Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда
в составе председательствующего Носковой Г.Н.
судей Бакиной Е.Н., Маркина В.А.
при секретаре Воложаниновой И.А.
с участием прокурора Блиновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 09 апреля 2013 года дело по апелляционной жалобе администрации Пижанского района Кировской области на решение Советского районного суда Кировской области от 04 февраля 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Пижанского района Кировской области удовлетворить.
Обязать ответчика МО "Пижанский муниципальный район Кировской области" в лице администрации муниципального образования организовать работу по обеспечению доступа инвалидов к зданию администрации района по адресу: п.Пижанка, ул.Труда, 25, к помещению КОГУ "УСЗН в Пижанском районе" по адресу: п.Пижанка, ул.Первомайская, 36 - входы указанных объектов оборудовать пандусами.
Заслушав доклад судьи Носковой Г.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Пижанского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МО "Пижанский муниципальный район" об устранении нарушений законодательства о защите прав инвалидов. В обоснование требований указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о защите прав инвалидов на доступ к объектам социальной и транспортной инфраструктуры в деятельности администрации МО "Пижанский муниципальный район Кировской области". В ходе проверки установлено, что на территории района беспрепятственный доступ инвалидам, в том числе детям - инвалидам, к отдельным объектам социальной инфраструктуры не обеспечен.
Так, здание администрации района, расположенное по адресу: п.Пижанка, ул.Труда, д.25, здание, в котором расположено помещение автостанции, находящееся по адресу: Кировская область, п. Пижанка, ул.Советская, д.6 "б", и здание, в котором расположено КОГУ "УСЗН в Пижанском районе" по адресу: Кировская область, п.Пижанка, ул.Первомайская, д.36, не отвечают требованиям законодательства по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к указанным объектам - не оборудованы пандусами.
Вышеперечисленные нарушения требований закона ущемляют права значительного круга людей с ограниченными возможностями, гарантированные законодательством о социальной защите инвалидов.
При таких обстоятельствах установка пандуса для беспрепятственного доступа инвалидов на входе вышеуказанных помещений должна быть осуществлена муниципальным образованием "Пижанский муниципальный район Кировской области".
В судебном заседании прокурор Васенёв Д.В. уточнил исковые требования, отказавшись от требований в части оборудования пандуса при входе в здание автостанции п.Пижанка, просил суд обязать МО "Пижанский муниципальный район Кировской области" в лице администрации муниципального образования обеспечить доступ инвалидов к зданию администрации района по адресу: п.Пижанка, ул.Труда, 25, и к помещению КОГУ "УСЗН в Пижанском районе" по адресу: п.Пижанка, ул.Первомайская, 36 - входы указанных объектов оборудовать пандусами.
Судом постановлено приведенное выше решение.
С указанным решением администрации Пижанского района не согласны, в апелляционной жалобе глава администрации Н. ставит вопрос об отмене решения, считает, что факт отсутствия пандусов сам по себе не может служить основанием отсутствия у инвалида колясочника доступа к услуге. Все здания построены до введения в действие закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", из которого следует, что в случаях когда действующие объекты невозможно приспособить для нужд инвалидов, собственникам этих объектов должны осуществляться, по согласованию с общественными объединениями инвалидов, меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. По договоренности с председателем общественной организации инвалидов района Л., в случае обращения в данные организации инвалидов, заведено правило о личном посещении таких граждан по месту жительства. Либо оказании помощи вахтерами при личном посещении организаций. Полагает, что установка пандусов со стороны основанного входа создаст препятствия с присутствием травмирующего фактора для работающих в этом здании и посетителей. Данные обстоятельства подтверждает обследования зданий на предмет необходимости установки пандусов. Указанные в акте обстоятельства могли быть установлены работниками прокуратуры при проведении проверки.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Пижанского района Кировской области В ... решение суда просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав прокурора, просившего решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ (ред. от 31.12.2005) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы местного самоуправления и организации независимо от организационно - правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла - коляски и собак - проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно - зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта.
Под социальной инфраструктурой понимается созданная человеком система городского или сельского устройства, выполняющая функции жизнеобеспечения и воспроизводства населения города или иного населенного пункта. Социальная инфраструктура представляет собой систему объектов, принадлежащих к различным отраслям сферы социального обслуживания.
Строительные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные
постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно - коммунальному комплексу от 16.07.2001 года N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема (п.3.9 СНиП 35-01-2001).
Максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м. при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м. и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы. Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м. (п.3.29 СНиП 35-01-2001).
Государственные и муниципальные расходы на разработку и
производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Как следует из материалов дела прокуратурой Пижанского района Кировской области в период с *** по *** в ходе проверки установлено, что на территории района беспрепятственный доступ инвалидам, в том числе детям - инвалидам, к отдельным объектам социальной инфраструктуры не обеспечен..
Данные нарушения требований закона ущемляют права значительного круга людей с ограниченными возможностями, гарантированные законодательством о социальной защите инвалидов.
Здание администрации Пижанского района находится в муниципальной собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права от *** ***.
Помещение КОГУ "УСЗН в Пижанском районе" находится в муниципальной собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права от *** *** и передано по договору аренды от *** *** указанному учреждению.
Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу, что установка пандуса для беспрепятственного доступа инвалидов на входе вышеуказанных помещений должна быть осуществлена муниципальным образованием "Пижанский муниципальный район Кировской области".
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Судом исследованы все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований отмены решения суда апелляционная жалоба не содержит. Нарушений норм процессуального и материального права судом допущено не было.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда Кировской области от 04 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МО "Пижанский муниципальный район Кировской области Администрации Пижанского района - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.