Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Носковой Г.Н.,
судей Дубровиной И.Л., Маркина В.А.,
с участием прокурора Новиковой И.В.,
при секретаре Савиных Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Главы администрации Котельничского района Кировской области на решение Котельничского районного суда Кировской области от 17 января 2013 года по иску прокурора Котельничского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Котельничского района Кировской области, которым постановлено:
признать незаконным бездействие администрации Котельничского района Кировской области, выразившееся в непринятии мер по проведению предварительного отбора участников размещения заказа в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;
обязать администрацию Котельничского района Кировской области принять меры по проведению предварительного отбора участников размещения заказа в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера на 2013 год;
заслушав доклад судьи Кировского областного суда Дубровиной И.Л.,
УСТАНОВИЛА:
Котельничский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Котельничского района Кировской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В обоснование иска указал, что в ходе проведения Котельничской межрайонной прокуратурой проверки установлено, что ответчиком требования законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не исполняются - предварительный отбор участников размещения заказа в целях оказания гуманитарной помощи, либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера уполномоченным органом не проводится. Указанным бездействием должностных лиц органов местного самоуправления нарушаются основные принципы обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, поскольку могут повлечь не только большие материальные затраты на ликвидацию последствий, но и привести к человеческим жертвам. Просил суд признать незаконным бездействие администрации Котельничского района Кировской области, выразившееся в непринятии мер по проведению предварительного отбора участников размещения заказа в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера и обязать принять меры по проведению предварительного отбора участников размещения заказа в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера на 2013 год.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе Глава администрации Котельничского района Кировской области не согласна с решением суда, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, в частности судом не учтено, что в районе отсутствуют межведомственные территории, а на все сельские поселения уже возложена обязанность принять указанные меры в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Кроме того полагает, что указанные мероприятия могут осуществляться ответчиком без обязывающего судебного понуждения.
На заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика по доверенности Ветошкина Т.Д. настаивает на удовлетворении жалобы, подтвердила указанные в ней доводы. Пояснила, что в рамках действия федерального закона администрация может принять меры только путем заключения соглашений.
Представитель прокуратуры Новикова И.В. просит жалобу оставить без удовлетворения, указав, что бездействие органов местного самоуправления нарушает принципы обеспечения и защиты основных прав и свобод граждан, могут привести к человеческим жертвам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии с п.п. 7 и 21 ч.1 ст.15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с ч. 2 ст.11Федерального закона N 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно ст. 48 Федерального закона N 94-ФЗ от 21 июля 2005 года "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик, уполномоченный орган проводят предварительный отбор участников размещения заказа, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые могут в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг. По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, включающий в себя участников размещения заказа, прошедших предварительный отбор, в целях размещения у них заказа на поставку указанных товаров, выполнение работ либо оказание услуг для нужд заказчиков путем запроса котировок. Перечень указанных поставщиков подлежит ежегодному обновлению путем проведения предварительного отбора. В случае, если до дня проведения предварительного отбора в перечне поставщиков остался один участник размещения заказа, перечень поставщиков подлежит обновлению не позднее чем через сорок пять дней со дня исключения предпоследнего участника размещения заказа из такого перечня.
Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования отнесено к вопросам местного значения муниципального района в соответствии с п.7 ч.1 ст.7 Устава МО Котельничский муниципальный район Кировской области.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки исполнения требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера администрацией Котельничского района Кировской области Котельничской межрайонной прокуратурой выявлены следующие нарушения: администрацией муниципального образования не заключены муниципальные контракты на 2013 год на поставку ресурсов (продовольствия, пищевого сырья, транспортных средств, средств связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной защиты), при этом, не проведен отбор участников размещения заказа в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
В данном случае бездействие ответчика, выразившееся в непринятии указанных мер, является незаконным.
Доводы ответчика о необоснованности требований прокурора по причине возложения аналогичных обязанностей на администрации сельских поселений Котельничского района Кировской области являются несостоятельными.
Также не заслуживает внимания утверждение ответчика об отсутствии в районе межведомственных территорий, поскольку это не может повлиять на установленную законом необходимость проведения указанных мероприятий.
Доводы апелляционной жалобы о возможности осуществлении ответчиком указанных выше мероприятий без обязывающего понуждения не могут быть признаны судебной коллегией состоятельными, поскольку на момент рассмотрения искового заявления они не выполнялись.
В целом, доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование закона и переоценку доказательств, для которых у судебной коллегии оснований не и имеется.
В соответствии с п.1 ст.328 ГПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
При этом, в соответствии с положениями п.5 ст.329 ГПК РФ, определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Оставить решение Котельничского районного суда Кировской области от 17 января 2013 года без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.