Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи Мартыновой Т.А.,
и судей Баталовой С.В., Черниковой О.Ф.
при секретаре Скрябиной А.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации г. Кирова на решение Первомайского районного суда г. Кирова от 17 января 2013 года, которым постановлено:
Признать незаконным отказ Администрации г. Кирова в передаче на рассмотрение межведомственной комиссии обращения В.А.И. о признании непригодным для проживания частного жилого дома по адресу: "адрес"
Обязать Администрацию г. Кирова передать для рассмотрения по существу обращение В.А.И. о признании непригодным для проживания частного жилого дома по адресу: "адрес" в межведомственную комиссию по оценке признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Заслушав доклад судьи областного суда Мартыновой Т.А., судебная коллегия областного суда
УСТАНОВИЛА:
В.А.И. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации г. Кирова по рассмотрению вопроса о признании жилого помещения аварийным и непригодным для проживания.
В обосновании требований указала, что она обратилась в Администрацию г. Кирова с вышеуказанным заявлением о признании частного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" непригодным для проживания. Администрация г. Кирова отказала В.А.И. в удовлетворении ее заявления. В.А.И. считает отказ Администрации г. Кирова в признании частного жилого дома непригодным для проживания незаконным, так как в соответствии с действующим законодательством решение вопроса о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии.
Просит признать отказ Администрации г. Кирова по рассмотрению вопроса о признании частного жилого дома по адресу: "адрес" аварийным и непригодным для проживания незаконным; обязать Администрацию г. Кирова принять решение о признании частного жилого дома по адресу: "адрес" непригодным для проживания.
Судом постановлено вышеуказанное судебное решение.
В апелляционной жалобе Администрация г. Кирова просит судебное решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Считают, что понуждение Администрации г. Кирова к передаче на рассмотрение межведомственной комиссии заявления В.А.И. не законно. В соответствии с п. 8 Положения от 28.01.2006г. N 47 орган местного самоуправления вправе принимать решение признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении. Письмо Администрации г. Кирова от 25.09. 2012г. не является ненормативным правовым актом и не может быть признано незаконным. Оспариванию подлежит постановление или распоряжение администрации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции В.А.И., ее представитель ФИО1 просили оставить принятое решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Администрация г. Кирова надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, в соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела в соответствии с правилами статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах указываемых в апелляционной жалобе доводов, выслушав объяснения представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.
В силу статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений прямо отнесены признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (далее -Положение) действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В силу пунктов 7, 8 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Из приведенных норм Положения следует, что межведомственная комиссия должна по заявлению гражданина, независимо от формы собственности провести обследование жилого помещения, дома в целом на предмет его аварийности и непригодности (пригодности) для проживания, поскольку никакой другой орган не наделен такими полномочиями.
Судом на основании ответа администрации г. Кирова установлено, что В.А.И. обращалась в администрацию с заявлением по вопросу признания частного жилого дома (помещения), расположенного по адресу "адрес" непригодным для проживания.
Администрацией г. Кирова в удовлетворении заявления отказано, со ссылкой на то, что признание жилого помещения непригодным для проживания является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления.
Отсутствие решения межведомственной комиссии, принятого в соответствии с пунктом 47 Положения, нарушает права В.А.И., как собственника.
Суд пришел правильному выводу о признании незаконным отказ Администрации г. Кирова в передаче на рассмотрение межведомственной комиссии обращения В.А.И. о признании непригодным для проживания частного жилого дома по адресу: "адрес"
Поскольку решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, порядок создания комиссии и принятия решения установлен Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
Суд пришел к правильному выводу, что Администрация г. Кирова не имеет право принимать решение о признании частного жилого дома по адресу: "адрес" непригодным для проживания, поскольку это исключительная компетенция межведомственной комиссии.
Поскольку документы, поданные истцом для разрешения вопроса о пригодности для проживания жилого помещения, находятся в Администрации, заявителю не возвращались, суд обязал Администрацию г. Кирова передать для рассмотрения по существу обращение В.А.И. о признании непригодным для проживания частного жилого дома по адресу: "адрес" в межведомственную комиссию по оценке признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Орган местного самоуправления должен по заявлению гражданина, независимо от того, является ли он собственником жилого дома или нанимателем, провести обследование жилого помещения на предмет аварийности и непригодности его для проживания. Иного порядка обследования частных жилых помещений в целях признания их пригодными (непригодными) для дальнейшего проживания, кроме обследования создаваемыми межведомственными комиссиями не существует.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой и в решении, с учетом требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка.
Указание в жалобе о том, что ответ в форме письма администрации г. Кирова от 25.09.2012г. не является ненормативным правовым актом, так как ответ должен быть в виде постановления или распоряжения, в связи с чем он не может быть признан судом незаконным, не является основанием для отмены судебного решения. Не имеет правового значения для разрешения данного вопроса в какой форме был вынесен отказ В.А.И. по ее письменному заявлению.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для вмешательства в решение суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда г. Кирова от 17 января 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.