Судья Кировского областного суда Сметанина О.Н.,
с участием прокурора Окулова Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении
по жалобе генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Автоцентр" Кочкина А.Ю.
на постановление судьи Мурашинского районного суда Кировской области от 03 апреля 2013 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Автоцентр",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Мурашинского районного суда Кировской области от 03 апреля 2013 года общество с ограниченной ответственностью "Автоцентр" (далее - ООО "Автоцентр") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности сроком на 20 (двадцать) суток: в помещении, где оказываются услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта, распложенном по адресу: "адрес";деятельности, связанной с производством работ по погрузке лесопродукции в подвижные железнодорожные составы на промышленной площадке, распложенной по адресу: "адрес".
Генеральный директор ООО "Автоцентр" Кочкин А.Ю. обратился с жалобой в Кировский областной суд, в которой просит постановление судьи отменить. Полагает, что судом не проверена законность проведения прокурорской проверки. Входе проверки были нарушены Федеральные законы "О прокуратуре Российской Федерации" и "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Считает, что отсутствует объективная сторона состава правонарушения. Обнаруженные в ходе проверки отходы являются товарной продукцией - дровами, реализуемыми населению и организациям. Отработанные автомобильные покрышки - собственность клиентов автоцентра. Требования п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 обществом не нарушены: отходы не разбросаны по территории, находятся в стационарном помещении, защищены от воздействия ветра и атмосферных осадков, лежат на бетонном полу, вредного воздействия на окружающую среду не оказывают. Обществом были приняты меры для обеспечения соблюдения действующего законодательства: заключен договор на вывоз мусора с МУП " "данные изъяты"", договоры на подготовку паспортов отходов (получены в январе 2013 года).
В судебном заседании генеральный директор ООО "Автоцентр" Кочкин А.Ю. доводы жалобы поддержал.
Прокурор Окулов Е.А. полагал постановление судьи законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения, жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой Опаринского района 01 ноября 2012 года в рамках полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации",проведена проверка соблюдения ООО "Автоцентр" природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Доводы жалобы о нарушениях, допущенных в ходе проведения проверки, Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не состоятельны в силу п.3 ч.3 ст.1 данного закона, определяющего, что положения настоящего закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора.
15 ноября 2012 года прокурором Опаринского района Кировской области Васильковым Д.С. вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ООО "Автоцентр", юридический адрес: "адрес".
При вынесении постановления требования ст.ст.28.2, 28.5 КоАП РФ соблюдены.
Постановление прокурора с материалами направлены для рассмотрения в Департамент экологии и природопользования Кировской области.
19 ноября 2012 года старшим государственным инспектором Департамента экологии и природопользования Кировской области Лукиной Н.Н. вынесено определение о передаче постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и других материалов дела в суд, уполномоченный в соответствии с законодательством Российской Федерации назначать наказание в виде административного приостановления деятельности.
03 апреля 2013 года судом вынесено обжалуемое постановление, которым в вину обществу вменены нарушения требований Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п.п.3.6, 3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, составляют действия или бездействие, в том числе, юридических лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Согласно п.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Исходя из ст.1 Закона об отходах производства и потребления обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Следовательно, общество, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
В соответствии с п.3.6 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления, введенных в действие с 15.06.2003 постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 N 80, накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно.
Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары.
При этом хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV - навалом, насыпью, в виде гряд.
Согласно п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Материалами дела подтверждается, что общество осуществляло производственную деятельность, нарушая экологические и санитарно-эпидемиологические требования действующего природоохранного законодательства.
Из материалов дела следует, что ООО "Автоцентр" является хозяйствующим субъектом, в процессе деятельности которого образуются отходы.
Согласно протоколу осмотра промышленной площадки ООО "Автоцентр", расположенной по адресу: "адрес" с прилагаемыми фотографиями сотрудниками Департамента экологии и природопользования Кировской области, ОПН Опаринского района и прокуратуры Опаринского района 01 ноября 2012 года выявлено следующее.
Обществом складируется круглый лес в объеме около 400 куб.м. (балансы еловые, фанерное сырье, пиловочник хвойный и технологическое сырье). На момент осмотра на промышленной территории производились работы по погрузке круглого леса в подвижной железнодорожный состав. Рядом с железнодорожными путями обнаружены отходы древесины от погрузки лесопродукции общим размер около 2-4 куб.м, находящиеся на земле, навалом под открытым воздухом, без обвалки и организованной системы ливнестоков.
На промышленной территории имеется нежилое деревянное помещение, используемое под шиномонтаж. В помещении шиномонтажа обнаружено накопление отходов в виде отработанных резиновых покрышек (на момент проверки), а также различный мусор (твердые бытовые отходы) в объеме около 1 куб.м..
Факт нарушения ООО "Автоцентр" п.3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 накоплением и хранением в помещении шиномонтажа отработанных резиновых покрышек, иных твердых бытовых отходов не доказан. В материалах дела не имеется сведений к какому классу опасности относятся обнаруженные в ходе проверки в указанном помещении отходы, а следовательно нельзя сделать вывод о нарушении обществом порядка их хранения.
Указание на административное приостановление деятельности в данном помещении подлежит исключение из назначенного судом наказания.
Несоблюдение ООО "Автоцентр" условий временного хранения отходов, предусмотренных п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, подтверждается имеющимися в деле доказательствами, выражается в том, что отходы древесины хранятся навалом на открытой площадке без защиты от воздействия атмосферных осадков, поверхность площадки не имеет искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие, по периметру площадки не сделана обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.
Доводы жалобы о том, что отходы древесины реализуются обществом как товар (дрова) не влияют на доказанность вины юридического лица в нарушении п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, так как последующее использование образующихся в ходе производственной деятельности отходов не освобождает организацию от обязанности соблюдения требований к их временному хранению.
Доказательств того, что данное нарушение требований п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 на момент рассмотрения дела судом ООО "Автоцентр" было устранено не представлено.
Таким образом, действия ООО "Автоцентр" образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Постановление о привлечении ООО "Автоцентр" к административной ответственности вынесено судьей с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ.
Доводы о мерах принятых для устранении выявленных нарушений не влекут изменение состоявшегося по делу постановления. Данные обстоятельства учтены при назначении административного наказания.
Административное наказание назначено ООО "Автоцентр" в пределах, установленных санкцией ст.8.2 КоАП РФ. Оснований к изменению вида административного наказания, с учетом мнения законного представителя общества, не нахожу.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Автоцентр" Кочкина А.Ю. удовлетворить частично.
Постановление судьи Мурашинского районного суда Кировской области от 03 апреля 2013 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Автоцентр", изменить.
Исключить из назначенного судом наказания указание на административное приостановление деятельности в помещении, где оказываются услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта, распложенном по адресу: "адрес".
В остальной части постановление отставить без изменения.
Судья Кировского областного суда
О.Н. Сметанина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.