Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Веремьевой И.Ю.,
судей Лукоянова А.Н. и Болонкиной И.В.,
при секретаре Лбовой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Шкердина В.А. и его представителя Шкердина А.М. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 29 ноября 2012 года по гражданскому делу по иску Шкердина В.А. к УФСИН России по Костромской области о восстановлении права на выплату пенсии и по встречному иску УФСИН России по Костромской области к Шкердину В.А. об установлении пенсии по инвалидности с учетом повышения должностного оклада на семь процентов, которым в удовлетворении первоначального и встречного исков отказано.
Заслушав доклад судьи Лукоянова А.Н., выслушав объяснения истца Шкердина В.А. и его представителя Шкердина А.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шкердин В.А. обратился в суд с названным иском, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ он уволен из уголовно-исполнительной системы Минюста России по Костромской области на основании пункта "ж" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по болезни). Выслуга лет на день увольнения (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.) составила в календарном исчислении 15 лет 04 месяца 19 дней, в льготном исчислении - 20 лет 10 месяцев 12 дней. После увольнения пенсия Шкердину В.А. назначена и исчислена в соответствии с действовавшим на момент увольнения законодательством. С 01 января 2012 года в связи с внесением изменений в нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы пенсионного обеспечения сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, изменился порядок расчета пенсии, выплачиваемой Шкердину В.А.: надбавка за выслугу лет снижена с 45 % до 20 %; не применяется надбавка в размере 15 % от должностного оклада за службу в исправительной колонии строгого режима; пенсия рассчитывается от 54 % денежного довольствия, а не от 100 % как было ранее. По справке УФСИН РФ по Костромской области размер пенсии Шкердина В.А. с 01.01.2012 г. составляет "данные изъяты" рублей. Однако с учетом увеличения размера окладов и при применении действовавшего до 31.12.2011 г. порядка размер пенсии Шкердина В.А. должен составлять "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек. Новый порядок расчета пенсии, по мнению истца, нарушает его конституционные права, а также права, предусмотренные действовавшим до 31.12.2011 г. федеральным законодательством. Этот порядок должен применяться к сотрудникам, уходящим на пенсию после 01 января 2012 года.
Шкердин В.А. просил:
- признать за ним право на исчисление ему пенсии с 01.01.2012 г. на основании законодательства, в соответствии с которым ему была начислена пенсия, получаемая им до 31.12.2011 г.;
- обязать УФСИН России по Костромской области с 01.01.2012 г. производить начисление пенсии с учетом надбавки за выслугу лет в размере 45 %, с учетом увеличения должностного оклада за службу в колонии строгого режима на 15 % и исходя из 100 % денежного довольствия сотрудников, проходящих службу;
- обязать УФСИН России по Костромской области сохранить данный порядок начисления пенсии пожизненно;
- взыскать с УФСИН России по Костромской области в пользу Шкердина В.А. недополученную пенсию за январь-август 2012 года в сумме "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек.
УФСИН России по Костромской области в ходе рассмотрения дела заявлен встречный иск к Шкердину В.А. об установлении ему пенсии по инвалидности с учётом повышения должностного оклада на 7 % за службу в исправительной колонии строгого режима в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.01.2012 г. N 60. В обоснование иска указано, что в соответствии с действующим законодательством с 01.01.2012 г. изменён порядок начисления пенсии пенсионерам уголовно-исполнительной системы. В связи с этим внесены изменения в ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих пенсионное обеспечение сотрудников уголовно-исполнительной системы. В частности, внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 06.05.1994 г. N 477 в части установления увеличений должностных окладов персоналу учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
Свердловским районным судом г. Костромы постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Шкердин В.А. и его представитель Шкердин А.М. просили решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о применении надбавки за выслугу лет в размере 45 % и расчете пенсии, исходя из 100 % денежного довольствия сотрудников, проходящих службу, изменить, исковые требования в данной части удовлетворить. В обоснование указали, что право Шкердина В.А. на надбавку за выслугу лет в размере 45 % предусмотрено Федеральным законом от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)", который до настоящего времени не отменён и не изменён. Формулировки "процентная надбавка за выслугу лет" и "ежемесячная процентная надбавка" не являются равнозначными. При перерасчете пенсии Шкердину В.А. должна применяться формулировка "процентная надбавка за выслугу лет" в ранее установленном размере 45 % от денежного содержания, а ежемесячная надбавка за выслугу лет 20 % должна применяться при исчисления денежного довольствия действующих сотрудников. Применение же формулировки "ежемесячная надбавка" окажется в противоречии с тем обстоятельством, что Шкердин В.А. при отсутствии у него возможности продолжения службы в виду болезни уже никогда не может повлиять на её размер. Полагают, что уровень замещения достигнутого Шкердиным В.А. в период службы денежного довольствия не может быть снижен произвольно по чьей-либо воле и желанию. В случае пересмотра пенсии по инвалидности с 01 января 2012 года по правилам нового законодательства Шкердин В.А. незаконно и несправедливо утратит заработанные добросовестной службой достигнутые показатели для исчисления пенсии, что приведёт к снижению его жизненного уровня, тем самым умаляются его права и нарушаются положения пункта 2 статьи 55 Конституции РФ.
В суде апелляционной инстанции Шкердин В.А. и его представитель Шкердин А.М. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как видно из материалов дела, Шкердин В.А. уволен из уголовно-исполнительной системы Минюста России по Костромской области ДД.ММ.ГГГГ приказом от ДД.ММ.ГГГГ N "данные изъяты" л/с по статье 58 пункту "ж" (по болезни) Положения о службе в органах внутренних дел, выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении 15 лет 04 месяца 19 дней /л.д. 35/.
До 01.01.2012 г. расчет пенсии Шкердину В.А. производился с учетом следующих надбавок и повышений: 45 % за выслугу лет, 15 % - особые условия; размер пенсии - 75 % от денежного довольствия - "данные изъяты" рублей.
После 01.01.2012 г. расчет пенсии производится с учетом надбавки за выслугу лет 20 %, пенсия рассчитывается от 54 % денежного довольствия (75 % от 54 % денежного довольствия), её размер "данные изъяты" рублей /л.д. 5/. При применении повышения за специальные условия - 15 % - размер пенсии составляет "данные изъяты" рубля "данные изъяты" копеек /л.д. 100/.
В соответствии с частью 8 статьи 12 Федерального закона от 08.11.2011 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 309-ФЗ) размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 года в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", подлежат пересмотру с 1 января 2012 года в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) и настоящего Федерального закона.
Согласно части 9 статьи 12 Закона N 309-ФЗ при пересмотре указанных в части 8 настоящей статьи размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" или статьей 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона). Размеры окладов по воинским должностям и должностных окладов и порядок их применения для указанных целей устанавливаются Правительством Российской Федерации до 1 января 2012 года.
Постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 г. N 1022 установлены размеры месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по типовым должностям сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также размеры месячных окладов в соответствии с присвоенным специальным званием сотрудников уголовно-исполнительной системы. Пунктом 3 данного Постановления предусмотрено, что с 1 января 2012 г. оклады месячного денежного содержания, установленные в соответствии с настоящим Постановлением, применяются в целях назначения и пересмотра размеров пенсий гражданам, уволенным или увольняемым со службы в уголовно-исполнительной системе.
В статье 2 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее также - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 3). Сотрудникам устанавливаются дополнительные выплаты, в том числе, ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (часть 6). Ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) устанавливается в следующих размерах при стаже службы (выслуге): 1) от 2 до 5 лет - 10 процентов; 2) от 5 до 10 лет - 15 процентов; 3) от 10 до 15 лет - 20 процентов; 4) от 15 до 20 лет - 25 процентов; 5) от 20 до 25 лет - 30 процентов; 6) 25 лет и более - 40 процентов (часть 7).
В соответствии со статьёй 43 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.
Разрешая возникший спор, суд, проанализировав указанные обстоятельства и нормы законодательства о пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, пришел к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения иска и перерасчета истцу размера пенсии с 01 января 2012 года из 100 % денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, с включением в размер денежного довольствия процентной надбавки за выслугу лет в размере 45 %.
При этом суд исходил из того, что пересмотр пенсии истцу с 01 января 2012 года произведен УФСИН России по Костромской области в соответствии с действующим законодательством, которым установлены новые правила учета денежного довольствия для исчисления пенсий, новые размеры ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), и не предусмотрена возможность пересмотра ранее назначенных пенсий, исходя из новых окладов, но с применением прежнего порядка расчета пенсии - без ограничения размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии.
Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с таким выводом суда.
Положениями пункта 4 вышеуказанного Постановления Правительства РФ от 08.12.2011 г. N 1022 предусмотрено, что в случае если размер пенсии, исчисленный при пересмотре пенсий с применением окладов месячного денежного содержания, установленных в соответствии с настоящим Постановлением, оказывается ниже уровня пенсионного обеспечения, установленного гражданам, проходившим службу в уголовно-исполнительной системе, и членам их семей в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2012 г., таким гражданам и членам их семей сохраняется пенсионное обеспечение на прежнем уровне до приобретения ими права на пенсию в более высоком размере.
Таким образом, приведенные нормативные акты свидетельствуют о том, что с 2012 года осуществлена реформа денежного довольствия лиц, проходивших службу в уголовно-исполнительной системе, которая коснулась не толькоизменения размеров денежного содержания, но и порядка исчисления размера пенсионного обеспечения в процентном соотношении к составляющим денежного довольствия.
В этой связи положения вышеуказанных нормативно-правовых актов возможно рассматривать и применять к спорным правоотношениям лишь в их нормативном единстве, как составные части реформы денежного довольствия лиц, проходящих (проходивших) службу в уголовно-исполнительной системе, а перерасчет пенсий, назначенных до 1 января 2012 года, в силу этих нормативных актов подлежит осуществлению не только с учетом новых размеров денежного содержания, но и с применением новых правил учета денежного довольствия для исчисления пенсий, которые предусматривают снижение размера денежного довольствия, учитываемого при определении размера пенсий лицам, уволенным со службы, со 100 процентов до 54 процентов.
Из материалов дела усматривается, что с 1 января 2012 года пенсия истцу была пересчитана в соответствии с приведенными нормами, и ее размер увеличился.
С учетом этого у суда не имелось оснований для удовлетворения иска.
Довод апелляционной жалобы о неприменении к спорным правоотношениям части 2 статьи 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 (в редакции Федерального закона от 08 ноября 2011 года N 309-ФЗ), в том числе, по причине отсутствия в законе указания о распространении ее действия на пенсионные отношения, возникшие до 1 января 2012 года, несостоятелен по вышеизложенным мотивам и основан на неправильном толковании закона.
Ссылка в жалобе на недопустимость применения этой нормы ввиду того, что она снижает уровень пенсионного обеспечения истца, тем самым вступает в противоречие с Конституцией РФ, также ошибочна, так как правила определения величины денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий, установленные указанной нормой, равно как и изменение размеров надбавки за выслугу лет, входящей в состав такого довольствия, как неоднократно указывалось в Определениях Конституционного Суда РФ (N 1550-О от 24.09.2012, N 1435-О от 17.07.2012, N 1433-О от 17.07.2012, N 868-О от 29.05.2012), не предполагают снижение пенсий, назначенных лицам, уволенным со службы в уголовно-исполнительной системе, поскольку сохранение достигнутого к 01 января 2012 уровня их пенсионного обеспечения гарантируется вышеприведёнными нормами.
Несмотря на снижение процентного соотношения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий лицам, уволенным со службы, норма части 2 статьи 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 направлена на увеличение с 01 января 2012 года абсолютного размера пенсий в денежном выражении.
Как уже отмечено выше, снижения уровня пенсионного обеспечения истца в результате пересмотра размера пенсии с 01 января 2012 года по сравнению с размером пенсии, назначенной ему по нормам ранее действовавшего законодательства, не произошло.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают сделанные судом выводы и не содержат оснований к отмене постановленного судом решения, поскольку по своей сути направлены на иное толкование нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения, для чего достаточных оснований не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 327.1. Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 29 ноября 2012 года в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Шкердина В.А. и его представителя Шкердина А.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.