Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Носковой Г.Н.,
судей Дубровиной И.Л., Маркина В.А.,
с участием прокурора Новиковой И.В.,
при секретаре Савиных Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Главы администрации Котельничского района Кировской области на решение Котельничского районного суда Кировской области от 17 января 2013 года по иску прокурора Котельничского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Котельничского района Кировской области, которым постановлено:
обязать муниципальное образование Котельничский муниципальный район Кировской области организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории Котельничского района в течение 6 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу;
заслушав доклад судьи Кировского областного суда Дубровиной И.Л.,
УСТАНОВИЛА:
Котельничский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Котельничский муниципальный район Кировской области о возложении обязанности по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов. В обоснование иска указал, что в ходе проведения проверки соблюдения ответчиком природоохранного законодательства установлено, что на территории МО Котельничский муниципальный район утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов надлежащим образом не организована. В период с 2010 по 2012 годы межрайонной прокуратурой при проведении проверок выявлено, что на территории МО Котельничский муниципальный район Кировской области, в границах отдельных сельских поселений располагались несанкционированные свалки отходов производства и потребления. Решениями Котельничского районного суда на администрации указанных сельских поселений возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок. Кроме того, в настоящее время на территории Котельничского района существует 22 действующие несанкционированные свалки бытовых и промышленных отходов. Наличие данных несанкционированных свалок и непринятие мер ответчиком по их ликвидации нарушает интересы граждан, проживающих на территории Котельничского района, на благоприятную окружающую среду. Просил суд обязать ответчика организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории Котельничского района.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе Глава администрации Котельничского района Кировской области не согласен с решением суда, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела. В частности указывает на то, что судом не учтено, что с целью решения проблемы по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов Правительством Кировской области принята соответствующая областная целевая программа на 2012-2017 годы, в рамках которой может быть решена проблема района по утилизации отходов, в связи с чем полагает постановленное решение преждевременным.
На заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика по доверенности Ветошкина Т.Д. доводы жалобы поддержала. Пояснила, что несанкционированные свалки являются проблемой всех районов области. На эти цели выделяется очень мало денег, в рамках Программы денежные средства еще не поступали.
Представитель прокуратуры Новикова И.В. находит решение законным и обоснованным, а жалобу - не подлежащей удовлетворению. Непринятие мер по ликвидации несанкционированных свалок нарушает требования законодательства об охране окружающей среды. Полномочия органов местного самоуправления по организации утилизации и переработке отходов определены законодательно.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии с п.п. 14 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Подпунктом 15 п.5 ст.32 Устава МО Котельничский муниципальный район Кировской области, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесена к компетенции администрации Котельничского района.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Как верно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на территории Котельничского района существует 22 действующие несанкционированные свалки бытовых и промышленных отходов. Следовательно, работы по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории Котельничского района администрацией муниципального образования не организованы надлежащим образом. Ненадлежащая организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду (ст.46 Конституции РФ).
Следовательно, выводы суда первой инстанции о возложении на ответчика обязанности по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Котельничского района Кировской области является законным и обоснованным.
Из материалов дела следует, что представитель ответчика в соответствии с положениями ст.39 ГПК РФ указанные исковые требования прокурора признал и попросил срок для исполнения равный 6 месяцам (л./д. 8-10,38,39). При принятии решения суд первой инстанции учел данный факт.
Приведенные ответчиком доводы о принятии Правительством Кировской области областной целевой программы "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Кировской области" на 2012-2017 годы, не являются основанием для пересмотра указанного решения. Факт наличия несанкционированных свалок на территории Котельничского района и необходимости их ликвидации установлен и исследован судом первой инстанции, что нашло отражение в судебном решении.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, для которых у судебной коллегии оснований не имеется.
В соответствии с п.1 ст.328 ГПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
При этом, в соответствии с положениями п.5 ст.329 ГПК РФ, определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Оставить решение Котельничского районного суда Кировской области от 17 января 2013 года без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.