Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Ильиной И.Н.,
судей Болонкиной И.В., Зиновьевой О.Н.,
с участием прокурора Рыловой Т.В.,
при секретаре Лбовой Ю.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Костромской области Красавиной Е.Е. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 26 декабря 2012 года, которым удовлетворен иск прокурора Павинского района Костромской области в интересах Добровой Евгении Сергеевны к администрации Костромской области, администрация Костромской области обязана предоставить Добровой Евгении Сергеевне изолированное жилое помещение с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям на территории Павинского района Костромской области.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., выслушав возражения относительно апелляционной жалобы помощника прокурора Костромской области Рыловой Т.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Павинского района Костромской области обратился в суд с иском в интересах Добровой Е.С. к администрации Костромской области о внеочередном предоставлении изолированного жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области, благоустроенного, отвечающего санитарным и техническим требованиям. Требования мотивированы тем, что Доброва Е.С. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Ее родители ФИО7 и ФИО8 лишены родительских прав, до 18 лет Доброва Е.С. воспитывалась в приемной семье ФИО14, с ДД.ММ.ГГГГ являлась учащейся ГОУ НПО "Профессиональное училище N "адрес"", которое не окончила. Постановлением главы администрации Павинского района N от ДД.ММ.ГГГГ за Добровой Е.С. было закреплено право пользования жилым помещением по месту жительства ее родителей по адресу: "адрес", жилая площадь "данные изъяты" кв.м. Указанное жилое помещение согласно заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ признано не соответствующим требованиям предъявляемым к жилому помещению и не пригодно для постоянного проживания граждан вследствие аварийности и подлежит реконструкции. Постановлением главы администрации Павинского муниципального района Костромской области N от ДД.ММ.ГГГГ закрепление жилого помещения снято. Постановлением главы администрации Павинского сельского поселения Павинского муниципального района Костромской области N от ДД.ММ.ГГГГ Доброва Е.С., как относящаяся к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом вне очереди по договору социального найма. Приказом Межрайонного территориального отдела соцзащиты населения, опеки и попечительства N2 от ДД.ММ.ГГГГ N Доброва Е.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Согласно информации, представленной УФРС по Костромской области, объектов недвижимости за Добровой Е.С. на праве собственности на территории Костромской области не зарегистрировано. Постоянного места жительства Доброва Е.С. не имеет, проживает у случайных знакомых. Ссылаясь на положения ст.ст. 2, 4, 5, абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п. 24 ч. 2 ст. 26.3 ФЗ от 06 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", п. 10 ч. 1 ст. 14, ч.ч. 3, 4 ст. 49 ЖК РФ, ст. 6 Закона Костромской области N348-ЗКО от 19.12.2005 года "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Костромской области", ст. 5 3акона Костромской области N98-4-ЗКО от 25 декабря 2006 года "О предоставлении жилых помещений на территории Костромской области по договорам социального найма", прокурор просил иск удовлетворить.
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования и просил обязать субъект Российской Федерации - Костромскую область в лице администрации Костромской области предоставить Добровой Е.С. вне очереди по договору социального найма изолированное жилое помещение, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям на территории Павинского района Костромской области.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, департамент финансов Костромской области.
По делу постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Костромской области Красавина Е.Е. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование указывает, что согласно ФЗ от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указанная категория лиц имеет внеочередное право на получение жилого помещения при наличии следующих условий: статус сироты, отсутствует закрепленное жилое помещение, наступление времени для реализации права и лицо было постановлено на учет до достижения 23-летнего возраста. За Добровой Е.С. было закреплено жилое помещение по адресу: "адрес" жилой площадью "данные изъяты" кв.м. Постановлением главы администрации Павинского района от ДД.ММ.ГГГГ указанное помещение признано непригодным для проживания, закрепление незаконно снято. Действующее законодательство не предусматривает такого действия, как снятие закрепления. Правовой акт органов местного самоуправления не может быть фактом, подтверждающим отмену права пользования жилым помещением, поскольку право пользования жилым помещением возникает у лица в силу закона, а не на основании издания правового акта органов местного самоуправления. Факт признания закрепленного жилого помещения непригодным для проживания не свидетельствует о том, что у истицы возникло право на внеочередное получение жилого помещения, как у ребенка, оставшегося без попечения родителей, поскольку таких оснований ФЗ N159-ФЗ не содержит. Полагает, что истица будет иметь право на внеочередное получение жилья, как проживающая в ветхом жилом помещении, в этом случае обеспечение ее жилым помещением является обязанностью органов местного самоуправления, данное утверждение подтверждается представлением прокуратуры Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ При вынесении решения суд не принял во внимание, что согласно ч. 6 ст. 5 Закона N98-4-ЗКО заключение договоров социального найма жилого помещения с гражданином, которому предоставляется жилое помещение жилищного фонда Костромской области, осуществляется уполномоченным органом по содержанию имущества казны Костромской области, которым в соответствии с п. 4 Порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам предоставления жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договору социального найма детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящихся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 29.12.2009 г. N438-а, является департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, который от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности. У администрации отсутствуют полномочия по заключению с гражданами договоров социального найма. Из положений Закона Костромской области от 25 декабря 2006 года N98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений из жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма", Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" следует, что жилые помещения предоставляются при наличии свободных изолированных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области, однако, таких помещений не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая возникший спор, суд пришел к выводу о том, что Доброва Е.С. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет, является лицом, нуждающимся в жилом помещении, а потому должна быть обеспечена жильем во внеочередном порядке, при этом обязанность по предоставлению жилья лежит на администрации Костромской области.
Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона, основания для признания его неправильным отсутствуют.
Как видно из материалов дела, Доброва Е.С. является лицом из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей. Ее родители решением Павинского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав. До 9 лет Доброва Е.С. находилась в приюте "Родничок" "адрес", затем направлена в Галичскую школу-интернат, в 2003 году передана на воспитание в приемную семью ФИО15., в которой воспитывалась до 18 лет. С 2008 года обучалась в ГОУ НПО "Профессиональное училище N "адрес"", которое не окончила.
Доброва Е.С. с ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес" (нумерация домов отсутствовала). ДД.ММ.ГГГГ в связи с передачей в приемную семью она была снята с регистрационного учета и зарегистрирована по месту проживания с приемными родителями по адресу: "адрес".
На основании постановления главы администрации Павинского района N от ДД.ММ.ГГГГ за Добровой Е.С. было закреплено жилое помещение по месту жительства ее родителей по адресу: "адрес", жилая площадь "данные изъяты" кв.м. (л.д. 11).
Постановлением N от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации Павинского сельского поселения Павинского муниципального района Костромской области Доброва Е.С. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом вне очереди по договору социального найма, как относящаяся к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставлена на очередь с порядковым номером 23 (л.д. 132).
ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Павинского муниципального района Костромской области вынесено постановление N о снятии закрепления жилого помещения по адресу: "адрес" (л.д. 19).
Постановлением N от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации Павинского сельского поселения Павинского муниципального района Костромской области Доброва Е.С. поставлена на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом вне очереди по договору социального найма, как относящаяся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постановление N от ДД.ММ.ГГГГ отменено (л.д. 20).
Приказом N от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства N2 Доброва Е.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений (л.д. 24).
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ), с последующими изменениями и дополнениями (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма закреплена в пункте 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, а также в части 1 статьи 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" (далее - Закон Костромской области от 19 декабря 2005 года N348-ЗКО).
Статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ установлено, что предусмотренные этим законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации и пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в котором также указано, что эти полномочия осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Статьей 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N348-ЗКО (в редакции, действовавшей в спорный период) определено, что предоставление жилых помещений обозначенной категории граждан осуществляется по договорам социального найма в порядке, установленном Законом Костромской области от 25 декабря 2006 года N98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма".
Такой порядок прописан в статье 5 названного Закона и им, в частности, предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Костромской области, предоставляемые по договорам социального найма, учитываются в составе казны Костромской области (часть 1), предоставляются гражданам на основании решения администрации Костромской области по представлению уполномоченного органа (часть 4).
Таким образом, действующим законодательством реализация полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), возложена на органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
С учетом этого суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению жилого помещения Добровой Е.С. на администрацию Костромской области.
Довод апелляционной жалобы о том, что у Добровой Е.С. имеется закрепленное жилое помещение по адресу: "адрес", был предметом рассмотрения в суде первой инстанции, судом тщательно проверялся и правильно признан несостоятельным.
Как видно из материалов дела и установлено судом, жилое помещение по адресу: "адрес", в котором проживала Доброва Е.С. с родителями, числится на балансе колхоза "данные изъяты" После лишения родительских прав родители Добровой Е.С. выехали из жилого помещения. В указанном жилом помещении с 2009 года проживают и зарегистрированы ФИО10 и ФИО11 Жилое помещение было предоставлено ФИО10 в период его работы в колхозе "данные изъяты" В родственных отношениях с Добровой Е.С. данные лица не состоят.
В соответствии с актом обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ и заключения от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, утвержденной постановлением главы администрации Павинского сельского поселения от 31.12.2008 г. N44, указанное жилое помещение не соответствует требованиям, предъявленным к жилому помещению и не пригодно для проживания граждан вследствие аварийности.
Как указано выше, основанием для постановки Добровой Е.С. на учет нуждающихся в жилых помещениях в 2009 году явилось то, что закрепленное за истицей жилое помещение находится в аварийном состоянии, для проживания непригодно.
Эти обстоятельства представителем администрации Костромской области не опровергнуты, доказательств того, что жилое помещение, которое ранее было закреплено за Добровой Е.С., отвечает установленным к жилым помещениям требованиям, не представлено.
Частями 1 и 2 ст. 15ЖК РФ установлено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое как объект жилищных прав пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
По правилам ст. 51 ЖК РФ одним из оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является их проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Из вышеприведенных законоположений, в их взаимосвязи со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны быть обеспечены вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, если они не имеют закрепленного жилого помещения. Вместе с тем, если их проживание в закрепленном за ними ранее занимаемом жилом помещении признается невозможным, в том числе по причине несоответствия данного жилого помещения установленным санитарным и техническим правилам и нормам, это является основанием для признания их нуждающимися в жилых помещениях.
Поскольку жилое помещение, ранее закрепленное за Добровой Е.С. по месту жительства родителей, непригодно для проживания, то довод представителя ответчика об отсутствии оснований для предоставления истице жилого помещения в связи с наличием закрепленного за ней жилого помещения несостоятелен, как не основанный на законе и обстоятельствах дела, установленных судом.
Судебная коллегия считает ошибочным довод заявителя апелляционной жалобы о том, что в случае признания закрепленного жилого помещения непригодным для проживания у истицы возникают основания для предоставления жилого помещения как у лица, проживающего в ветхом жилье, а не как у ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05 марта 2009 года N376-О-П, Определении от 07 июня 2011 г. N746-О-О предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49 и часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Федеральный законодатель, установивший в Жилищном кодексе Российской Федерации правовое регулирование отношений по внеочередному обеспечению жилыми помещениями, ограничил круг лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями из жилищного фонда социального использования, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: в силу части 2 статьи 49 данного Кодекса жилые помещения предоставляются по договору социального найма - как в порядке очереди, так и вне очереди - только тем гражданам, которые признаны в установленном порядке малоимущими.
Одновременно Жилищным кодексом Российской Федерации фактически был расширен перечень оснований признания лиц, относящихся к рассматриваемой категории, нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку в системной связи с положениями части 1 статьи 51, части 1 и пунктов 1 и 3 части 2 статьи 57 данного Кодекса (и учитывая, что в пункте 2 части 2 его статьи 57 не указаны основания признания их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как они были указаны в статье 37 Жилищного кодекса РСФСР) пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предполагает, что они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях на общих основаниях - как на основании пункта 1 части 1 статьи 51 (отсутствие у них жилого помещения, занимаемого ими в качестве нанимателя или члена семьи нанимателя по договору социального найма либо на основании права собственности или права члена семьи собственника), который соответствует правовому регулированию, действовавшему до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, так и на основании пунктов 2 - 4 части 1 статьи 51 (обеспеченность лиц, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; проживание лиц, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности).
Таким образом, из изложенного следует, что детям-сиротам возможно предоставление жилого помещения по договору социального найма, если закрепленное за ними помещение не отвечает установленным для жилых помещений требованиям.
Ссылки представителя ответчика на то, что приказом N от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства N2 Доброва Е.С. исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма, поскольку имеется закрепленное жилье, были предметом исследования суда первой инстанции, их необоснованность отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
Доводы жалобы о том, что предоставление жилого помещения из жилищного фонда Костромской области производится лишь при наличии свободных жилых помещений, а таких помещений не имеется, также несостоятельны.
В силу части 4 статьи 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N348-ЗКО приобретение жилых помещений для граждан той категории, к которой относится истица, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, установленном администрацией Костромской области.
Порядок финансирования расходов на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, в Костромской области утвержден постановлением администрации Костромской области от 01 сентября 2008 года N290-а.
Изложенное свидетельствует о том, что законодательством Костромской области урегулированы вопросы приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому, как правильно указал суд, отсутствие свободных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области и денежных средств на их приобретение не должно влиять на гарантированное истице право на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Доводы апелляционной жалобы о неисполнимости решения суда в связи с тем, что у администрации Костромской области отсутствуют полномочия по заключению с гражданами договоров социального найма, не состоятельны.
В соответствии со статьей 57 (часть 4) Жилищного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований указанного Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
В силу статьи 63 (часть 1) Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
По смыслу указанных правовых норм в их взаимосвязи основанием для возникновения права пользования жилым помещением по договору социального найма выступают два юридических факта - принятие решения о предоставлении жилого помещения и заключение договора социального найма жилого помещения, причем принятие решения о предоставлении жилого помещения порождает обязанность заключить договор социального найма.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона Костромской области от 25.12.2006 г. N98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам на основании решения администрации Костромской области.
Таким образом, администрация Костромской области полномочна принимать решения о предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области, к чему она правомерно обязана обжалуемым решением суда.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции, их необоснованность отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
В этой связи апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 26 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Костромской области Красавиной Е.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.