Апелляционное определение СК по гражданским делам Костромского областного суда от 11 марта 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Веремьевой И.Ю.,
судей Болонкиной И.В., Лукоянова А.Н.,
при секретаре Лбовой Ю.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя администрации Костромской области Красавиной Е.Е. на решение Свердловского районного суда г.Костромы от 05 декабря 2012 г., которым на субъект Российской Федерации - Костромскую область в лице администрации Костромской области возложена обязанность предоставить Гончаровой Евгении Евгеньевне по договору социального найма изолированное жилое помещение с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям на территории муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области.
Заслушав доклад судьи Веремьевой И.Ю., выслушав объяснения Гончаровой Е.Е., прокурора Рыловой Т.В., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Нерехтский межрайонный прокурор Костромско й области в интересах Гончаровой Е.Е. обратился в суд с иском к администрации Костромской области об обязании предоставить Гончаровой Е.Е. вне очереди по договору социального найма изолированное жилое помещение, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям на территории муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области, мотивируя тем, что в ходе проведенной проверки установлено, что Гончарова (до брака Носова) Е.Е. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать Носова Т.Г. умерла 05 июля 2003 г., отец Носов Е.М. лишен родительских прав решением Островского районного суда от 14 мая 2007 г. Постановлением главы администрации Островского муниципального района N246 от 11 октября 2006 г. Гончарова Е.Е. передана на попечение Носову П.Е., с момента установления попечительства проживала с опекуном. В 2009 г. закончила ГУО НПО "Профессиональное училище N27" г.Нерехты Костромской области. За Гончаровой Е.Е. постановлением главы администрации Островского муниципального района N246 от 11 октября 2006 г. закреплено жилое помещение по адресу: Островский район, д.Климово, ул.Центральная, д.18. Однако указанное жилое помещение постановлением администрации Островского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области N34 от 25 мая 2011 г. признано непригодным для проживания, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям. Приказом территориального отдела социальной защиты населения по муниципальному району город Нерехта N181-0 от 13 июля 2011 г. Гончарова Е.Е. была включена в списки детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. 16 января 2012 г. Гончарова Е.Е. была исключена из списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения из жилищного фонда Костромской области, со ссылкой на то, что жилое помещение ей должно быть предоставлено вне очереди органами местного самоуправлении в соответствии со ст.57 ЖК РФ. В настоящее время Гончарова Е.Е. проживает на съемной квартире по адресу: "адрес"80, зарегистрирована по адресу: "адрес"4. Жилого помещения, принадлежащего на праве собственности, ином законном основании не имеет.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация Островского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области и администрация муниципального образования городское поселение город Нерехта муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области.
По делу постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Костромской области по доверенности Красавина Е.Е. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Со ссылкой на нормы ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", указывает, что в данном случае не соблюдено два условия для предоставления жилого помещения: у истицы имеется закрепленное жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", д.Климово, "адрес", истица не поставлена на соответствующий учет. Обращает внимание, что право пользования указанным жилым помещением сохранялось за истицей до окончания ее обучения, то есть до 2009 г. В течение более трех лет после окончания обучения истица жилым помещением не пользовалась, оно было брошено и разрушалось вследствие его не использования по назначению. Указывает, что факт признания жилого помещения ветхим, не является основанием для внеочередного предоставления жилых помещений детям-сиротам, полагает, что обязанность обеспечить истицу жилым помещением лежит на администрации местного самоуправления. Считает, что в решении суда необоснованно указано, что жилое помещение должно быть предоставлено истице на территории муниципального района город Нерехта и Нерехтский район. Город Нерехта и Нерехтский район не являются местом ее выявления, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отмечает, что истица в настоящее время обучается в высшем учебном заведении. Статьей 5 ФЗ N159-ФЗ предусмотрено, что, установленные данным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации. При этом в статье 5 указанного ФЗ законодатель определил, что дети-сироты и дети-сироты, обучающиеся в федеральных образовательных учреждениях - разные категории. Ст.132 БК РФ установлено, что Федерация производит софинансирование расходных обязательств субъекта по предметам совместного ведения. Поскольку обеспечение дополнительными гарантиями детей-сирот, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях, не является расходными обязательствами субъекта, субвенции, получаемые из федерального бюджета, не могут быть использованы на обеспечение расходных обязательств Федерации.
В возражениях относительно апелляционной жалобы Нерехтский межрайонный прокурор Чижов Л.А. считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованным выводам о том, что Гончарова Е.Е. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет, признана нуждающейся в жилье, состоит в льготной очереди на право получения жилой площади, в связи с чем имеет право на обеспечение жилым помещением, при этом обязанность по предоставлению жилья лежит на администрации Костромской области.
Данные выводы основаны на материалах дела, подробно мотивированы судом с приведением положений законодательства, основания для признания их неправильными отсутствуют.
Как видно из материалов дела и установлено судом, ФИО1 (до замужества Носова), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО7 лишен родительских прав решением Островского районного суда Костромской области от 14 мая 2007 г.
Постановлением главы администрации Островского муниципального района N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 назначен попечителем ФИО11 Пунктом 3 данного постановления за несовершеннолетней закреплено право на жилую площадь по адресу: "адрес", де "адрес" до достижения совершеннолетия.
25 июня 2009 г. Гончарова (Носова) Е.Е. закончила ГОУ НПО "Профессиональное училище N27 г.Нерехта.
До 18 сентября 2009 г. Гончарова Е.Е. была зарегистрирована по месту жительства в де "адрес". С ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес"4. Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности ФИО12 и ФИО13
Постановление о закреплении за Гончаровой Е.Е. жилого помещения в Островском районе органом местного самоуправления не отменялось.
На основании решения жилищной комиссии администрации муниципального образования городское поселение город Нерехта от 19 июня 2012 г. о принятии Гончаровой Е.Е. на учет нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п.п.2 п.1 ст.51 ЖК РФ по общей очереди и по льготной очереди детей-сирот, главой администрации городского поселения город Нерехта 19 июня 2012 г. вынесено постановление N165 о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Гончарову Е.Е. за N533 по общей очереди в соответствии с п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ и по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах РФ или по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей на момент разрешения спора) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.6 Закона Костромской области N348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, исходя из фактически свободных изолированных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области.
Предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществляется по договорам социального найма в порядке, установленном Законом Костромской области N98-4-ЗКО от 25 декабря 2006 г. "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" с учетом положений настоящей статьи.
Статьей 5 Закона Костромской области "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" определен порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договору социального найма, предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Костромской области, предоставляемые по договорам социального найма, учитываются в составе казны Костромской области (часть 1), жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам на основании решения администрации Костромской области по представлению уполномоченного органа (часть 4).
Таким образом, действующим законодательством реализация полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в Костромской области возложена на органы государственной власти субъекта Российской Федерации, в связи с чем суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению жилого помещения истцу на администрацию Костромской области.
Доводы апелляционной жалобы о том, что такая обязанность возложена на органы местного самоуправления, ошибочны, поскольку в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", данные органы соответствующими полномочиями в Костромской области не наделялись.
Довод жалобы об отсутствии оснований для предоставления Гончаровой Е.Е. жилья в связи с наличием закрепленного жилого помещения несостоятелен, как не основанный на законе и обстоятельствах дела, установленных судом.
Так, согласно заключению межведомственной комиссии Островского сельского поселения от 24 мая 2011 г. жилое помещение по адресу: "адрес", де "адрес" не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, в связи с ухудшением из-за физического износа в процессе эксплуатации, приведшего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований и отсутствии централизованного водоснабжения. Комиссия приняла заключение о непригодности указанного жилого помещения для проживания.
Как следует из пояснений Гончаровой Е.Е. в судебном заседании, дом, где она была зарегистрирована вместе с братьями и сестрами, она покинула еще до лишения отца родительских прав, так как жить с ним в силу его неправильного поведения было невозможно. Ее старший брат, под опеку которого впоследствии она с братьями и сестрами была отдана, снял соседний дом, где они все вместе проживали и откуда она поехала учиться в г.Нерехту в училище. Последний раз она приезжала в дер.Климово после окончания учебы в 2009 г., дом был фактически разрушен, нежилой, непригоден для проживания.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что на момент окончания истицей учреждения профессионального образования жилого помещения, в которое она могла бы вернуться для проживания, не было, является правильным, а доводы апелляционной жалобы о том, что в течение более трех лет после окончания обучения истица жилым помещением не пользовалась, оно было брошено и разрушалось вследствие его не использования по назначению, судебной коллегией приняты быть не могут.
При этом судом обоснованно принято во внимание, то обстоятельство, что поскольку закрепленное жилое помещение принадлежало по договору купли-продажи отцу Гончаровой Е.Е., бремя по содержанию и ремонту указанного жилого помещения лежало на собственнике дома.
Частями 1 и 2 ст.15 ЖК РФ установлено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое как объект жилищных прав пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
По правилам ст.51 ЖК РФ одним из оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является их проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Из вышеприведенных законоположений, в их взаимосвязи со ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны быть обеспечены вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, если они не имеют закрепленного жилого помещения. Вместе с тем, если их проживание в закрепленном за ними ранее занимаемом жилом помещении признается невозможным, в том числе по причине несоответствия данного жилого помещения установленным санитарным и техническим правилам и нормам, это является основанием для признания их нуждающимися в жилых помещениях.
Следовательно, истица не может быть признана обеспеченной жильем, поскольку закрепленное за ней жилое помещение признано непригодным для проживания.
В связи с изложенным не могут быть приняты и доводы жалобы о том, что в материалах дела отсутствует информация о том, чем подтвержден факт непригодности жилого помещения.
Судебная коллегия полагает, что данный факт нашел достаточное подтверждение в ходе судебного разбирательства. Заключение межведомственной комиссии Островского сельского поселения в установленном порядке не оспаривалось, не отменено, каких-либо доказательств пригодности жилого дома в де "адрес" для проживания или возможности его восстановления ответчиком не представлено.
Делая вывод о месте предоставления жилья, суд указал, что Гончарова Е.Е. должна быть обеспечена жилым помещением по месту ее постоянного жительства на территории муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области.
Оснований не согласиться с указанным выводом у судебной коллеги не имеется.
Как видно из материалов дела с 2006 по 2009 года Гончарова Е.Е. обучалась в ГОУ НПО ПУ N27 г.Нерехта. По окончании образовательного учреждения осталась проживать в г.Нерехта, где в 2009 г. зарегистрировала брак и стала снимать жилье, проживает в г.Нерехта Костромской области длительное время, имеет постоянную регистрацию по месту жительства, поставлена на учет нуждающихся по месту жительства.
При таких обстоятельствах суд обоснованно указал, что применительно к ст.8 Федерального закона N159-ФЗ от 21.12.1996 г. местом жительства истицы является "адрес" и жилое помещение должно быть ей предоставлено на территории города Нерехта.
В связи с чем с доводами апелляционной жалобы о неправильном определении места предоставления истице жилого помещения согласиться нельзя.
Ссылка в апелляционной жалобе на ст.5 Федерального закона N159-ФЗ от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в соответствии с которой установленные данным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации, также не является основанием для отмены принятого судом решения.
Судом установлено, что 25 июня 2012 г. Гончарова Е.Е. окончила обучение в ГОУ НПО Профессиональное училище N27, следовательно с этого времени она приобрела право на внеочередное предоставление жилого помещения из жилищного фонда администрации Костромской области на территории муниципального района г.Нерехта и Нерехтский район Костромской области.
Доводы апелляционной жалобы о неисполнимости решения суда в связи с тем, что у администрации Костромской области отсутствуют полномочия по заключению с гражданами договоров социального найма, несостоятельны.
В соответствии со ст.57 (часть 4) ЖК РФ решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований указанного Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
В силу ч.1 ст.63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
По смыслу указанных правовых норм в их взаимосвязи, основанием для возникновения права пользования жилым помещением по договору социального найма выступают два юридических факта - принятие решения о предоставлении жилого помещения и заключение договора социального найма жилого помещения, причем принятие решения о предоставлении жилого помещения порождает обязанность заключить договор социального найма.
В соответствии с ч.4 ст.5 Закона Костромской области N98-4-ЗКО от 25.12.2006 г. "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам на основании решения администрации Костромской области.
Таким образом, администрация Костромской области полномочна принимать решения о предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области, к чему она правомерно обязана обжалуемым решением суда.
Согласно части 4 статьи 6 Закона Костромской области N348-ЗКО от 19 декабря 2005 г. приобретение жилых помещений для граждан той категории, к которой относится истец, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, установленном администрацией Костромской области.
Порядок финансирования расходов на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, в Костромской области утвержден постановлением администрации Костромской области N290-а от 01 сентября 2008 г.
Таким образом, законодательством Костромской области урегулированы вопросы приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствие свободных жилых помещений в жилищном фонде области не освобождает администрацию Костромской области от исполнения обязанности по предоставлению жилья Гончаровой Е.Е. Право истицы на предоставление жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от наличия свободного жилья.
Учитывая изложенное, ссылка в жалобе на то, что жилые помещения из жилищного фонда предоставляются указанной категории лиц лишь при наличии свободных изолированных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области, не может быть принята во внимание.
В целом доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г.Костромы от 05 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Костромской области Красавиной Е.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий:-
Судьи:-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.