Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи Стексова В.И.,
судей Сметаниной О.Н., Кощеева А.В.,
с участием прокурора Новиковой И.В.,
при секретаре Ковалевой А.А..
рассмотрела 02 апреля 2013 года в открытом судебном заседании в городе Кирове
гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Кирова в интересах неопределенного круга лиц к ООО Рекламная компания "Грейхаунд" о понуждении к устранению нарушений законодательства при размещении рекламных конструкций
по апелляционной жалобе представителя ООО Рекламная компания "Грейхаунд" Домрачева Д.Г.
на решение Ленинского районного суда города Кирова от 22 января 2013 года,
которым постановлено:
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Кирова в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к ООО Рекламная компания "Грейхаунд" о демонтаже рекламных конструкций - удовлетворить.
Обязать ООО Рекламная компания "Грейхаунд" демонтировать рекламные конструкции, расположенные по адресам: "адрес"; "адрес".
Заслушав доклад судьи Сметаниной О.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА
Прокурор Ленинского района г. Кирова в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО Рекламная компания "Грейхаунд" о понуждении к устранению нарушений законодательства при размещении рекламных конструкций. В обоснование иска указано, что прокуратурой Ленинского района г.Кирова совместно с МКУ "Городская реклама", ГИБДД УМВД России по г.Кирову проведена проверка исполнения законодательства о размещении рекламных конструкций. Проверка показала, что рекламная конструкция, расположенная по адресу: г. "адрес", установлена ответчиком с нарушением п. 6.1 ГОСТ Р 52044-2003, которая размещена сбоку от автомобильной дороги на расстоянии 1,2 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня); рекламная конструкция, расположенная по адресу: "адрес", установлена ответчиком с нарушением п. 6.1, п. 6.6. ГОСТ Р 52044-2003, которая размещена сбоку от автомобильной дороги на расстоянии 3,7 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня), на расстоянии 5 м от наземного пешеходного перехода, расстоянии 5 м от дорожного знака и светофора. Данное обстоятельство может привести к тяжелым последствиям, человеческим жертвам, нанести ущерб здоровью и имуществу граждан. Просил обязать ООО Рекламная компания "Грейхаунд" демонтировать рекламные конструкции, расположенные по адресам: "адрес", "адрес".
Судом постановлено вышеприведенное решение.
С решением не согласен представитель ООО Рекламная компания "Грейхаунд" Домрачев Д.Г., в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в иске. В обоснование указал, что ни одна из сторон договоров от 25.12.2007, заключенных между муниципальным образованием "Город Киров" и ООО Рекламная компания "Грейхаунд" не обращалась в суд с требованием об изменении или расторжении договора. В рассматриваемом случае разрешение на установку рекламной конструкции органом местного самоуправления не аннулировано. Требование о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции не заявлялось, а судом не рассматривалось и не разрешалось, поэтому оснований для демонтажа конструкции нет. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 52044-2003 не был опубликован и зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ, следовательно не подлежит обязательному применению. Считает, что нарушены требования Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008, поскольку не выполнен порядок согласования, санкционирования, оформления проверки и уведомления ООО Рекламная компания "Грейхаунд" о ее проведении. Результаты проводимых при проверке измерений не достоверны, так как измерения проведены лицами, не аттестованными для проведения контрольных измерений, без применения каких-либо методик и ссылок на нормативные документы.
От представителя администрации муниципального образования "Город Киров" Кучиной И.В. поступили возражения на жалобу в котором указано, что Государственный стандарт ГОСТ Р 52044-2003 принят 22.04.2003 (то есть до 01.07.2003), соответствующий технический регламент, предусмотренный Федеральным законом "О техническом регулировании", который должен заменить ГОСТ Р 52044-2003, до настоящего времени не принят, следовательно, исполнение требований указанного стандарта в рассматриваемом случае является обязательным, направленным на обеспечение безопасности дорожного движения, то есть в целях охраны жизни и здоровья граждан. Таким образом, указанные рекламные конструкции действительно установлены с нарушением требований законодательства и должны быть демонтированы.
В возражениях на жалобу представитель МУ "Городская реклама" Попова А.И. указала, что в суде было установлено, что рекламные конструкции по адресу: "адрес", действительно размещены с нарушением ГОСТа, и должны быть демонтированы. МКУ "Городская реклама" выдает разрешения и заключает договоры на основании согласований с уполномоченными органами. При наличии всех необходимых согласований, МКУ "Городская реклама" не может не выдать разрешение. Контрольно-надзорными полномочиями МКУ не обладает. Оснований для аннулирования разрешения, предусмотренного ФЗ "О рекламе", у администрации (в лице МКУ "Городская реклама") нет, как и нет оснований для расторжения договора в одностороннем порядке.
От исполняющего обязанности прокурора Ленинского района города Кирова Сахарных А.В. поступили возражения на апелляционную жалобу. Указано, что демонтаж рекламной конструкции вследствие признания недействительным или аннулирования разрешения на ее установку не является единственно возможным, вследствие того, что действующее законодательство не исключает возможность возложения обязанности по демонтажу рекламной конструкции на ее владельца, без разрешения вопроса об аннулировании или признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции. Утверждаемые Госстандартом России технические нормы и правила, которые содержат исключительно профессиональные технические нормы, на регистрацию представляться не должны, так как не подпадают под требования п. 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009, п. 12 Приказа Минюста РФ от 04.05.2007 N 88.
В судебном заседании представитель ООО Рекламная компания "Грейхаунд" Домрачев Д.Г. доводы жалобы поддержал.
Представитель МКУ "Городская реклама", администрации муниципального образования "Город Киров" Попова А.И. с жалобой не согласна по основаниям, указанным в возражениях.
Прокурор Новикова И.В. считает жалобу не законной по основаниям, указанным в возражениях.
Судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
25.12.2007 года между администрацией г. Кирова от имени МО "Город Киров", в лице директора МУ "Городская реклама" Пинегиной С.Н., действующей на основании распоряжения главы администрации г. Кирова от 05.09.2007 N 2396 и доверенности от 05.09.2007 N 01-17-1951, и ООО Рекламная компания "Грейхаунд" заключен договор N 1628 на размещение средств наружной рекламы по адресу "адрес", сроком действия с 01.01.2007 по 31.12.2011. Выдано разрешение на установку рекламной конструкции на территории МО "Город Киров" N 2872 от 25.12.2007 по адресу "адрес", сроком действия с 01.01.2007 до 31.12.2011.
25.12.2007 между администрацией г. Кирова от имени МО "Город Киров", в лице директора МУ "Городская реклама" Пинегиной С.Н., действующей на основании распоряжения главы администрации г. Кирова от 05.09.2007 N 2396 и доверенности от 05.09.2007 N 01-17-1951, и ООО Рекламная компания "Грейхаунд" заключен договор N 1716 на размещение средств наружной рекламы по адресу "адрес", сроком действия с 01.01.2007 по 31.12.2011. Выдано разрешение на установку рекламной конструкции на территории МО "Город Киров" N 2871 от 25.12.2007 по адресу г "адрес", сроком действия с 01.01.2007 до 31.12.2011.
Данные договоры в соответствии с ч.3 ст.425 Гражданского кодекса РФ прекратили свое действие, а следовательно, нахождение рекламных конструкций ООО Рекламная компания "Грейхаунд" в указанных местах является незаконным.
В силу п. 5 ч. 3 ст. 25 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.2007 N 257-ФЗ в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещается установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения.
Пункт 4 ст. 19 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ определяет, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
Технический регламент, устанавливающий технические требования к рекламной конструкции, не принят.
Требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, установлены в ГОСТе Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения".
Согласно разделу 1 данного ГОСТа "Область применения" стандарт устанавливает общие технические требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения, а также требования к знакам информирования об объектах притяжения (раздел 6).
Пунктом 6.1 названного ГОСТа предусмотрено, что средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены:
- сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м - в населенных пунктах.
Пункт 6.7 ГОСТа Р 52044-2003 устанавливает, что в зависимости от площади рекламного объявления расстояние между отдельно размещенными на одной стороне дороги средствами наружной рекламы должно быть не менее 100 м, если площадь рекламного объявления составляет от 6 до 18 кв.м..
Из п.3.9, 3.10 ГОСТа Р 52044-2003 следует, что под наружной рекламой следует понимать рекламу, распространяемую в виде плакатов, стендов, щитовых установок, панно, световых табло и иных технических средств. Средствами наружной рекламы являются технические средства стабильного территориального размещения рекламы.
Вышеуказанный ГОСТ признан национальным стандартом со дня вступления в силу Федерального закона "О техническом регулировании" от 27.12.2007 N 184-ФЗ. Применение данного документа осуществляется в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в частности, защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Поскольку требования п. 6.1 ГОСТа Р 52044-2003 направлены на обеспечение безопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан, то они обязательны к применению при установке и эксплуатации рекламных конструкций.
В связи с этим применение указанного ГОСТа при согласовании и выдаче разрешений на размещение наружной рекламы является обязательным.
Из материалов дела следует, что Прокуратурой Ленинского района г.Кирова совместно с МКУ "Городская реклама", ГИБДД УМВД России по г.Кирову проведена проверка соблюдения законодательства о размещении рекламных конструкций в ходе которой, в соответствии с актом от 06.11.2012 установлено, что
- рекламная конструкция по адресу: "адрес", возведена с нарушением п. 6.1 ГОСТа 52044-2003 и эксплуатируется с истекшим сроком действия договора на размещение средств наружной рекламы и разрешения на распространение наружной рекламы;
- рекламная конструкция по адресу: "адрес", возведена с нарушением п.п. 6.1, 6.6ГОСТа 52044-2003 и эксплуатируется с истекшим сроком действия договора на размещение средств наружной рекламы и разрешения на распространение наружной рекламы.
Замеры производились измерительными приборами с действующими свидетельствами о проверке N 62-44/2473 до 22.12.2012 года и N 62-60/2475 до 22.12.2012 года.
Учитывая, что прокурором подан иск в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, суд признал, что ООО Рекламная компания "Грейхаунд" допущено существенное нарушение установленных требований по ненадлежащему расположению рекламной конструкции.
Кроме того, несоответствие расположения рекламной конструкции требованиям Государственного стандарта создает помехи в восприятии водителями дорожной обстановки, существенно ущемляет права граждан - участников дорожного движения (пешеходов, водителей и пассажиров) на обеспечение безопасности жизни и здоровья. То обстоятельство, что рекламная конструкция установлена с нарушением требований государственного стандарта, само по себе уже свидетельствует об угрозе безопасности дорожного движения.
При таких обстоятельствах, в пределах заявленных истцом оснований иска и предоставленных им доказательств, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что истцом доказано: подобное размещение рекламной конструкции создает реальную угрозу участникам дорожного движения, и оно не соответствует требованиям ГОСТа Р 52044-2003, в связи с чем имеются основания для демонтажа рекламной конструкции.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства.
Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы представителя ООО Рекламная компания "Грейхаунд" о неприменении ГОСТа 52044-2003 в связи с отсутствием регистрации в Минюсте РФ судебной коллегией отклоняются, поскольку утверждаемые Госстандартом России технические нормы и правила, которые содержат исключительно профессиональные технические нормы, на регистрацию представляться не должны.
В соответствии с п.п. 3 п.1 ст.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", положения настоящего закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора.
Поскольку исковое заявление подано прокурором в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц и в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, утверждение о том, что прокурор не наделен правом на обращение в суд с требованием демонтировать рекламную конструкцию, является неправомерным.
Доводы апелляционной жалобы о неправомерном применении ГОСТа Р 52044-2003, повторяют возражения по иску, были предметом исследования суда, нашли свое отражение в решении и правомерно были признаны судом несостоятельными.
Доводы жалобы, направленные на иную оценку доказательств, оснований для которой судебная коллегия не находит, не могут повлечь отмену решения суда.
Новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
Решение Ленинского районного суда города Кирова от 22 января 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ООО Рекламная компания "Грейхаунд" Домрачева Д.Г. без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.