Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Ворончихина В.В.,
судей Ждановой Е.А., Аносовой Е.Н.
при секретаре Шабалиной М.Е.
с участием прокурора отдела прокуратуры Кировской области Блиновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 03 апреля 2013 года дело по апелляционному представлению и.о.прокурора Омутнинского района на решение Омутнинского районного суда Кировской области от 04 февраля 2013 года, которым постановлено об отказе в удовлетворении иска прокурора Омутнинского района.
Заслушав доклад судьи Ждановой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Омутнинского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район о признании действий незаконными. Указал, что постановлением администрации района от "дата" N N принято решение об изъятии из оперативного управления МКОУ СОШ N 2 г.Омутнинска помещения по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты" кв.м, реестровый номер N, балансовой стоимостью "данные изъяты" руб., с последующей передачей его в оперативное управление МКУК "Библиотечно-информационный центр". Согласно Уставу МКУК "Библиотечно-информационный центр" не занимается образовательной деятельностью детей. Данное изъятие помещения произведено с нарушением требований ч.2 ст.13 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ", пунктов 1.7, 3.10 СанПиН 2.4.2.2821-10. В силу данных правовых норм принятие органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, изменении назначения, ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения. По санитарным нормам и правилам использование помещений общеобразовательных учреждений не по назначению не допускается, также как не допустимо расположение на территории общеобразовательного учреждения построек и сооружений, функционально с ним не связанных. Неправомерное размещение в переданном помещении общеобразовательной школы библиотеки нарушает гарантированные законом права и интересы детей. В связи с изложенным прокурор просил суд признать незаконными действия администрации Омутнинского муниципального района по изъятию из оперативного управления МКОУ СОШ N 2 г.Омутнинска помещения по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты" кв.м с последующей передачей его в оперативное управление МКУК "Библиотечно-информационный центр"; обязать администрацию района изъять из оперативного управления МКУК "Библиотечно-информационный центр" указанное помещение и передать его в оперативное управление МКОУ СОШ N 2 г.Омутнинска.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении иска.
С решением суда не согласился и.о.прокурора Омутнинского района, в апелляционном представлении просит его отменить, вынести новое решение. Настаивает на удовлетворении исковых требований, полагая их обоснованными. Несмотря на проведенную в ходе рассмотрения дела экспертную оценку передачи помещения из оперативного управления школы в управление библиотечному центру, данная оценка не была предварительной. Кроме того, передача произведена в нарушение пунктов 1.7, 3.10 СанПиН 2.4.2.2821-10, запрещающих использование общеобразовательного учреждения не по назначению. Судом данные правовые нормы проигнорированы, в результате неприменения материального закона, подлежащего применению, вынесено незаконное и необоснованное решение.
В возражениях МКОУ СОШ N 2 г.Омутнинска, Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами Омутнинского района просили оставить решение без изменения.
Изучив доводы апелляционного представления, заслушав в судебном заседании поддержавшую его прокурора Блинову А.В., представителя администрации МО Омутнинский муниципальный район Кириллова К.С., представителя Управления культуры Омутнинского района Бисерову М.В., представителей МКОУ СОШ N 2 г.Омутнинска Телицыну Н.А. и Русинову Т.Н., возражавших против удовлетворения апелляционного представления, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что по Уставу муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 2 г.Омутнинска является некоммерческой организацией, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования на основе федеральных государственных стандартов. На право ведения образовательной деятельности департаментом образования Кировской области "дата" выдана лицензия N N. Учредителем школы является администрация муниципального образования Омутнинский муниципальный район. Школа расположена в здании с пристроем по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты", кв.м и "данные изъяты" кв.м соответственно. По договору N от "дата" здание школы с пристроем учредителем передано школе на праве оперативного управления.
"дата" главой администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район принято постановление N N об изъятии из оперативного управления МКОУ СОШ N 2 г.Омутнинска помещения по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты" кв.м, реестровый N "данные изъяты" балансовой стоимостью "данные изъяты" руб., с последующей передачей в оперативное управление МКУК "Библиотечно-информационный центр".
Согласно Уставу от "дата" МКУК "Библиотечно-информационный центр" - это некоммерческая организация, созданная на основании приказа Учреждения культуры Кировского облисполкома от "дата" N N для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий МО Омутнинский муниципальный район в сфере культуры. Учредителем является МО Омутнинский муниципальный район. Целями деятельности учреждения являются осуществление государственной политики в области библиотечного обслуживания населения района, организация библиотечного обслуживания населения, формирование и хранение библиотечных фондов, предоставление их во временное пользование гражданам, юридическим и физическим лицам, независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, участие в местных, региональных и федеральных программах информационного обслуживания населения и др. Данное учреждение не занимается образовательной деятельностью. В состав МКУК входит структурное подразделение без образования юридического лица библиотека - медиатека, расположенная по адресу: "адрес" (в здании школы).
По результатам рассмотрения иска прокурора об отмене постановления органа местного самоуправления об изъятии помещения у школы и передаче его библиотеке суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности данных действий администрации района.
С таким выводом суд апелляционной инстанции согласиться не может ввиду следующего.
Разрешая спор, суд руководствовался лишь общими правовыми нормами, закрепляющими полномочия учредителя муниципального учреждения - органа местного самоуправления (собственника имущества) по передаче учреждению в оперативное управление объекта недвижимости, ссылаясь на ст.ст.209, 215, 294, 296, 297 ГК РФ, а также уставы МКОУ СОШ N 2 и МКУК "Библиотечно-информационный центр". Вместе с тем, судом не применены нормы материального права, подлежащие применению в данном случае, вследствие чего постановлено неправомерное решение.
Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" установлены основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
Согласно ч.2 ст.13 данного Федерального закона принятие органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения.
Как следует из материалов дела, предварительной оценки последствий принятого постановления от "дата" N N уполномоченным органом местного самоуправления не проводилось. Лишь в ходе рассмотрения спора в суде комиссией администрации Омутнинского муниципального района "дата" проведена экспертная оценка последствий принятого решения, по заключению которой передача помещения площадью "данные изъяты" кв.м по адресу: "адрес", в оперативное управление от МКОУ СОШ N 2 г.Омутнинска к МКУК "Библиотечно-информационный центр" возможна.
В то же время оспариваемые действия органа местного самоуправления совершены в нарушение нормативных правовых актов о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а потому законными признаны быть не могут.
В силу ст.32 Закона РФ "Об образовании" образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. В ст.28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. В соответствии с данным Федеральным законом постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.11.2010 N 189 утверждены СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". Данные санитарные правила направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях, в них установлены обязательные для исполнения всеми гражданами и юридическими лицами требования в том числе к территории и зданию общеобразовательного учреждения, они введены в действие с 01.09.2011 и распространяются, в частности, на действующие общеобразовательные учреждения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно п.1.7 СанПиН 2.4.2.2821-10 использование помещений общеобразовательных учреждений не по назначению не допускается. Расположение на территории построек и сооружений, функционально не связанных с общеобразовательным учреждением, не допускается.
Сторонами не оспаривалось, что использование части помещения здания школы под библиотеку не соответствует назначению всего здания - размещение в нем общеобразовательного учреждения. Доводы ответчика и третьих лиц о том, что библиотеку посещают около 70% детей, не свидетельствуют о том, что библиотека-медиатека ведет общеобразовательную деятельность. В здании школы есть своя школьная библиотека. Как указано выше, библиотека-медиатека доступна для всех граждан и юридических лиц независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. В силу Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле" библиотека - это информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам. В то же время библиотека не является общеобразовательным учреждением, не имеет специальной лицензии на общеобразовательную деятельность для детей.
Вышеуказанные санитарные правила согласуются также с положениями законодательства о противодействии терроризму. По ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму в РФ основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета мер предупреждения терроризма. На основании п.1 ч.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. Согласно п.3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором. Установленные законодательством меры по воспрепятствованию проходу посторонних лиц на территорию школы и в здание направлены на противодействие террористической деятельности, на обеспечение безопасности детей и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.
В связи с изложенным заслуживают внимания доводы прокурора о том, что использование части здания школы под библиотеку-медиатеку, то есть не по назначению, способствует свободному проникновению на территорию школы посторонних лиц.
Таким образом, оспариваемые действия органа местного самоуправления не соответствуют требованиям федерального законодательства, нарушают права и законные интересы детей и работников общеобразовательного учреждения. Ссылки администрации района на отсутствие свободных помещений на территории района для размещения библиотеки-медиатеки, ветхость библиотечного фонда, трудности по его перемещению не могут повлиять на выводы суда.
При таких обстоятельствах решение суда от 04.02.2013 подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований прокурора.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Омутнинского районного суда Кировской области от 04 февраля 2013 года отменить, принять по делу новое решение.
Признать незаконными действия администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области по изъятию "дата" из оперативного управления муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 2 г.Омутнинска помещения по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты" кв.м, реестровый номер N, балансовой стоимостью "данные изъяты" руб., с последующей передачей его в оперативное управление муниципальному казенному учреждению культуры "Библиотечно-информационный центр".
Обязать администрацию муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области принять решение об изъятии из оперативного управления МКУК "Библиотечно-информационный центр" помещение по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты" кв.м, реестровый номер N, балансовой стоимостью "данные изъяты" руб., и передаче его в оперативное управление МКОУ СОШ N 2 г.Омутнинска.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.