Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Ильиной И.Н.,
судей Ивановой О.А., Ворониной М.В.,
при секретаре Шпилевой И.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 18 декабря 2012 года, которым исковые требования Плюснина В.А. удовлетворены:
признан незаконным отказ Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области в предоставлении Плюснину В.А. меры социальной поддержки в виде социальной выплаты за счет средств федерального бюджета на обеспечение жильем.
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства по Костромской области обязан предоставить Плюснину В.А. меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
Заслушав доклад судьи Ивановой О.А., выслушав объяснения представителя Плюснина В.А. по доверенности Большаковой Г.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Плюснин В.А. обратился в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области о признании незаконным отказа в предоставлении социальной выплаты из средств федерального бюджета по обеспечению жильем, обязании предоставить меру социальной поддержки по обеспечению жильем из средств федерального бюджета.
Свои требования мотивировал тем, что приказом Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области N N от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в предоставлении социальной выплаты согласно ФЗ "О ветеранах". Основанием к отказу послужило то обстоятельство, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу в 37 отдельном гвардейском страховом батальоне 14 огвсбр разминирования территории Сталинской области, а поскольку указанный промежуток не относится к периоду Великой Отечественной войны, по мнению ответчика, он не вправе претендовать на получение соответствующей социальной выплаты. Считает данный отказ не обоснованным по следующим основаниям. ДД.ММ.ГГГГ он был признан негодным к военной службе и уволен в запас. Впоследствии он был признан инвалидом "данные изъяты" группы с указанием причины: ранение на фронте и ему было выдано удостоверение, согласно которому он имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР и союзных республик для инвалидов Отечественной войны. Кроме того, в установленном порядке он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Со ссылками на ст.ст. 4, 14, 23.2 ФЗ "О ветеранах" просил удовлетворить исковые требования.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены ОГКУ "Центр социальных выплат", Управление жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации города Костромы.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе директор Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Прудников И.В. просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Требования жалобы мотивировал тем, что из исследованных в судебном заседании доказательств сделан неверный вывод о том, что Плюснин В.А. относится к категории участника и инвалида Великой Отечественной войны. Поскольку истец проходил службу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в 37 отдельном гвардейском страховом батальоне 14 огвсбр разминирования территории Сталинской области, он на основании ст.3 ФЗ "О ветеранах" относится к категории "ветеран боевых действий". В соответствии с п. 4 ст. 4 ФЗ "О ветеранах" Плюснин В.А. является инвалидом боевых действий, поскольку стал инвалидом при разминировании территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств. Соответственно, к нему применима ст. 14 указанного закона, которой предусмотрены меры социальной поддержки инвалидов войны. Указывает, что инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий наделены равными правами по получению различных мер социальной поддержки, предусмотренных Законом, за исключением меры по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, где для инвалидов боевых действий имеет значение дата постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Истец поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, должен быть обеспечен жильем в соответствии с жилищным законодательством органами местного самоуправления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Обращаясь в суд с вышеуказанными требованиями, Плюснин В.А. просил обеспечить его право на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем как инвалида Великой отечественной войны в соответствии с ФЗ "О ветеранах".
Государственная поддержка и защита прав участников Великой Отечественной войны закреплена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (в редакции Указа Президента РФ от 09 января 2010 года N 30), на основании которого необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Плюснин В.А. проходил службу в 37 отделении гв. Стрелкового батальона, саперная рота 14 огвсбр, который входил в состав действующей армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой Военного комиссариата Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ, оформленной на основании архивной справки ФБУ Центральный архив Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ N N
ДД.ММ.ГГГГ, находясь в отряде по разминированию территории Сталинской области, Плюснин В.А. был ранен в правую руку. ДД.ММ.ГГГГ истец был признан негодным к военной службе и уволен в запас.
ДД.ММ.ГГГГ истцу выдано бессрочное удостоверение как инвалиду "данные изъяты" группы имеющему право на льготы и преимущества, установленные для инвалидов Отечественной войны.
Согласно статье 3 ФЗ "О ветеранах" военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года, относятсяк ветеранам боевых действий.
Таким образом, Плюснин В.А. непосредственным участником событий Великой Отечественной войны не является, а относится к категории ветеранов боевых действий.
Как следует из п. 4 ст. 4 ФЗ "О ветеранах", к инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий (далее также - инвалиды войны) относятся военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении боевых заданий в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1951 года, а также при разминировании территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств, включая операции по боевому тралению в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1957 года согласно решениям Правительства СССР.
Согласно ст. 14 ФЗ "О ветеранах" одной из мер социальной поддержки инвалидов войны является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищнымзаконодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Из анализа вышеназванных нормативных актов следует, что необходимым условием реализации права истца на получение меры социальной поддержки является признание его инвалидом Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий и принятие его на соответствующий учет.
Исходя из смысла положений статьи 3 и статьи 4 ФЗ "О ветеранах" Плюснин В.А. является инвалидом боевых действий.
Данное обстоятельство не дает правовых оснований для обеспечения его жилым помещением за счет средств федерального бюджета во внеочередном порядке в рамках реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2008 года N 714, поскольку на данную категорию лиц его действие не распространяется.
Обеспечение жильем этой категории лиц регламентируется положениями подпункта 4 пункта 1 ст.14 ФЗ "О ветеранах", в соответствии с которым инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Плюснин В.А. проживает в жилом доме по адресу: "адрес", который принадлежит ему на праве собственности.
Согласно акту и заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N N жилой дом по адресу: "адрес" не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому дому по степени благоустройства, так как в доме нет водопровода и водоотведения, которое имеется в сельском поселении
Постановлением администрации Лапшинского сельского поселения Вохомского муниципального района Костромской области от 23 сентября 2011 года 31 Плюснин В.А. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п. 3 п. 1 ст. 51 ЖК РФ.
При таких обстоятельствах у суда не имелось правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в части признания за Плюсниным В.А. права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, признании незаконным отказа департамента в предоставлении мер социальной поддержки от ДД.ММ.ГГГГ
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает возможным отменить решение районного суда, приняв новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 18 декабря 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым Плюснин В.А. в удовлетворении требований к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области о признании незаконным отказа в предоставлении социальной выплаты из средств федерального бюджета по обеспечению жильем, обязании предоставить меру социальной поддержки по обеспечению жильем из средств федерального бюджета отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.