Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Н.А. Гусевой,
судей Н.Н. Демьяновой, О.А. Ивановой,
с участием прокурора Т.В. Рыловой,
при секретаре Е.И. Буровой
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Костромской области на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 08 февраля 2013 года, которым исковые требования Мантуровского межрайонного прокурора в интересах Макаровой Светланы Михайловны к администрации Костромской области о предоставлении жилого помещения удовлетворены; на субъект Российской Федерации - Костромскую область в лице администрации Костромской области возложена обязанность предоставить Макаровой Светлане Михайловне, 01.04.1989 года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области на территории Макарьевского района Костромской области в соответствии с порядком, предусмотренным действующим законодательством.
Заслушав доклад судьи Н.Н. Демьяновой, выслушав объяснения представителя администрации Костромской области В.В. Пахомова, прокурора Т.В. Рыловой, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мантуровский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах С.М. Макаровой с иском к администрации Костромской области, в котором просил обязать субъект Российской Федерации - Костромскую область в лице ответчика предоставить С.М. Макаровой вне очереди на основании договора социального найма изолированное благоустроенное жилое помещение с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории г. Костромы.
Указал, что С.М. Макарова относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы самоуправления Мантуровского района Костромской области N 5 от 06 января 1998 года за ней было сохранено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес". Однако данное постановление было признано утратившим силу постановлением главы Мантуровского муниципального района Костромской области N 54 от 25 марта 2010 года. 30 июня 2011 года Макарова окончила обучение в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Костромской государственный технологический университет", с 2010 года включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родитлей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.
В ходе рассмотрения дела прокурор неоднократно уточнял исковые требования, в окончательном виде просил обязать субъект Российской Федерации - Костромскую область в лице администрации Костромской области предоставить С.М. Макаровой по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области на территории Макарьевского района Костромской области.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Костромской области А.П. Афанасьев просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Ссылаясь на незаконность и необоснованность судебного решения, указывает, что производство по делу должно было осуществляться в порядке главы 25 ГПК РФ, так как администрация Костромской области является органом публичной власти. Законных оснований для обращения прокурора в суд не имелось, поскольку права С.М. Макаровой не нарушены, не представлено и доказательств невозможности ее самостоятельного обращения в суд. Настаивает на том, что С.М. Макарова имеет право пользования ранее закрепленным за ней жилым помещением, решения суда о выселении С.М. Макаровой из этого жилого помещения не принималось, ей никто не препятствует в него вселиться. Постановление главы Мантуровского муниципального района Костромской области от 25 марта 2010 года N 54 правового значения не имеет, так как закрепление производится в силу закона и не зависит от актов органов власти. На учете в органе местного самоуправления в качестве нуждающейся С.М. Макарова не состоит. Кроме того, указывает, что принятое судом первой инстанции решение не может быть исполнено, что также должно влечь его отмену. Деятельность администрации Костромской области по предоставлению жилья детям-сиротам финансируется из областного бюджета, является целевой. Судебные органы не вправе вмешиваться в данную деятельность как государственную, определять те или иные действия органов государственной власти.
В настоящем судебном заседании представитель администрации Костромской области В.В. Пахомов апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Прокурор Т.В. Рылова с апелляционной жалобой не согласилась, просила в ее удовлетворении отказать.
Дело рассматривается в отсутствие С.М. Макаровой, представителей департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, департамента финансов Костромской области, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела, ходатайств об отложении судебного заседания от указанных лиц в суд апелляционной инстанции не поступало.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Согласно части 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ, вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.
На основании ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие вышеприведенных положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 01 января 2013 года).
В силу ст. 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" в редакции Закона Костромской области от 28 декабря 2012 года N 322-5-ЗКО, вступившего в силу с 01 января 2013 года, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 05 октября 2007 года N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области.
Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется администрацией Костромской области.
Статьей 10.1 Закона Костромской области N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", введенной Законом Костромской области от 28 декабря 2012 года N 322-5-ЗКО, определено, что однократное предоставление вышеуказанным лицам благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений производится администрацией Костромской области по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном настоящим Законом.
Как следует из материалов дела, С.М. Макарова, 01 апреля 1989 года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В июне 2011 года окончила обучение по очной форме в Костромском государственном технологическом университете.
Постановлением главы самоуправления Мантуровского района Костромской области от 06 января 1998 года N 5 за несовершеннолетними В.Н. Макаровым и С.М. Макаровой было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
Постановлением главы Мантуровского муниципального района от 25 марта 2010 года N 54 вышеприведенное постановление признано утратившим силу по основанию несоответствия закрепленного жилого помещения установленным нормам, непригодности для проживания.
Приказом Межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства N 5 от 31 марта 2010 года N 52 С.М. Макарова включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Разрешая требования, суд первой инстанции исходил из того, что С.М. Макарова, состоящая в вышеуказанном списке, свое право на обеспечение жилым помещением до дня вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ не реализовала, нуждается в жилом помещении по месту постоянного жительства - в Макарьевском районе Костромской области, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении иска. При этом суд отверг доводы администрации Костромской области о ненадлежащем ответчике, наличии у С.М. Макаровой права пользования ранее закрепленным за ней жилым помещением, признав их несостоятельными.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, доводы апелляционной жалобы их не опровергают.
В соответствии с частью 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов, в том числе в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
По делу видно, что 29 июня 2012 года Мантуровским межрайонным прокурором было принято заявление С.М. Макаровой, в котором она просила обратиться в ее интересах в суд по вопросу предоставления ей жилого помещения. С.М. Макарова в заявлении указала на свой статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, необеспеченность жилым помещением (л.д.10).
При таких обстоятельствах у прокурора имелись законные основания для предъявления иска в суд в интересах С.М. Макаровой. Доводы же апелляционной жалобы об отсутствии таких оснований, а также об отсутствии доказательств невозможности предъявления иска самой С.М. Макаровой противоречат вышеприведенной норме процессуального закона.
Нельзя согласиться и с доводами апелляционной жалобы о необходимости рассмотрения требований прокурора в порядке главы 25 ГПК РФ, поскольку из существа предъявленных требований, характера возникших между сторонами правоотношений явно усматривается наличие между С.М. Макаровой и администрацией Костромской области спора относительно обеспечения материального истца жилым помещением.
Не могут быть приняты и доводы апелляционной жалобы о наличии у С.М. Макаровой права пользования ранее закрепленным за ней жилым помещением.
В соответствии с частью 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
Непригодность ранее закрепленного за С. М. Макаровой жилого помещения для проживания, что и явилось основанием для принятия главой Мантуровского муниципального района 25 марта 2010 года постановления N 54, администрацией Костромской области не оспорена, соответствующих доводов суду первой инстанции не приводилось, отсутствуют они и в апелляционной жалобе.
При этом ФИО9 - заместитель главы администрации Мантуровского муниципального района Костромской области по социальным вопросам, будучи допрошенной 19 ноября 2012 года в качестве свидетеля, также утверждала о непригодности жилого помещения в д. Рогово для проживания. В соответствующие списки приказом Межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства N 5 от 31 марта 2010 года С.М. Макарова включена именно как лицо, не имеющее закрепленного жилого помещения, правомерность включения в списки ответчиком также не оспорена.
Кроме того, довод апелляционной жалобы о наличии у С.М. Макаровой права пользования жилым помещением в д. Рогово противоречит утверждению администрации Костромской области, содержащему на странице 2 жалобы, о том, что право С.М. Макаровой на обеспечение жильем по договору найма специализированного жилого помещения с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма за счет жилищного фонда Костромской области ответчиком не оспаривается.
По делу видно, что на момент вступления в силу изменений в правовом регулировании в сфере обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями иск прокурора в интересах С.М. Макаровой находился в производстве суда (иск был принят к производству 03 августа 2012 года).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно исходил из того, что отсутствие письменного обращения С.М. Макаровой к ответчику по вопросу предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда не может являться основанием для отказа в иске.
Статьей 10.1 Закона Костромской области от 05 октября 2007 года N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области" (в редакции от 28 декабря 2012 года) обеспечение рассматриваемой категории лиц специализированными жилыми помещениями прямо отнесено к полномочиям администрации Костромской области. Принятие именно данным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о предоставлении жилого помещения соответствующей категории лиц подтверждается и самим ответчиком в апелляционной жалобе.
С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что администрация Костромской области является надлежащим ответчиком по иску, основанием для заключения с С.М. Макаровой договора найма специализированного жилого помещения в данном случае будет являться соответствующее распоряжение ответчика.
Доводы же апелляционной жалобы о том, что принятое судом первой инстанции решение не может быть исполнено, а суд не вправе вмешиваться в государственную деятельность субъекта Российской Федерации, не состоятельны. Отсутствие у администрации Костромской области финансовой возможности для своевременного исполнения судебного решения не может являться основанием для отказа в судебной защите нарушенного права С.М. Макаровой.
Нарушения или неправильного применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом не допущено.
С учетом изложенного постановленное судом первой инстанции решение следует признать законным и обоснованным, не подлежащем отмене в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 08 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Костромской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.