Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
Председательствующего Кулаковой И.А.,
и судей: Лукьяновой С.Б. и Демьяновой Н.Н.,
при секретаре Смирновой И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя администрации Костромской области Карпенко Е.А. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 20 ноября 2012 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Островского района Костромской области в интересах Сизова И.С., администрация Костромской области обязана предоставить Сизову И.С. изолированное жилое помещение с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям на территории Островского района Костромской области.
Заслушав доклад судьи Лукьяновой С.Б., выслушав объяснения представителя ответчика администрации Костромской области Пахомова В.В., истца Сизова И.С., прокурора Рыловой Т.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Островского района Костромской области обратился в суд с иском в интересах Сизова И.С. к администрации Костромской области о внеочередном предоставлении изолированного жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области, благоустроенного, отвечающего санитарным и техническим требованиям на территории Островского района Костромской области. Требования мотивированы тем, что Сизов И.С., ... года рождения, является лицом из числа детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей. Его мать Н. и отец Ю. решением ... районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав. После расторжения брака с Ю., Н. с детьми проживала с А. по адресу: "адрес". После смерти А.., ДД.ММ.ГГГГ, в права наследования на принадлежащий ему дом по указанному адресу вступили его мать Т. и сын Д. в настоящее время домовладение является их собственностью. "адрес" Сизов И.С. выбыл из указанного жилого помещения сначала в ОГУ " Учреждение 1", затем в ОГУ " Учреждение 2", где в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на полном государственном обеспечении, затем обучался в ГОУ СПО " Техникум" до ДД.ММ.ГГГГ. На основании постановления главы администрации Островского района N 170 от 01 сентября 2004 года Сизов И.С. включен в список детей, нуждающихся в жилом помещении по договорам социального найма. Сизов И.С. не имеет закрепленного жилого помещения, а также иного помещения в собственности или на ином законном праве, с ДД.ММ.ГГГГ г. снят с регистрационного учета по адресу: "адрес" (по месту нахождения ОГУ " Учреждение 2"), в настоящее время не имеет регистрации по месту жительства и вынужден проживать на съемной квартире.
Со ссылкой на нормы Федеральных Законов "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", ч.3,4 ст. 49, ч.2 ст. 57 ЖК РФ, Закон Костромской области "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Костромской области", Закон Костромской области "О предоставлении жилых помещений на территории Костромской области по договорам социального найма" прокурор полагает, что на администрации Костромской области лежит обязанность по обеспечению Сизова И.С. вне очереди жилым помещением.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечена администрация Островского муниципального района Костромской области.
По делу постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Костромской области Карпенко Е.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку при вынесении решения судом не применены правовые нормы, подлежащие применению.
Указывает, что Сизов И.С. был выявлен в д. Новоселки Островского сельского поселения, которое является самостоятельным муниципальным образованием, при этом Островский муниципальный район состоит из шести сельских поселений, поэтому оснований для удовлетворения требований о предоставлении Сизову И.С. жилого помещения на территории всего Островского муниципального района Костромской области у суда не имелось.
Считает, что исходя из положений ч.2, 3 ст.49, ч.1, 2 ст. 52, п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, Определения Конституционного Суда РФ от 05 марта 2009 г. N376-О-П ограничивается круг лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями из жилищного фонда социального использования, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: в силу ч.2 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения предоставляются по договору социального найма, как в порядке очереди, так и вне очереди только тем гражданам, которые признаны в установленном порядке малоимущими. Однако материалами дела не подтверждено, что Сизов И.С. в установленном порядке был признан малоимущим.
Обращает внимание, что у администрации Костромской области отсутствуют полномочия по заключению с гражданами договоров социального найма, поскольку в соответствии с п.4 Порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам предоставления жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 29.12.2009 N 438-а, органом, заключающим с такими гражданами договоры социального найма, является департамент имущественных и земельных отношений Костромской области. При предоставлении гражданам по договору социального найма жилого помещения из жилищного фонда Костромской области администрация области принимает распоряжение о предоставлении жилого помещения из жилищного фонда Костромской области и поручает уполномоченному органу заключить договоры социального найма. Однако судом обязанность по предоставлению Сизову И.С. жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области была возложена на администрацию Костромской области, которая не заключает договора социального найма, поэтому решение суда не исполнимо.
Полагает, что администрация Островского района приняла на себя обязательство по предоставлению Сизову И.С. жилого помещения по достижении им совершеннолетия, что следует из постановления главы администрации Островского района от 01 сентября 2004 года N170, которое является действующим.
В возражениях относительно апелляционной жалобы глава администрации Островского муниципального района Костромской области Полякова Г.А. возражает в удовлетворении апелляционной жалобы администрации Костромской области.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации Костромской области Пахомов В.В. доводы апелляционной жалобы поддержал, истец Сизов И.С. и прокурор Рылова Т.В. полагали решение суда законным и обоснованным.
Представители третьих лиц: администрации Островского муниципального района Костромской области, департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департамента государственного имущества и культурного наследия Костромской области, департамента финансов Костромской области в суд не явились, что не препятствует рассмотрению дела, поскольку о времени и месте судебного заседания они извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая возникший спор, суд пришел к выводу о том, что Сизов И.С. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет, является лицом, нуждающимся в жилом помещении, а потому должен быть обеспечен жильем во внеочередном порядке, при этом обязанность по предоставлению жилья лежит на администрации Костромской области.
Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона, основания для признания его неправильным отсутствуют.
Как видно из материалов дела, Сизов И.С., ... года рождения, является лицом из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей. Его родители - Н. и Ю. решением Островского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав.
Постановлением главы администрации Островского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N Сизов И.С. был направлен в детское государственное учреждение, постановлено предоставить ему жилую площадь на территории Островской сельской администрации вне очереди по достижению совершеннолетия.
ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссией при Островской сельской администрации Островского района принято решение о закреплении за Сизовым И.С. права на внеочередное получение жилого помещения по достижении совершеннолетнего возраста после возвращения из детского учреждения.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Сизов И.С. воспитывался в ОГУ " Учреждение 2" и находился на полном государственном обеспечении, был зарегистрирован по месту нахождения детского дома: "адрес" до ДД.ММ.ГГГГ, выбыл в связи с окончанием обучения в школе и направлением для дальнейшего обучения в лицей N.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в ГОУ СПО " Техникум" (ранее ГОУ СПО " лицей N"), на время обучения проживал в общежитии техникума по адресу: "адрес", ДД.ММ.ГГГГ был отчислен, в связи с чем покинул общежитие.
После отчисления из учебного заведения Сизов И.С. не имеет регистрации по месту жительства, в настоящее время снимает жилье в г.Костроме.
Из письма администрации Островского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области от 02 августа 2012 года следует, что Сизов И.С. состоит на учете в администрации Островского сельского поселения как нуждающийся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с 01 апреля 2004 г. и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
Постановлением администрации Островского муниципального района Костромской области от 29 января 2013 года N33 постановление главы администрации Островского района от 01 сентября 2004 года N170 "О направлении несовершеннолетних в детское государственное учреждение" признано утратившим силу.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей на момент разрешения спора) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Согласно ч. 1 ст. 6 Закона Костромской области N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, исходя из фактически свободных изолированных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области.
Предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществляется по договорам социального найма в порядке, установленном Законом Костромской области от 25 декабря 2006 года N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" с учетом положений настоящей статьи.
Статьей 5 Закона Костромской области N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" определен порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договору социального найма, предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Костромской области, предоставляемые по договорам социального найма, учитываются в составе казны Костромской области (часть 1), жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам на основании решения администрации Костромской области по представлению уполномоченного органа (часть 4).
Таким образом, действующим законодательством реализация полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в Костромской области возложена на органы государственной власти субъекта РФ.
В связи с чем, вывод суда о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения истцу на администрацию Костромской области является правильным, а доводы апелляционной жалобы о том, что такая обязанность возникла у администрации Островского района - несостоятельными.
Делая вывод об отсутствии у Сизова И.С. закрепленного жилья, суд правомерно исходил из того, что Сизов И.С. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо на ином законом основании, в том числе на момент помещения его в детское учреждение, у него отсутствуют жилые помещения на праве собственности, не имеют жилья и его родители, по месту жительства он регистрации не имеет.
Указанный вывод ответчиком в апелляционной жалобе не оспаривается.
По сведениям, имеющимся в материалах дела, иного недвижимого имущества в собственности Сизова И.С. не имеется, в связи с чем судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что в данном случае истец не реализовал свое право на получение жилого помещения в порядке реализации мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С доводами апелляционной жалобы о неисполнимости решения суда в связи с тем, что у администрации Костромской области отсутствуют полномочия по заключению с гражданами договоров социального найма, согласиться нельзя.
В соответствии с ч.4 ст.57 ЖК РФ решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований указанного Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
В силу ч.1 ст.63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
По смыслу указанных правовых норм в их взаимосвязи, основанием для возникновения права пользования жилым помещением по договору социального найма выступают два юридических факта - принятие решения о предоставлении жилого помещения и заключение договора социального найма жилого помещения, причем принятие решения о предоставлении жилого помещения порождает обязанность заключить договор социального найма.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона Костромской области от 25.12.2006г. N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам на основании решения администрации Костромской области.
Таким образом, администрация Костромской области наделена полномочиями принимать решения о предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области, к чему она правомерно обязана обжалуемым решением суда.
Делая вывод о месте предоставления жилья, суд указал, что Сизов И.С. должен быть обеспечен жилым помещением на территории Островского района Костромской области.
При этом суд обоснованно не согласился с доводами представителя ответчика о том, что жилое помещение должно быть предоставлено на территории Островского сельского поселения.
Как правильно указано судом, ответчик не лишен права предоставить истцу жилое помещение, в том числе и на территории данного сельского поселения, находящегося на территории Островского района Костромской области.
Поскольку местом выявления Сизова И.С. является территория Островского муниципального района Костромской области, вывод суда о том, что жилое помещение должно быть предоставлено истцу на территории указанного муниципального района является правильным, а доводы апелляционной жалобы о неправильном определении места предоставления истцу жилого помещения несостоятельными.
Частью 3 ст. 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма. К числу таких лиц отнесены и дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей.
В связи с чем доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление жилых помещений указанной категории лиц из числа детей-сирот возможно только в случае признания их малоимущими, являются несостоятельными, как не основанные на законе.
Статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ограничений для реализации права на внеочередное предоставление жилых помещений, связанных с признанием детей, оставшихся без попечения родителей, малоимущими, не содержит.
При решении вопроса о возможности обеспечения жилым помещением во внеочередном порядке указанной категории граждан обстоятельством, имеющим значение для дела, является нуждаемость в жилом помещении, факт наличия которой судом установлен.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 20 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Костромской области Карпенко Е.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.