен сравнительный расчет размера пенсии по иным предусмотренным законом вариантам, с учетом среднего заработка истца за различные периоды.
При определении размера пенсии истца в порядке, предусмотренном п. 3 ст.30 Закона "О трудовых пенсиях в РФ" с учетом заработной платы Муржиной Н.В. за период с "дата" по "дата" г.г., размер ее пенсии на "дата" составит "данные изъяты". Таким образом, происходит уменьшение размера пенсии.
В порядке, предусмотренном п. 4 ст. 30 Закона "О трудовых пенсиях в РФ" расчетный размер трудовой определяется по следующей формуле:
РП = ЗР х СК, где:
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям, индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;
СК - стажевый коэффициент.
Продолжительность общего трудового стажа Муржиной Н.В., в соответствии п. 4 ст. 30 Закона "О трудовых пенсиях в РФ", позволяющего включить в стаж периоды обучения, составляет "данные изъяты", стажевый коэффициент - 0,70.
Среднемесячный заработок (ЗР), в соответствии с положениями абзаца 2 п. 6 ст. 30 Закона, с учетом всех индексаций на 01.01.2002 года за период с "дата" года по "дата" составит "данные изъяты".
В силу п. 4 ст. 30 Закона "О трудовых пенсиях в РФ", согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 п.п.5 п. 28, расчетный размер трудовой пенсии при наличии общего трудового стажа, равного 20 лет для женщин, не может превышать сумму, равную 555 рублей 96 копеек. За каждый полный год, превышающий 20 лет для женщин, указанные суммы повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов.
В соответствии с п. 5 ст. 30 Закона "О трудовых пенсиях в РФ" к расчетному размеру пенсии, определенному по п. 4 ст. 30 Закона начисляется компенсационная выплата в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации, предусмотренная законодательством Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2001 года.
Размер пенсии Муржиной Н.В. по п. 4 ст. 30 Закона "О трудовых пенсиях в РФ" на 1.01.2002 года составляет "данные изъяты". С учетом индексации размер пенсии по состоянию на "дата" составит "данные изъяты", то есть менее размера пенсии, определенного в соответствии с п. 3 ст.30 Закона "О трудовых пенсиях в РФ".
В соответствии с п.п. 6 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 вариант исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 6 статьи 30 Федерального закона N 173-Ф3 при выборе гражданином применим для тех лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена трудовая пенсия, в том числе за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1. По выбору гражданина в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициента, за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных иждивенцев.
При условии определения расчетного размера пенсии Муржиной Н.В. в соответствии с п. 6 ст. 30 Закона "О трудовых пенсиях в РФ", он составил бы "данные изъяты".
Таким образом, исчисление расчетного размера пенсии по данному варианту для Муржиной Н.В. невыгодно.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в настоящее время расчетный размер пенсии Муржиной Н.В. исчислен по наиболее выгодному для нее варианту - в соответствии с п. 3 ст. 30 Закона "О трудовых пенсиях в РФ" с учетом заработной платы истца за период с "дата" по "дата"
Судебная коллегия находит законными и обоснованными выводы суда о том, что расчет пенсии произведен в строгом соответствии с пенсионным законодательством РФ и с учетом всех имеющихся в пенсионном деле документов, в связи с чем правовые основания для удовлетворения исковых требований истца о перерасчете пенсии, взыскании недоплаты, отсутствуют.
Представленные истцом расчеты пенсии, в том числе расчет коэффициента отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, основаны на неправильном толковании норм действующего пенсионного законодательства, поэтому обоснованно отклонены судом.
Доводы Муржиной Н.В., которые сводятся к утверждению о необходимости расчета ее пенсии с учетом всех наиболее выгодных для нее условий вне зависимости от того, в каком из содержащихся в ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" варианте они предусмотрены, являются несостоятельными, поскольку противоречат п. 2 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которому застрахованное лицо может выбрать лишь один из предложенных вариантов. В случае же расчета пенсии по указанному истцом варианту утрачивается смысл установления законодателем различных вариантов расчета трудовой пенсии.
Таким образом, постановленное судом первой инстанции решение является законным и обоснованным. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования в суде первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными. Процессуальных нарушений судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Яранского районного суда Кировской области от 23 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.