Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи
Стексова В.И.
судей
Кощеева А.В., Сметаниной О.Н.
при секретаре
Ковалевой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя отдела культуры, спорта и молодежной политики Администрации Лузского района Кировской области на решение Лузского районного суда Кировской области от 15 января 2013 года по гражданскому делу по иску отдела культуры, спорта и молодежной политики администрации Лузского района Кировской области к Тютриной Ю.В. о взыскании с ответчика в бюджет района средств социальной выплаты в размере "данные изъяты", которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований отдела культуры, спорта и молодежной политики администрации Лузского района Кировской области к Михиной (до заключения брака Тютрина) Ю.В. о взыскании в бюджет района произведенных социальных выплат в размере "данные изъяты" - отказать.
Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Стексова В.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Отдел культуры, спорта и молодежной политики администрация Лузского района Кировской области обратился в суд с иском к Тютриной Ю.В. о взыскании с неё в бюджет района незаконно полученной социальной выплаты. В обоснование указала, что постановлением администрации Лузского района от 05.05.2011 N 345 на основании решения комиссии по рассмотрению заявлений молодых семей и постановке их на учет в рамках МЦП "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 год был утвержден список молодых семей - участников подпрограммы ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы и ОЦП "Дом для молодой семьи" на 2011 год, изъявивших желание на получение социальной выплаты в 2011 году. В этот список, представленный в дальнейшем в Управление по делам молодежи Кировской области, была включена и семья ответчицы Тютриной Ю.В. Деньги в сумме "данные изъяты". Тютриной Ю.В. были перечислены. Проведенной в июне 2012 года Департаментом финансов Кировской области проверкой было выявлено, что бюджетные средства в размере "данные изъяты". были использованы не по назначению, так как по представленным документам Тютрина Ю.В. гражданином, нуждающимся в жилых помещениях, не должна быть признана, то есть бюджетные средства израсходованы на цели, не предусмотренные условиями их получения. Просили взыскать с ответчика в бюджет Лузского района Кировской области "данные изъяты"., как неосновательное обогащение.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением не согласен представитель отдела культуры, спорта и молодежной политики администрации Лузского района Кировской области. В апелляционной жалобе ставит требование о его отмене. В обоснование доводов указал, что суд не усмотрел недобросовестности действий ответчика. Сделка купли-продажи имеет явные признаки притворной сделки. Нормы ст.ст. 289, 284, 284.1 БК РФ и ст. 22 Постановления правительства РФ N 1050 от 17.12.2010 в данном случае не должны применятся, так как спорные правоотношения возникли между гражданином и органом местного самоуправления, а не между распорядителем бюджетных средств, осуществившим их нецелевое использование и органами, определенными данными нормами. О неправомерности постановки ответчика на учет в качестве нуждающегося в жилом посещении истец узнал только после проведения в июне 2012 г. плановой проверки. Считает, что положения ст. 1109 ГК РФ в данном случае не должны применятся. Считает, что полученная ответчиком субсидия в размере "данные изъяты". является неосновательным обогащением и подлежит возврату в местный бюджет.
Представители Отдела культуры, спорта и молодежной политики Лузского района Кировской области, администрации Лузского городского поселения Кировской области, Михина (Тюрина) Ю.В. в судебное заседание не явились, о дате судебного заседания извещены надлежащим образом, причина неявки неизвестна.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему:
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке в соответствии со ст. 330 ГПК РФ являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой статьи 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.
В целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем, Постановлением Правительства РФ N 1050 от 17 декабря 2010 года утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".
Применительно к Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 1050 от 17 декабря 2010 года, под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п.7 Правил).
Законом Кировской области от 30 марта 2011 года N 96/103 утверждена областная целевая программа "Дом для молодой семьи" на 2011 год, которой были определены критерии и условия для лиц, которые могут быть участниками данной целевой программы, источники финансирования программы, и порядок ее реализации. Законом предусмотрено, что участниками областной целевой программы могла быть молодая семья при наличии совокупности таких условий как: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет, семья признана нуждающейся в жилом помещении, наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Постановлением администрации Лузского района Кировской области N 344 от 05 мая 2011 года утверждена муниципальная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Лузском районе" на 2011 год.
Из названых нормативных правовых актов следует, что признание молодой семьи нуждающейся в жилом помещении является одним из обязательных условий предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы.
Семья Тютриной Ю.В. распоряжением администрации Лузского городского поселения от 31 мая 2006 года была признана малообеспеченной и поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Постановлением администрации Лузского района Кировской области N 345 от 05 мая 2011 года по рекомендации комиссии по рассмотрению заявлений молодых семей о включении их в состав участников программ, направленных на обеспечение жильем, утвержден список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", в который под N 3 была включена семья Тютриной Ю.В.
14 апреля 2011 года комиссия приняла решение - рекомендовать главе администрации района утвердить список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, областной целевой программы "Дом для молодой семьи" на 2011 год и муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Лузском районе" на 2011 год, в котором под N 3 была указана семья Тютриной Ю.А. Постановлением администрации Лузского района Кировской области N 345 от 05 мая 2011 года данный список был утвержден.
Распоряжением администрации Лузского района Кировской области N 64 от 27 февраля 2012 года "О перечислении социальной выплаты на приобретение жилого помещения Тютриной Ю.В." - Тюриной Ю.В. были перечислены "данные изъяты"., в том числе "данные изъяты". за счет средств федерального бюджета, "данные изъяты". за счет средств областного бюджета и "данные изъяты" руб. за счет средств бюджета Лузского района.
По договору купли - продажи от 12 декабря 2011 года Тютрина Ю.В. приобрела у Тютрина И.В. жилое помещение - квартиру "адрес" общей площадью 30,7 кв. метров за "данные изъяты", из которых "данные изъяты" переданы наличными продавцу покупателем, а "данные изъяты" за счет средств программы "Обеспечение жильем молодых семей" перечислены на расчетный счет продавца.
В 2012 году, в результате проведенной проверки, выявлено, что в нарушение раздела 3 Подпрограммы ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы, раздела 2 ОЦП "Дом для молодой семьи" на 2011 год, раздела 5 МЦП "Обеспечение жильем молодых семей в Лузском районе" на 2011 год, пункта 7 Правил предоставления социальных выплат, пунктов 1,3 Постановления Правительства Кировской области от 21 сентября 2011 года N 121/472, подпункта 35 пункта 2 ст. 19 Закона об областном бюджете на 2011 год, денежные средства перечислены семье Тютриной Ю.В., не нуждающейся в улучшении жилищных условий, что в соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.
В суде первой инстанции установлено, что комиссия по рассмотрению заявлений молодых семей о включении их в состав участников программ, направленных на обеспечение жильем в нарушение требований пункта 17 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище", а также подпункта 3.4 Положения о данной комиссии, сведения в документах, представленных Тютриной Ю.В. не проверила.
Принципом главы 60 ГК РФ "Обязательства вследствие неосновательного обогащения" является следующее: никто не должен получить имущественную выгоду без надлежащего правового основания.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
Согласно п. 4 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Указанная норма подлежит применению лишь в тех случаях, когда лицо совершая действия по предоставлению имущества, должно выразить волю, которая явно указывает на то, что у приобретателя после передачи имущества не возникает каких-либо обязательств, в том числе из неосновательного обогащения.
Судом первой инстанции установлено, что ответчик добросовестно предоставила в администрацию Лузского городского поселения и в отдел культуры, спорта и молодежной политики администрации Лузского района документы, соответствующие действительности, в том числе и документы о месте жительства, составе семьи. На основании представленных документов и принимались последующие решения: о признании семьи Тютриной Ю.В. нуждающейся в жилом помещении, предоставлении социальной выплаты. Иных документов Тютриной Ю.В. в администрацию Лузского городского поселения и в отдел культуры, спорта и молодежной политики администрации Лузского района не предоставлялось, изменений в документы не вносилось.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции руководствовался тем, что по смыслу ч. 1 ст. 1102 ГК РФ обогащение может быть признано неосновательным в случае, когда отсутствуют предусмотренные законом правовые основания на приобретение или сбережение имущества. В соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы основанием для предоставления социальной выплаты является принимаемое в установленном порядке уполномоченным органом местного самоуправления решение.
Таким образом, суд первой инстанции верно пришел к выводу о недобросовестности в действиях ответчика, которая выразилась в том, что Тютрина Ю.В. была включена в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату, и в дальнейшем получила социальную выплату в размере "данные изъяты" не имеется.
Следовательно, с учетом действий органа местного самоуправления, полученные ответчиком от истца денежные средства при наличии правовых оснований, не могут являются в смысле ст. 1102 ГК РФ неосновательным обогащением.
При указанных обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, так как ее доводы сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных по делу обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены вынесенного по делу судебного постановления.
Судебная коллегия принимает во внимание, что выводы суда первой инстанции мотивированы, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, и оснований для признания их незаконными нет.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, т.к. выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального и процессуального закона соблюдены и правильно применены, оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лузского районного суда Кировской области от 15 января 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя отдела культуры, спорта и молодежной политики Администрации Лузского района Кировской области - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.