Апелляционное определение СК по гражданским делам Костромского областного суда от 25 марта 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Н.Ф. Никулинской,
судей М.В. Дедюевой, С.В. Андреева,
при секретаре Е.В. Поповой
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Негай Елены Петровны на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 21 января 2013 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Негай Елены Петровны к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по городу Костроме и Костромскому району Костромской области о перерасчете назначенной трудовой пенсии.
Заслушав доклад судьи С.В. Андреева, объяснения Е.П. Негай и ее представителя Н.Д. Негай, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по городу Костроме и Костромскому району Костромской области В.В. Абрамова, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Е.П. Негай обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по городу Костроме и Костромскому району Костромской области (далее УПФ), в котором просила обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии с 14.06.2012 года, исходя из определения размера трудовой пенсии с учетом заработной платы за периоды работы на территории Молдавской ССР. Свои требования мотивировала тем, что с 14 июня 2012 года ей назначена трудовая пенсия по старости в размере "данные изъяты"., что ниже величины прожиточного минимума, установленного в Костромской области для пенсионеров. Специалисты Пенсионного фонда низкий размер пенсии обосновывают тем, что для граждан, переселившихся из Молдовы на территорию Российской Федерации, размер пенсии исчисляется исходя из заработка, получаемого после переселения. При назначении пенсии не были учтены данные о заработной плате за период работы с сентября 1982 года по март 1986 года. Сведения о заработной плате после переселения она подтвердить не может ввиду отсутствия документов. Ссылаясь на положения Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, Конституцию Российской Федерации, считает недопустимым ограничение права пожилых граждан Российской Федерации, переселившихся из Молдовы, на определение размера трудовой пенсии на основании среднемесячного заработка за любые 60 месяцев работы подряд.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Е.П. Негай просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении требований. Указывает, что суд при вынесении решения не применил положения ст. ст. 7, 18, 19 Конституции Российской Федерации. Исчисление размера пенсии по старости в соответствии с Соглашением между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения и установление ее размера ниже прожиточного минимума нарушает ее конституционные права. Считает, что право на определение размера трудовой пенсии на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 г.г. по сведениям индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд должно быть предоставлено в равной мере всем пожилым гражданам Российской Федерации, независимо от времени их переселения на территорию России с территории бывших республик СССР.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Е.П. Негай с 14.06.2012г. является получателем пенсии по старости, которая назначена ответчиком. Поскольку Е.П. Негай прибыла на жительство в Российскую Федерацию в 1996 году и осуществляла трудовую деятельность на территории России с ноября 1996 года, размер ее пенсии был исчислен в соответствии с Соглашением, подписанным между правительством российской Федерации и правительством республики Молдова 10.02.1995 года - без учета заработка Е.П. Негай, имевшего место в Молдавской ССР.
По делу видно, что при определении размера трудовой пенсии истице ответчиком были применены положения части 3 статьи 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований, суд, руководствуясь Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г. и Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерациях", исходил из того, что Е.П. Негай после переезда на территорию Российской Федерации из Республики Молдова осуществляла трудовую деятельность в различных учреждениях г. Костромы, имела реальную возможность трудоустроиться, получать заработную плату, заработать трудовой стаж и пришел к выводам, что ответчиком при разрешении вопроса о перерасчете пенсии истца были правильно применены нормы международного права и Соглашения между правительством Российской Федерации и Правительством республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995г. Оснований для исчисления размера пенсии Е.П. Негай из заработка за период работы в Молдавской ССР не имеется.
Между тем судебная коллегия с указанными выводами согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения сторон.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 7 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Согласно статье 30 названного Федерального закона расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) с учетом среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Из материалов дела усматривается, что Е.П. Негай является гражданкой Российской Федерации, что подтверждено паспортом гражданина Российской Федерации, сведения о вступлении Е.П. Негай в гражданство Республики Молдова материалами дела не подтверждены.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, вывод суда о применении к данным правоотношениям положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г., регулирующего порядок назначения пенсии гражданам одного государства, переселившихся на территорию другого государства, нельзя признать правомерным, поскольку истец, являясь гражданкой Российской Федерации, имеет право на определение размера пенсии по старости, в том числе с учетом среднемесячного заработка за любые 60 месяцев работы подряд.
Возможность использования заработка в рублях СССР за периоды работы, имевшие место до 31 декабря 1991 года, для расчета трудовой пенсии истца, как лица, переселившегося на территорию Российской Федерации из Республики Молдова, предусмотрена, в частности, абз. 5 п. 12 Рекомендаций, прилагаемых к Распоряжению Пенсионного фонда РФ от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР".
Статьей 8 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г. предусмотрено, что необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в установленном порядке на территории обоих государств, в том числе и до вступления в силу настоящего Соглашения, а также на территории государств, входивших в состав СССР по 31 декабря 1991 года, принимаются без легализации.
Таким образом, по основаниям, указанным в решении суда Е.П. Негай не могло быть отказано в удовлетворении иска.
В то же время в удовлетворении заявленных Е.П. Негай требований должно быть отказано по иным основаниям.
Согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям.
Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
Е.П. Негай просила обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии с 14.06.2012 года, исходя из определения размера трудовой пенсии с учетом заработной платы за периоды работы на территории Молдавской ССР.
Из трудовой книжки Е.П. Негай следует, что до распада СССР (декабрь 1991года) истица с 1973 года работала в различных должностях и организациях на территории Молдавской ССР.
Учет заработка истицы для определения размера трудовой пенсии за все указанные выше периоды ее работы противоречит нормам ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерациях", поскольку, как указано выше истица имеет право на определение размера пенсии по старости, с учетом среднемесячного заработка только за любые 60 месяцев работы из этого периода подряд.
Однако при рассмотрении дела истица заявленные требования не уточняла, конкретные 60 месяцев подряд работы на территории Молдавской ССР, за которые следует учитывать среднемесячный заработок для назначения пенсии не определила, доказательств заработка за 60 месяцев подряд из спорного периода не представила.
В исковом заявлении истица ссылалась на периоды работы с сентября 1982 года по март 1986 года. В деле имеются копии справок о заработке за указанный период, однако этот период является меньше 60 месяцев, которые требуются по закону.
В суде апелляционной инстанции Е.П. Негай также не указала конкретного шестидесяти месячного периода работы на территории Молдавской ССР, за которые следует учитывать среднемесячный заработок для назначения пенсии. Истица полагала, что для расчета размера пенсии должен учитываться заработок за все периоды ее работы.
При таких обстоятельствах исковые требования Е.П. Негай об обязании ответчика произвести перерасчет размера пенсии с 14.06.2012 года, исходя из определения размера трудовой пенсии с учетом заработной платы за периоды работы на территории Молдавской ССР подлежат оставлению без удовлетворения по тем основаниям, что учет среднемесячного заработка для определения размера трудовой пенсии возможен только за 60 месяцев подряд, учет заработка за период более 60 месяцев, как того требует истица, Законом не предусмотрен.
Судебная коллегия учитывает, что отказ Е.П. Негай в удовлетворении заявленных требований не лишает ее права требовать расчета размера пенсии исходя из среднемесячного заработка за любые (конкретные) 60 месяцев работы из спорного периода подряд.
В связи с этим решение суда подлежит изменению. Из мотивировочной части решения как ошибочные подлежат исключению выводы и суждения суда об обоснованности применения при расчете размера пенсии Е.П. Негай положений п.3 ст. 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995 г.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 21 января 2013 года изменить.
Из мотивировочной части решения исключить выводы и суждения суда об обоснованности применения при расчете размера пенсии Е.П. Негай положений п.3 ст. 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995г.
В остальном решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Негай Елены Петровны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.