Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего Шевченко Г.М.
судей Баталовой С.В., Мартыновой Т.А.
при секретаре Некрасовой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 29 апреля 2013 года дело по апелляционной жалобе управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировской области на решение Первомайского районного суда г. Кирова от 25 февраля 2013 года, которым постановлено:
Признать решение комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты УМВД России по Кировской области от 23 октября 2012 г. по снятию ФИО1 с учета для получения единовременной социальной выплаты незаконным.
Обязать УМВД России по Кировской области принять на учет на получение единовременной социальной выплаты ФИО1 с семьей в составе 3-х человек.
Заслушав доклад судьи областного суда Мартыновой Т.А., судебная коллегия областного суда
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с заявлением к УМВД России по Кировской области о признании незаконными действий комиссии по единовременной социальной выплате УМВД России по Кировской области по исключению его из очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также обязать восстановить его в указанной очереди. В обоснование заявленных требований указал, что проходил службу в органах внутренних дел, 27.04.2012 г. был уволен, выслуга лет в календарном исчислении составила 21 год 07 месяцев 19 дней. Основанием для увольнения явилось заболевание и установление инвалидности. 11.01.2012 г. ФИО1 обратился с рапортом на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, 09.02.2012 г. ФИО1 получен ответ, что выплату не могут предоставить, поскольку не утвержден порядок формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения выплаты. 24.04.2012 г. ФИО1 повторно обратился с рапортом за предоставлением выплаты, представив необходимые документы. 18.06.2012 г. распоряжением N утвержден протокол комиссии N от 15.06.2012 г. согласно которому ФИО1 с семей в составе 3-х человек принят на учет для получения указанной единовременной социальной выплаты. В ноябре 2012 года ФИО1 получил письмо, в котором ему сообщалось, что он необоснованно был принят на учет и поставлен в очередь на получение единовременной социальной выплаты, в обоснование исключения ФИО1 из очереди на получение выплаты указано, что представленное им заявление рассмотрено 15.06.2012 г., то есть когда ФИО1 был уволен из органов внутренних дел, а также, что ФИО1 не состоял в очереди на улучшение жилищных условий по месту службы до "дата". По мнению ФИО1, он обладал правом на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку в момент обращения за указанной выплатой он являлся сотрудником органов внутренних дел. Полагая, что действиями комиссии по единовременной социальной выплате УМВД России по Кировской области нарушено его право на реализацию гарантий социальной защиты, ФИО1 обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Судом постановлено решение от 25 февраля 2013 года об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе УМВД России по Кировской области ставит вопрос об отмене решения суда от 25.02.2013 г. как принятого с нарушением норм материального права, просит отказать в удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы считает, что решение комиссии о снятии с учета истца полностью соответствует требованиям статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", так как в период прохождения службы он не был принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, а на момент рассмотрения заявления ФИО1 комиссией он уже не являлся сотрудником полиции. Также заявитель жалобы не согласен с выводом суда о незаконности письменного ответа УМВД России по Кировской области, направленного ФИО1 в феврале 2012 года, о невозможности предоставления ему единовременной социальной выплаты, отмечает, что заявление ФИО1 от 11.01.2012 г. не могло быть принято к рассмотрению, так как не была сформирована база данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты; после того, как такая база была сформирована, заявления сотрудников стали приниматься и рассматриваться. По мнению заявителя жалобы, в данном случае действия УМВД России по Кировской области по формированию указанной базы данных соответствовали пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. N 1223 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации".
В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 считает, что оснований для решения суда не имеется, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ФИО1 и его представитель по доверенности ФИО2 просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заинтересованное лицо УМВД России по Кировской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явилось, в соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и выслушав объяснения ФИО1 и его представителя ФИО2, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" (далее - Закон от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ) сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата). Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 5 Правил, принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась. При этом, названным пунктом Правил определено, какие документы должны быть приложены к заявлению.
Согласно пункту 15 Правил, решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, оформляется протоколами комиссии и утверждается правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа
В силу пункта 19 (подпункт "д") Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае увольнения сотрудника со службы (за исключением увольнения со службы по основаниям, дающим право на получение пенсии).
Пунктом 6 статьи 4 Закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ предусмотрено, что право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
При рассмотрении дела судом установлено, что ФИО1 проходил службу в органах внутренних дел с 23.12.1993 г. по 27.04.2012 г., на основании приказа N л/с от 27.04.2012 г. был уволен из органов внутренних дел 27.04.2012 г. по пункту 1 части 3 статьи 82 (в связи с болезнью) Положения о службе в органах внутренних дел. Основанием для увольнения явились: рапорт от 19.04.2012 г., представление к увольнению от 23.04.2012 г., свидетельство о болезни N от 14.11.2011 г. ВВК МСК.
Согласно справке ФКУ "ГБ МСЭ по Кировской области" N ФИО1 установлена вторая группа инвалидности, указано, что заболевание получено в период военной службы, инвалидность установлена на период до 01.07.2013 года.
Выслуга лет ФИО1 в органах внутренних дел в календарном исчислении составляет 21 год 07 месяцев 19 дней.
11.01.2012 г. ФИО1 подал рапорт на имя начальника УМВД о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения. Поданный рапорт был рассмотрен, ФИО1 направлено сообщение от 09.02.2012 г. о невозможности произвести такую выплату. В обоснование указано, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. N 1223 Министерству внутренних дел России поручено утвердить в 3-месячный срок порядок формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с данного учета.
24.04.2012 г. ФИО1 повторно обратился с рапортом о предоставлении единовременной социальной выплаты, указав, что по прежним местам службы выплата не предоставлялась. К рапорту были также приложены заявление о принятии на учет для получения выплаты с необходимыми документами.
Распоряжением N от 18.06.2012 г. утвержден протокол комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты N от 15.06.2012 г., согласно которому ФИО1 с семьей в составе 3-х человек принят на учет для получения единовременной социальной выплаты с 24.04.2012 г. под N 23.
23.10.2012 г. на основании протокола заседания комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты УМВД России по Кировской области ФИО1 исключен из очереди на получение единовременно социальной выплаты. Согласно записям указанного протокола от 23.10.2012 г., ФИО1 с семей из 3-х человек снят с учета по причине того, что право на предоставление единовременной социальной выплаты имеют граждане, уволенные со службы в органах внутренних дел и принятые на учет в период прохождения службы.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований ФИО1, суд указал на соблюдение заявителем предусмотренных Правилами порядка и условий принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты с момента подачи заявления от 11.01.2012 года, а также на наличие у ФИО1 права на получение такой выплаты. При этом суд принял во внимание, что в связи с неправомерным отказом УМВД России по Кировской области от 09.02.2012 г., ФИО1 своевременно не был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты, тогда как в соответствии с действующим законодательством имел на это право.
Апелляционная инстанция соглашается с выводами суда, так как они основаны на установленных судом обстоятельствах и соответствует требованиям закона.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ ФИО1 имел право на получение единовременной социальной выплаты и совершил действия, направленные на реализацию этого права, подав заявление от 11.01.2012 года.
Соответственно, решение комиссии о принятии (об отказе в принятии) его на учет для получения выплаты должно было быть принято, как предписывает пункт 15 Правил, в течение двух месяцев со дня подачи им заявления, то есть не позднее, чем 11.03.2012 года.
Как было отмечено выше, на заявление ФИО1 от 11.01.2012 г. был дан письменный ответ от 09.02.2012 г., в котором было указано на невозможность предоставления в настоящее время единовременной социальной выплаты по причине отсутствия утвержденного Министерством внутренних дел Российской Федерации порядка формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты.
Между тем, ни статья 4 вышеупомянутого Закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ, ни положения Правил не содержат таких оснований для отказа в принятии заявления сотрудника и постановке его на учет, как отсутствие базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты.
В этой связи суд первой инстанции правильно указал, что отсутствие на момент обращения механизма формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения выплаты, не может являться основанием для отказа в постановке ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты и, следовательно, нарушения прав истца на реализацию гарантий социальной защиты.
Суд также принял во внимание, что на основании протокола заседания комиссии по предоставлению единовременной выплаты от 15.06.2012 г. N, утвержденного распоряжением УМВД России по Кировской области от 18.06.2012 г. N, ФИО1 с семьей был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты с 24.04.2012 года.
По состоянию на 24.04.2012 г. ФИО1 еще не был уволен со службы, являлся сотрудником органов внутренних дел. То есть дата принятия ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты приходится на период прохождения заявителем службы в органах внутренних дел.
Таким образом, суд первой инстанции также правильно указал, что ФИО1 был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты в период прохождения службы в органах внутренних дел.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты УМВД России по Кировской области от 23.10.2012 г. по снятию ФИО1 с учета для получения единовременной социальной выплаты является незаконным, в связи с чем суд обоснованно обязал УМВД России по Кировской области принять на учет на получение единовременной социальной выплаты ФИО1 с семьей в составе 3-х человек.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают и правовых оснований к отмене решения суда не содержат, а кроме того, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, поэтому признаются несостоятельными и подлежат отклонению.
Решение суда мотивировано и постановлено в соответствии с требованиями процессуального и материального права, является законным и обоснованным, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного постановления, судом при рассмотрении дела не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда г. Кирова от 25 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.