Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
Председательствующего Кулаковой И.А.,
и судей: Лукьяновой С.Б. и Зиновьевой О.Н.,
при секретаре Шпилевой И.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя администрации Костромской области Красавиной Е.Е. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 15 ноября 2012 года, которым (с учетом определения этого же суда от 18 января 2013 года об исправлении описки) удовлетворены исковые требования прокурора Сусанинского района Костромской области в интересах Крыловой А.А., администрация Костромской области обязана предоставить Крыловой А.А. из жилищного фонда Костромской области по договору социального найма изолированное жилое помещение, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, на территории Сумароковского сельского поселения Сусанинского муниципального района Костромской области.
Заслушав доклад судьи Лукьяновой С.Б., выслушав прокурора Рылову Т.В., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Сусанинского района Костромской области обратился в суд с иском в интересах Крыловой А.А. к администрации Костромской области об обязании предоставить вне очереди по договору социального найма изолированное жилое помещение, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом нормы предоставления площади по договору социального найма жилищного фонда Костромской области на территории Сумароковского сельского поселения Сусанинского муниципального района Костромской области.
Исковые требования мотивированы тем, что Крылова А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, её мать Крылова Н.М. решением ... районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, сведения об отце записаны со слов матери. В соответствии с протоколом жилищной комиссии Сумароковского сельского поселения Сусанинского муниципального района Костромской области N 1 от 28 января 2008 г. Крылова А.А. поставлена на учет на получение жилого помещения, как оставшаяся без попечения родителей и нуждающаяся в жилье. Указанное решение утверждено постановлением главы Сумароковского сельского поселения Сусанинского муниципального района Костромской области N 6-А от 11 августа 2008 г. Квартира, в которой зарегистрирована Крылова А.А., по адресу: "адрес", принадлежит ГТК "Колхоз "Сумароковский". Жилых помещений на праве собственности Крылова А.А. не имеет. В период с 05 сентября 1998 г. по 24 октября 2007 г. она обучалась в МОУ "Учебное заведение" Костромской области, окончила 10 классов, после чего продолжила обучение в ОГБОУ СПО " Колледж". Окончив обучение 24 июня 2011 г., Крылова А.А. приобрела право на получение жилого помещения из жилищного фонда субъекта РФ, которое до настоящего времени не реализовано.
Со ссылкой на нормы Федеральных Законов "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", п.10 ч.1 ст.14, ч.3,4 ст. 49, ч.2 ст. 57 ЖК РФ, Закона Костромской области "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Костромской области", Закона Костромской области "О предоставлении жилых помещений на территории Костромской области по договорам социального найма" прокурор полагает, что на администрации Костромской области лежит обязанность по обеспечению Крыловой А.А. вне очереди жилым помещением.
В процессе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования, предъявив их к субъекту Российской Федерации - Костромской области в лице администрации Костромской области.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены администрация Сумароковского сельского поселения Сусанинского муниципального района Костромской области, ПК Колхоз "Сумароковский", Крылова Н.М.
По делу постановлено вышеуказанное решение.
Определением Свердловского районного суда г.Костромы от 18 января 2013 года во второй абзац резолютивной части решения внесены исправления, резолютивная часть решения изложена в следующей редакции: "Обязать администрацию Костромской области предоставить Крыловой А.А. из жилищного фонда Костромской области по договору социального найма изолированное жилое помещение, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, на территории Сумароковского сельского поселения Сусанинского муниципального района Костромской области".
В апелляционной жалобе представитель администрации Костромской области Красавина Е.Е. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку при вынесении решения судом нарушены нормы материального права, не применен закон, подлежащий применению.
Указывает, что у истицы имеется закрепленное жилое помещение, поэтому оснований для предоставления ей другого помещения в соответствии с действующим законодательством не имеется.
Считает необоснованным вывод суда о том, что жилое помещение по адресу: "адрес" принадлежит ПК колхозу "Сумароковский", поскольку суду не предоставлено документов, подтверждающих право собственности. Договоры найма и коммерческого найма, заключенные с матерью истицы, не имеют юридической силы и не могли быть приняты судом как допустимые доказательства. До лишения родительских прав матери, истица была зарегистрирована и проживала по адресу: "адрес". После того, как помещение пришло в непригодное состояние, в 2008 году семье дали другое помещение - д. N на той же улице, куда зарегистрировали всех членов семьи, в том числе истицу и её дочь. Непроживание истицы с 2008 по 2011 годы в жилом помещении по вышеуказанному адресу обусловлено обучением, что не может служить основанием для утверждения о том, что истица не приобрела право пользования жилым помещением. Фактов, свидетельствующих о препятствии проживанию истицы в указанном жилом помещении, не установлено. Согласие балансодержателя на регистрацию истицы и ее ребенка свидетельствует об отсутствии возражений на проживание в указанном жилом помещении.
Считает, что внеочередное предоставление жилых помещений возможно только при признании гражданина малоимущим и нуждающимся, однако материалами дела не подтверждено, что Крылова А.А. в установленном порядке была признана малоимущей.
Отмечает, что истица не обращалась за получением жилого помещения во внеочередном порядке в администрацию Костромской области.
При вынесении решения суд не принял правовую базу субъекта - Костромской области. У администрации отсутствуют полномочия по заключению с Крыловой А.А. договора социального найма, поскольку в соответствии с п.4 Порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам предоставления жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 29.12.2009 N 438-а, органом, заключающим с такими гражданами договоры социального найма, является департамент имущественных и земельных отношений Костромской области. При предоставлении гражданам по договору социального найма жилого помещения из жилищного фонда Костромской области администрация принимает распоряжение о предоставлении жилого помещения из жилищного фонда Костромской области и поручает уполномоченному органу заключить договоры социального найма.
Из положений Закона Костромской области от 25 декабря 2006 года N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений из жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма", Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" следует, что жилые помещения предоставляются при наличии свободных изолированных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области, однако, таких помещений не имеется, поэтому департамент имущественных и земельных отношений не может заключить договор социального найма. Администрация полномочиями по приобретению жилых помещений не наделена, следовательно, приобрести жилое помещение она не может.
В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции прокурор Рылова Т.В. возражала проив удовлетворения апелляционной жалобы.
Крылова А.А., представитель администрации Костромской области., третьи лица: Крылова Н.М., представители администрации Сумароковского сельского поселения Сусанинского муниципального района Костромской области, департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департамента государственного имущества и культурного наследия Костромской области, департамента финансов Костромской области, ПК Колхоз "Сумароковский" в суд не явились, что не препятствует рассмотрению дела, поскольку о времени и месте судебного заседания они извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая возникший спор, суд пришел к выводу о том, что Крылова А.А. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет, является лицом, нуждающимся в жилом помещении, а потому должна быть обеспечена жильем во внеочередном порядке, при этом обязанность по предоставлению жилья лежит на администрации Костромской области.
Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона, основания для признания его неправильным отсутствуют.
Как видно из материалов дела, Крылова А.А. является лицом из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, что не оспаривалось сторонами при рассмотрении дела.
24 июня 2011 года Крылова А.А. закончила обучение в ГОУ СПО " Колледж".
Постановлением администрации Сумароковского сельского поселения Сусанинского муниципального района Костромской области от 11 февраля 2008 года N 6-А утвержден протокол жилищной комиссии от 28 января 2008 года о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении несовершеннолетней, Крылова А.А. поставлена на очередь на получение жилья в общей очереди под N7, внеочередной под N1.
Постановлением главы Сумароковского сельского поселения Сусанинского муниципального района Костромской области от 25 декабря 2008 года N 33-а отменено постановление главы от 01 июля 1996 года N 17 "О закреплении жилплощади за несовершеннолетними детьми отправляемых в госучреждения" в связи с тем, что закрепленная жилплощадь принадлежит имуществу ПК колхоза "Сумароковский", постановлено жилищной комиссии принять их на учет как нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ ( в редакции, действующей на момент рассмотрения дела) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ( в редакции, действовавшей на момент разрешения спора) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Согласно части 1 статьи 6 Закона Костромской области N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, исходя из фактически свободных изолированных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области.
Предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществляется по договорам социального найма в порядке, установленном Законом Костромской области от 25 декабря 2006 года N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" с учетом положений настоящей статьи.
Статьей 5 Закона Костромской области N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" определен порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договору социального найма, предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Костромской области, предоставляемые по договорам социального найма, учитываются в составе казны Костромской области (часть 1), жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам на основании решения администрации Костромской области по представлению уполномоченного органа (часть 4).
Таким образом, действующим законодательством реализация полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в Костромской области возложена на органы государственной власти субъекта РФ, в связи с чем, суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению жилого помещения истице на администрацию Костромской области.
В этой связи с доводами апелляционной жалобы о неправильном применении судом норм материального права согласиться нельзя.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что в жилищном фонде Костромской области свободных жилых помещений, также несостоятельна.
В силу части 4 статьи 6 Закона Костромской области N 348-ЗКО приобретение жилых помещений для граждан той категории, к которой относится истица, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, установленном администрацией Костромской области.
Порядок финансирования расходов на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, в Костромской области утвержден постановлением администрации Костромской области от 1 сентября 2008 года N 290-а.
Это свидетельствует о том, что законодательством Костромской области урегулированы вопросы приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому, как правильно указал суд, отсутствие свободных жилых помещений в жилищном фонде области не освобождает администрацию области от исполнения обязанности по предоставлению жилья истице и она (администрация) обязана предпринимать меры к приобретению жилого помещения.
Право истицы на предоставление жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от наличия свободного жилья.
Делая вывод об отсутствии у Крыловой А.А. закрепленного жилья, суд исходил из того, что Крылова А.А. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо на ином законом основании, в том числе на момент помещения её в детское учреждение, у неё отсутствуют жилые помещения на праве собственности.
Оснований не согласиться с указанным выводом у судебной коллегии не имеется.
Из материалов дела следует, что на момент лишения Крыловой Н.М. родительских прав, истица с матерью проживала по адресу: "адрес", которое принадлежало ПК Колхоз "Сумароковский" и было предоставлено её матери в связи с работой в колхозе. Ввиду ненадлежащего содержания указанного жилого помещения, оно пришло в непригодное для проживания состояние и на момент разрешения спора утрачено. В связи с чем, ПК Колхоз "Сумароковский" в январе 2008 году предоставил Крыловой Н.М. для проживания другое жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", куда Крылова А.А. не вселялась и не проживала, но была зарегистрирована после окончания учебного заведения с 30.08.2011 г. в связи с беременностью и необходимостью получения родового сертификата.
Как правильно указал суд, Крылова Н.М. и Крылова А.А. не являются членами одной семьи, сам факт регистрации Крыловой А.А. в названном жилом помещении не является подтверждением её вселения и не влечет возникновения у неё самостоятельного права пользования указанным жильем, поскольку Крылова А.А. в данное помещение не вселялась и не проживала, наниматель жилого помещения Крылова Н.М. не давала согласия на её вселение и проживание, как члена своей семьи, что ею было подтверждено в судебном заседании.
Доказательств, опровергающих указанные выводы суда, по делу не имеется.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии у Крыловой А.А. закрепленного жилого помещения следует признать правильным, а доводы апелляционной жалобы об обратном - несостоятельными.
По сведениям, имеющимся в материалах дела, иного недвижимого имущества в собственности Крылова А.А. не имеет, в связи с чем судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что в данном случае истица не реализовала свое право на получение жилого помещения в порядке реализации мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии полномочий по заключению с гражданами договоров социального найма, несостоятельны.
В соответствии со ч.4 ст. 57 ЖК РФ решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований указанного Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
В силу ст. 63 (часть 1) ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
По смыслу указанных правовых норм в их взаимосвязи, основанием для возникновения права пользования жилым помещением по договору социального найма выступают два юридических факта - принятие решения о предоставлении жилого помещения и заключение договора социального найма жилого помещения, причем принятие решения о предоставлении жилого помещения порождает обязанность заключить договор социального найма.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона Костромской области от 25.12.2006г. N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам на основании решения администрации Костромской области.
Таким образом, администрация Костромской области полномочна принимать решения о предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области, к чему она правомерно обязана обжалуемым решением суда.
Частью 3 ст. 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма. К числу таких лиц отнесены и дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей.
В связи с чем доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление жилых помещений указанной категории лиц из числа детей-сирот возможно только в случае признания их малоимущими, являются несостоятельными, как не основанные на законе.
Статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ограничений для реализации права на внеочередное предоставление жилых помещений, связанных с признанием детей, оставшихся без попечения родителей, малоимущими, не содержит.
При решении вопроса о возможности обеспечения жилым помещением во внеочередном порядке указанной категории граждан обстоятельством, имеющим значение для дела, является нуждаемость в жилом помещении, факт наличия которой судом установлен.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 15 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Костромской области Красавиной Е.Е.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.